Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретической обоснованности и экспериментальном исследовании одиночества с помощью метода психодиагностики.
Достижение поставленной цели предполагает решение задач:
Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме исследования одиночества в отечественной и зарубежной литературе.
Рассмотреть понятие одиночества как психологическую проблему.
Провести экспериментальное психологическое исследование направленное на изучение одиночества с помощью методов психодиагностики
На основе констатирующего эксперимента разработать практические рекомендации по повышения уровня самооценки.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методолгоические основы исследования одиночества..6
Философско-психологический анализ проблемы одиночества………6
Анализ литературы по проблеме исследования одиночества в отечественной и зарубежной психологии……………………………..10
Типы и виды одиночества ……………………………………………..18
Переживание одиночества в разных возрастах ……………………….23
Выводы по главе 1………………………………………………………………28
Глава 2. Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы…………………………………………………….31
2.1. Обоснования и опсиание методик одиночества…………………………..31
2.2. Психологический и статистический анализ результатов констатирующего эксперимента………………………………………………..36
2.3. Практические рекомендации по формированию адекватной самооценки……………………………………………………………………….40
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ  

2.1. Обоснование и  описание методик исследования одиночества

      В этой работе для выявления факторов одиночества у людей применялись  три методики: тест-опросник Г. Айзенка, Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и методика выявления самооценки. Эти методики были выбраны для того, чтобы установить люди с каким темпераментом и уровнем самооценки больше склонны к одиночеству.

Тест-опросник Г. Айзенка. (приложение А)

     Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

     Эти свойства, составляющие структуру личности по Г. Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии - интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

     Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

     У интроверта преобладают следующие  особенности поведения. Он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и  адаптируясь к реальности. В большинстве  случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

     На  одном полюсе нейротизма (высокие  оценки) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

     Другой  полюс нейротизма (низкие оценки) - это  эмоционально-стабильные люди, характеризующиеся  спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

     Показатели  экстраверсии - интроверсии и нестабильности - стабильности взаимонезависимы и  биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

     Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка» (рис. 1): по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Интерпретация результатов:

Шкала лжи: шкала предназначена для оценки правдивости ответов испытуемого. Чем меньше суммарный балл по данной шкале, тем более правдивы были испытуемые, отвечая на вопросы теста. Результат по шкале показывает претенциозность ответов, т.е. насколько испытуемый стремится выказывать или увидеть себя в благоприятном свете.

0 - 4 балла  - результаты по другим шкалам  считаются верными и, следовательно,  они могут быть интерпретированы (обсуждены) далее;

5 - 6 баллов - следует быть осторожным при  интерпретации результатов по  другим шкалам; результаты могут  свидетельствовать о некоторой  демонстративности поведения испытуемого;

7 - 9 баллов - результаты теста сомнительны, возможны ошибочные суждения по двум остальным шкалам; результаты также могут свидетельствовать о неискренности в ответах, некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение. Протоколы из анализа исключаются и выбраковываются.            

 Экстраверсия - интроверсия: шкала оценивает степень экстравертированности или, наоборот, интровертированности испытуемого. Чем больше суммарный балл по данной шкале, тем больше экстравертированность и, соответственно, меньше - интровертированность, и наоборот.

0 - 11 баллов - интровертированность. Причем, если:

1 - 7 баллов - интровертированность сильно выражена,

8 - 11 баллов - интровертированность умеренная;

12 - 24 баллов - экстравертированность. Причем:

12 - 18 баллов - экстравертированность умеренная,

19 - 24 балла  - экстравертированность выражена  значительно.

Нейротизм: шкала определяет уровень нейротизма испытуемого. Чем больше суммарный балл - тем уровень нейротизма выше.

1 - 7 баллов - эмоциональная устойчивость очень  высокая;

8 - 14 баллов - умеренная эмоциональная устойчивость;

15 - 17 баллов - умеренный нейротизм (эмоциональная  нестабильность, неуравно-вешенность);

18 - 24 балла  - выраженный, сильный нейротизм.

Методика выявления самооценки. (приложение Б)    

      Самооценка (СО) - это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. Благодаря самооценке определяется полноценность человека, чувство собственного достоинства.  
     Самооценка бывает адекватная (реалистичная) - это более точное представление о себе, объективная оценка своих возможностей, личностных качеств - и неадекватная - которая не соответствует реальным способностям человека. 
     Последняя делится на заниженную самооценку и завышенную. Заниженная: человек выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Он не уверен в себе и поэтому слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, в которых он реально мог вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдывается, извиняется или становится слишком "хорошим". У таких людей слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова: "не могу", "не знаю". Завышенная самооценка: человек выбирает более сложные задачи, чем те, которые он мог бы решить. В результате неуспеха появляются бурные эмоциональные реакции (аффекты). Он излишне самоуверен, высокомерен, самолюбив, агрессивен, проявляет неадекватную активность, которая не требуется ситуацией. В речи такого человека присутствует указующий тон, взгляд сверху вниз, гордая осанка, чувство превосходства над другими людьми.

      Предлагается  ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответов: очень часто, часто, иногда, редко, никогда. За каждый вариант ответа начисляются баллы: очень часто – 4 балла, часто – 3 балла, иногда – 2 балла, редко – 1 балл, никогда 0 баллов. Количество полученных баллов за 32 суждения определяют уровень самооценки испытуемого.

0-25 баллов  – высокий уровень самооценки;

26-45 баллов  – средний уровень самооценки;

46-128 низкий  уровень самооценки.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. (приложение В)

      Испытуемым  предлагается ряд утверждений. Они  должны рассмотреть каждое и оценить  их по частоте их проявления применительно  их жизни при помощи четырех вариантов ответов : «часто», «иногда», «редко», «никогда». После прохождения методики подсчитывается количество каждого вариантов ответа и умножается следующим образом: количество ответов «часто»умножается на три, «иногда» на 2, «редко» на 1, «никогда» на 0. Полученные результаты складываются. Максимальный показатель одиночества – 60 баллов.

      Высокую степень одиночества показывает от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов средний  уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества. 

2.2. Психологический и статистический анализ результатов констатирующего эксперимента; этапы исследования.

      В эксперименте участвовало 10 человек: мужчины  и женщины 17-24 лет (студенты и молодые  специалисты), а так же рабочие  и служащие репродуктивного возраста (25-45 лет).

      В каждой методике они идут под одними же и теми номерами:

1 –  женщина, 34 года;

2 –  женщина, 45 лет;

3 –  женщина, 49 лет;

4 –  женщина, 33 года;

5 –  мужчина, 19 лет;

6 –  женщина 25 лет;

7 –  мужчина, 27 лет;

8 –  женщина, 22 года;

9 –  мужчина, 23 года;

10 –  мужчина, 31 год.

      Первым  этапом исследование было проведение теста-опросника Айзенка. Были получены следующие результаты.

Таблица 2.1.

Результаты  исследования по методике Г. Айзенка

Сумма баллов по шкалам
Шкала лжи экстраверсия нейротизм
1 2 12 6
2 0 20 2
3 3 15 10
4 1 3 10
5 1 22 20
6 1 8 15
7 0 5 20
8 0 15 18
9 0 7 13
10 4 18 18
 

      Из  этой таблицы следует, что:

1 –  сангвиник;

2 –  сангвиник;

3 –сангвиник;

4 –  меланхолик;

5 –  холерик;

6 –  меланхолик;

7 –  меланхолик;

8 –  холерик;

9 –  меланхолик;

10 холерик.

Следовательно 30 % выборки составляют сангвиники, 30 % холерики и 40 % меланхолики.

      Вторым  этапом проведения эксперимента было прохождение испытуемыми методики уровня самооценки.

Информация о работе Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы