Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретической обоснованности и экспериментальном исследовании одиночества с помощью метода психодиагностики.
Достижение поставленной цели предполагает решение задач:
Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме исследования одиночества в отечественной и зарубежной литературе.
Рассмотреть понятие одиночества как психологическую проблему.
Провести экспериментальное психологическое исследование направленное на изучение одиночества с помощью методов психодиагностики
На основе констатирующего эксперимента разработать практические рекомендации по повышения уровня самооценки.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методолгоические основы исследования одиночества..6
Философско-психологический анализ проблемы одиночества………6
Анализ литературы по проблеме исследования одиночества в отечественной и зарубежной психологии……………………………..10
Типы и виды одиночества ……………………………………………..18
Переживание одиночества в разных возрастах ……………………….23
Выводы по главе 1………………………………………………………………28
Глава 2. Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы…………………………………………………….31
2.1. Обоснования и опсиание методик одиночества…………………………..31
2.2. Психологический и статистический анализ результатов констатирующего эксперимента………………………………………………..36
2.3. Практические рекомендации по формированию адекватной самооценки……………………………………………………………………….40
Выводы по главе 2……………………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

конечной  изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения.  Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию,  они  помогают  разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь  компенсирует  боль  изоляции». Это созвучно М. Буберу, который считал,  что  «великие  отношения  пробивают брешь в  барьерах  возвышенного  уединения,  смягчая  его  суровый  закон  и мост  от  одного  самостоятельного  существа  к  другому  через пропасть страха вселенной».

      Не принимая своей изолированности,  не встречая ее стойко,  человек   не

может с любовью обратиться к  другим.  Оказывавшись  в  море  существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из  него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не  утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая  их  такими  же как и мы - испуганными, одинокими, конституирующими  мир  из  вещей.  Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным  внутрь  нашего  собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции.  Убегая  все  дальше  от осознания  данностей  существования,  человек   строит   отношения,   дающие «продукты» (напр. слияние, власть, величие), помогающие отрицанию  изоляции. Ниже, при рассмотрении взглядов М. Бубера, А.Маслоу и Э.Фромма  на  проблему одиночества, я  коснусь  принципов,  по  котором  можно  строить  отношения, свободные от нужды друг в друге.

      К. Мустакас,  другой  представитель   экзистенциального  направления   в

психологии, разделяет «суету одиночества» и  истинное  одиночество  (в  этом его  позиция  схожа со  взглядом  на  одиночество в некоторых   восточных религиях). Первое он определяет как комплекс  защитных  механизмов,  который отдаляет  человека  от  решения  существенных  жизненных   вопросов,   путем осуществления   «активности  ради  активности»  вместе  с  другими   людьми. Истинное  же  одиночество  исходит  из   осознания   «реальности   одинокого существования».   Как  и  Ялом  он  считает,  что  этому   осознанию   могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями  (рождение, смерть,  жизненные  перемены,  трагедия),  которые  человек   переживает   в

одиночку.

      Рассматривая характеристики людей,  избегающих  осознания  одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные  для  клиентов с экзистенциальным неврозом [3]:

1) «Сплав»  - желание потерять собственную   личность,  стремление  слиться   с другим, т.к. желание быть  индивидуальностью  связано   с  мужеством  быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

2) «Универсальный  симптом» - состоявшееся слияние, попытка слияния (или  его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;

3) «Универсальный  конфликт» - это переживаемое,  как  страдание,  нежелаемое чувство одиночества.

Эти тенденции  позволяют клиенту избегать переживаний,  вызванных  осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время  как аутентичная  личность  принимает  состояние  одиночества   как   подлинность человеческого  существования,  как  возможность  свободного  становления   и самореализации, как полноту ответственности за себя. По сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой,  следовательно,  не  что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».

      Отношения как средство, способное помочь разделить  одиночество

При рассмотрении экзистенциального взгляда на одиночество  я  упомянул,  что кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть  еще  одно средство ограждения себя от «ужаса конечной  изоляции»  -  отношения.  Чтобы понять  какими  могут  быть  отношения,  способные  помочь   разделить   это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе «ты мне -  я  тебе».

А. Маслоу - один из основателей гуманистической  психологии  -  считал,  что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита  и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на  рост: способность реализации собственного потенциала,  большая  самодостаточность, меньшая  зависимость  от   подкрепления   среды,   меньшая   потребность   в межличностных  отношениях,  восприятие  людей  не   с   позиции   полезности («использования»), а с позиции уникальности  каждого человека.  Т.о.,  эти

люди  руководствуются  не  социальными  или  средовыми   детерминантами,   а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить  два  типа  любви  - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для  бытийной любви    характерны:    минимум     тревоги-враждебности,     независимость, автономность, минимум ревности,  большая  бескорыстность,  альтруистичность, заботливость.

1.3. Типы и виды одиночества.

     В литературе по проблеме одиночества  высказано много всевозможных предположений  о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.

     Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга.

     Они редко устанавливали связь с  кем-либо (например, с соседями). Им присуще  сильное чувство неудовлетворенности  своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

     Второй  тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

     Третий  тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.

Можно выделить 2 вида одиночества:

     Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

     Как правило, мужчины и женщины, испытывающие ситуативное одиночество, обдумав, обсудив с друзьями и подкорректировав свои модели общения, через некоторое  время готовы к установлению новых взаимоотношений. Они начинают искать новых знакомых и серьезных отношений. Ведь это здоровое желание людей идти по жизни вдвоём, любить и быть любимым, и оно должно быть сильнее страха испытать неудачу и боль расставания. Мужчинам и женщинам, испытывающим ситуативное одиночество, больше всего пользы принесет вновь обретенная уверенность и оказанная им помощь в установлении межличностных отношений.

     Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.

     Чтобы уйти от хронического одиночества тоже потребуется стать уверенным  в себе, чтобы суметь противопоставить свои приоритеты и ценности социальным нормам и ожиданиям, нередко фальшивым  и неискренним. Больше всего пользы от своего состояния хронически одинокие люди могут получить благодаря выработке невосприимчивости к социальным тревогам и развитию социальных навыков общения и взаимодействия.

     Есть  еще одно мнение, где одиночество  разделяют на три вида: хронический, ситуативный и переходящий.

     Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

     Ситуативное одиночество обычно появляется как  результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

     Переходящее одиночество выражает в кратковременных  приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно  проходят, не оставляя после себя никаких  следов.

     Потеря  одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

     Мне хотелось бы осветить еще один вариант, автор которого выделяет четыре вида одиночества и объясняет их в  простом, как мне показалось в  подростковом разговорном сленге.

     Одиночество - это период, когда необходимое  общение, поддержка, понимание со стороны  других, близкие люди отсутствуют. Кто - то переживает это спокойно, кто - то даже радуется этому, а кто - то страдает, не может найти себе место. Из этого следует, что одиночество бывает разным.

     Одиночество по желанию. Да, да. Одиночество по желанию, когда человек чувствует себя комфортно в такой ситуации. У него могут быть друзья, знакомые и даже много, но он отстраняет себя от более близкого и частого общения с ними. Он привык быть на едине с самим собой. Иногда такие люди считают, что другие им вовсе жить мешают, другие могут бояться людей, быть несмелыми по отношению к ним, а у кого - то излишний пафос не позволяет общаться с людьми, как кажется такому человеку, не его ранга. Такой выбор следствие разных причин: характер человека, его положение в обществе, его прошлое и т.д.

     Одиночество вынужденное. Ну а с этим понятием всё намного сложнее. Бывает, что дело в самом человеке, а в большинстве случаев дело в том обществе, в котором он находится. Хотя, конечно, эти два случая взаимосвязаны. Человек может не соответствовать своему окружению и поэтому его могут отвергать. Например, он с более низким социальным положением, чем большинство из его окружения; неформал среди простых людей или наоборот; человек с нетрадиционной ориентацией в обществе натуралов и т.д. В данном случае одинокий человек может уже принять статус изгоя. В таком случае следует по возможности менять себя, чтобы соответствовать и постепенно смывать с себя клеймо изгоя, если совершенно нет возможности покинуть такое окружения и начать новую жизнь с новыми знакомыми. Но изменение себя может повлечь также нежелательные последствия. Человек в таком случае рискует потерять самого себя, находясь в другом обличие, он всё также будет испытывать моральные и психологические неудобства, а в этом преимуществ нет, кроме одного: возможности, что его примут, и он не будет одиноким до конца дней своих. Но, например, в той ситуации, когда в обществе все равны, люди воспитанные попадается такой "гадкий утёнок", который ставит себя выше других, считает себя лучше всех и в итоге остаётся один, ничего даже из себя не представляя, и сам не понимая, почему, же он одинок. От этого идёт озлобленность на весь мир, на людей в нём. В таких случаях надо всего лишь стараться быть попроще и мягче с людьми, даже если ты знаешь, что ты лучше и умнее. Главное быть снисходительным и терпеливым.

     Скрытое одиночество. Одиноким можно быть и среди своих любимых и близких друзей и родственников. В этой ситуации можно как быть одиноким, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений. Как говорилось, понятия быть и чувствовать различны. Например, у человека есть родные и близкие, друзья, лучший друг и т.д. Но чувство одиночества не даёт ему покоя. Он не видит в этих людях того, кто уделял бы ему должного внимания, понимал бы его так, как ему нужно. Это не разборчивость с его стороны. Нет. Здесь наблюдается такое явление, как скрытое одиночество или неполноценные отношения с близкими людьми. Друг, вроде, есть, а, вроде, его и нет. Получается, что лучший друг = друг, друг = знакомый, родной человек = лучший друг. Равенства бывают, естественно, разными. Родной человек с лёгкостью может приравниваться и к простому знакомому. Не исключено переход скрытого одиночества в самое обыкновенное. Ибо всё в этом мире взаимосвязано. Чтобы такого не случилось, желательно поговорить со своими близкими о том, что вас беспокоит, и вы вместе постараетесь исправить эту неприятную ситуацию.

Информация о работе Эксперементально-психологическое исследование одиночества как психологической проблемы