Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей 5-6 лет.
Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:
В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….. 3

Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16

Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40

2.1 Организация и методы исследования…………………………………….40

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………..52

Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности характера детей дошкольного возраста готовая.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………….. 3

 

Глава I Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии ………..…….. 5

 

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………5

 

1.2 Онтогенез развития характера детей дошкольного возраста…………...16

 

Глава II Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста………………………………………………………..….40

 

2.1 Организация и методы  исследования…………………………………….40

 

2.2 Анализ полученных результатов…………………………………………42

 

Заключение……………………………………………………………………..52

 

Список использованной литературы………………………………………….57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическое пространство ребенка в дошкольном возрасте начинает приобретать семантическую глубину, появляются и проявляются первые обобщения переживаний, вызванных встречами со скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.

Многие исследователи  связывают истоки характера человека с реакцией взрослых на опрятность ребенка в детстве. Прослеживается закономерность: чем строже приучают ребенка к опрятности (часто и  сильно наказывают), тем агрессивнее и замкнутее характер взрослого человека. Подобные факты были описаны М. Мид, З. Фрейдом, И. С. Коном и другими исследователями.

Изучение психологических  особенностей формирования характера детей дошкольного возраста и овладение самоконтролем зависит от индивидуального своеобразия эмоциональных состояний личности, должно учитывать логику нравственного развития, что обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольный возраст является переходным от внешнего, формального  принятия требований взрослого к усвоению их, превращению в мотивы поведения. В это время наряду со становлением стабильных свойств психической реальности ребенок осваивает и ее динамические качества. В.И. Гарбузов, используя данные многолетних наблюдений, писал о том, что «он и ударит осознанно, а, ударив, ждет, что будет, - стерпят или нет, и если стерпят, то ударит снова и уже сильнее. Он идет на конфликт, испытывая терпение родителей, познавая уровень допустимого».

Работы, посвященные проблемам  социального научения детей, убеждают в необходимости рассматривать  упрямство и негативизм детей  этого возраста как пробу качеств, свойств психической реальности.

Проблема формирования характера детей дошкольного возраста изучалась в работах различных психологов - Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Л. Колберга, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсона, А. Валлона.

Цель данной работы: изучение особенностей формирования характера детей  5-6 лет.

Объект исследования: формирование характера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление морально-нравственных качеств самосознания личности в формировании характера детей дошкольного возраста:

В основу исследования положена следующая гипотеза исследования: формирование характера детей дошкольного возраста носит не внутренний характер, а является следствием внешнего воспитательного воздействия.

Для достижения цели использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ  психолого-педагогической и социальной  литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностические  методы

3. Эмпирические методы: наблюдение, беседы.

4. Методы количественного и качественного анализа.

Исследование проводилось  на базе МК ДОУ №11 с. Спицевка. Исследования проводились на выборке из 25 дошкольников, из них 15 мальчиков и 10 девочек, в возрасте 5 - 6 лет.

Практическая значимость работы заключается в систематизации психолого-педагогической и специальной  литературы по проблеме формирования характера детей дошкольного возраста.

 

ГЛАВА I

Теоретический аспекты исследования проблемы: особенности характера детей дошкольного возраста в отечественной психологии

 

1.1 Формирование характера детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных авторов.

 

С точки зрения В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой в зарождении и становлении характера детей 5 - 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Успех ребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с признанием его сверстниками и взрослыми, - это проявление обусловленного отношения человека к человеку. Иными словами, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так - бескорыстно. В регулировании взрослым успешности ребенка Ю. Борген видит возможность создать благоприятную обстановку для полноценного развития каждого ребенка.

В дошкольном возрасте социальное пространство осваивается постепенно, через стремление ребенка реализовывать  свою потребность в любви и  эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание. Реализуя эти потребности, ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам [4, с. 225].

Овладение нравственными  соотносящими действиями приводит к  тому, что ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков  и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной [4, с. 226].

Процесс развития характера уже в течение детства оказывается подчиненным двум типам закономерности: в нем сказываются законы эмпирического мира и законы идеального мира. Реальная и идеальная сфера, эмпирическая и надэмпирическая действительность незаметно входят в моральном (и вообще в духовном) созревании ребенка в глубокую связь между собой.

Формирование характера в нас выражается и в движении чувств, и в работе интеллекта, и в активности, ибо моральная жизнь, формирующая характер, есть особый тип мироотношения, цельная и своеобразная сфера жизни в нас [6, с. 341].

Ребенок чрезвычайно чувствителен к чужим страданиям - конечно, в случае ясного их внешнего выражения. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях: выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает само наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица, в слезах и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости. Это значит, что чувство любви у детей к людям имеет непосредственный, можно сказать, сенсуальный характер [4, с. 227].

Потребность соответствовать  положительному эталону поведения  возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый результат в дальнейшем развитии личности ребенка.

Таким образом, в процессе общения с близкими взрослыми  происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок  поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а  потому что у него возникла потребность  считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим положительному эталону, то тем самым как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - идет присвоение этого образа и осознание через него себя, то есть ребенок в дошкольном возрасте научается соотносить свое понимание эталона поведения и собственное поведение. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.

Возраст 3 - 6 лет, согласно классификации психосексуального развития З. Фрейда, соответствует фаллической фазе развития. Фрейд утверждал, что такие моральные чувства, как гордость, стыд, вина, служат детерминантами нравственного поведения и что интернализация моральных принципов становиться решающим шагом на пути к моральной зрелости.

В исследованиях нравственности Ж. Пиаже использовал два основных метода:

1. Детей расспрашивали  о правилах разных игр. Согласно  Ж. Пиаже, игры детей представляют собой своего рода микрокосмос социального мира в целом, с собственными социальными нормами, закрепленными в процессе межличностного взаимодействия, санкциями за нарушение правил и т.д. Именно по этой причине, изучая игры, можно получить некоторое представление об уровне нравственного развития ребенка. Пиаже интересовала, как способность ребенка придерживаться определенных правил, так и понимание им происхождения и сути правил. Беседы с ребенком должны были прояснить следующие вопросы: каковы правила игры; всегда ли правила игры были такими, какие они сейчас; можно ли изменить правила?

Представления детей о  правилах в процессе развития определенно  изменяются. Младшие дети склонны рассматривать правила как нечто незыблемое, не измененяемое - правила всегда были такими, какие они сейчас, и не могут быть изменены. Старшие дети значительно яснее осознают то, что правила игр, если не полностью, то частично условны и изменяемы. Этот сдвиг в представлениях об игре, с точки зрения Пиаже, отражает значительно более серьезный переход от «нравственности принуждения» или «нравственного реализма» к «нравственности сотрудничества» или «нравственному релятивизму».

2. Метод «предъявления  нескольких рассказов, заключающих  в себе некую нравственную  дилемму, и выяснении мнения  ребенка об этих рассказах.  Самый известный пример - вопрос  о том, как следует оценивать  действия, принесшие вред: «объективно», то есть с точки зрения их  материальных последствий, или  «субъективно» то есть с точки  зрения намерений, стоящих за  этими действиями» [13, c.331].

Ж. Пиаже была сформулирована теория морального развития, включающая в себя доморальный период и две фазы морального развития.

Доморальный период: дошкольники  почти не демонстрируют осознания  каких-либо моральных правил или озабоченности их соблюдением. Доморальные дети демонстрируют отсутствие системы в действиях, не стремясь выиграть и производя впечатление существ, следующих своим собственным правилам. На этой стадии дети видят смысл игры во взаимном общении и веселье.

Гетерономная мораль: между 5 и 10 годами дети вступают в фазу «гетерономной морали - обусловленной внешними нормами» [16, c.759]. У детей развивается сильное уважение к правилам. Теперь дети полагают, что правила определяются властными фигурами, к которым относятся объекты религиозного поклонения, полиция и родители, и наделяют правила сакральным и неизменным значением. Гетерономные дети рассматривают правила как моральные абсолюты. Они верят в то, что во всякой моральной проблеме есть правильная и неправильная стороны, причем правильная всегда означает следование правилам. [16, c.760].

Гетерономные дети также  склонны к оценке непослушания на основании последствий действия, а не намерений субъекта этого  действия. Они также одобряют автоматическое наказание, т.е. наказание ради самого наказания, не связывая его с причинами запрещенного действия. Кроме того, гетерономный ребенок в имманентную справедливость, т.е. в идею о том, что нарушение социальных правил будут неотвратимо наказаны тем или иным способом. Жизнь, по мнению таких детей, ясна и справедлива.

Автономная мораль: к возрасту 10 лет большинство детей достигает  второй фазы морального развития - автономной морали. Повзрослевшие, приобретшие  автономию дети теперь понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей. Таким образом, суждения о хорошем и плохом, теперь в большей степени зависят от того, намеривался ли субъект действия обойти или нарушить социальные нормы, а не от объективных последствий самого по себе поступка.

Моральная жизнь в нас  выражается и в движении чувств, и в работе интеллекта, и в активности, ибо моральная жизнь есть особый тип мироотношения, цельная и своеобразная сфера жизни в нас [6, с. 341].

Потребность соответствовать  положительному эталону поведения  возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый результат в дальнейшем развитии личности ребенка.

Таким образом, в процессе общения с близкими взрослыми  происходит усвоение первых нравственных эталонов. Первоначально ребенок  поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а  потому что у него возникла потребность  считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т.е. соответствующим положительному эталону, то тем самым как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой - идет присвоение этого образа и осознание через него себя, то есть ребенок в дошкольном возрасте научается соотносить свое понимание эталона поведения и собственное поведение. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.

Информация о работе Экспериментально - психологическое исследование характера детей дошкольного возраста