Эффективность групповой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”.

Оглавление

I. Введение
II. Основная часть.
1. Субъект совместной деятельности.
2. Эффективность групповой деятельности
3. Структура и процессуальные характеристики эффективной деятельности.
III. Заключение.
III. Библиографический список.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.82 Кб (Скачать)

     Структура совместной деятельности характеризуется  через формы кооперации.

     Этот  подход развернуто представлен в работе Р. Славина [35]. Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, по-разному оценивая их роль и место в формировании совместности.

     Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.

     При анализе зарубежных работ по проблемам  кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто  недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социально-психологическое.

     В рамках теоретического подхода к  анализу совместной деятельности, представленного  в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность [1].

     Процесс совместной деятельности понимается как  взаимодействие функционально-ролевых  позиций участников.

     При анализе проблемы определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной  из принципиальных характеристик и  отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций  или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в очень незначительном числе работ предпринимается  попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функционально-ролевых позиций  в достижении группового результата; их авторами установлено, что:

     - четкая дифференциация ролей  способствует достижению успешности  при совместном решении задач;

     - формы организации совместной  деятельности связаны с конкретными  способами распределения ролей  и обязанностей;

     - стихийность и заданность ролевого распределения участников по-разному влияют на протекание решения групповой задачи;

     - ролевые показатели позволяют  проанализировать содержательное  и функциональное взаимодействие  участников групповой работы;

     - эффективность ролевой дифференциации  в совместной деятельности связана  с согласованностью в ее выделении  и гибкостью перестройки в  процессе функционирования группы.

     Процесс совместной деятельности состоит в  координации действий и операций участников.

     Наиболее  развернуто этот подход представлен в работах В. В. Рубцова. Он выделяет следующие составляющие процесса организации совместного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности [18]. Важной особенностью исследований В. В. Рубцова и его коллег является интерес к самому процессу совместной деятельности, его становлению и тем объективным факторам, которые определяют качество его протекания.

     Итак, анализ работ, посвященных исследованию структуры и процессуальных характеристик  совместной деятельности, позволяет  сделать следующие выводы.

     1. Структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или  сходство со структурой индивидуальной  деятельности не стали пока  предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном  случае исследователи исходят  либо из предполагаемой тождественности  обоих видов деятельности, либо  сводят структуру совместной  деятельности к структуре других  процессов.

     2. Одна из главных причин “нестыковки” многих исследований совместной деятельности состоит в том, что их выводы и результаты относятся к разным по уровню обобщенности видам деятельности: закономерности совместной деятельности изучаются как на примере социально значимых видов деятельности (производственная), так и на примере группового решения задач, хотя последнее вряд ли резонно рассматривать как самостоятельную деятельность.

     3. Категории взаимодействия, кооперации, сотрудничества, взаимосвязанности  и др. используются в равной  степени как описательные и  объяснительные при анализе совместной  деятельности. При этом, однако, не  обсуждается ни собственно психологическое  содержание каждой из них, ни  их место в структуре совместной  деятельности.

     4. Во многих работах факт единичного  взаимодействия уже считается  достаточным для заключения о  том, что деятельность является  совместной. В качестве же показателей взаимодействия зачастую используются акты вербального и невербального общения.

     5. Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально — с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.

     Критерий  результативности совместной деятельности

     I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.

     Этот  подход наиболее широко представлен  в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исследователей в качестве продукта совместной деятельности рассматривают  сам факт решения задачи ([16] и  др.).

     Многие  авторы, не ограничиваясь констатацией самого факта решения, ищут количественные характеристики и качественные особенности  продукта совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Таковыми могут выступать: оригинальность решения, количество предложенных решений, количество задач, решенных в ограниченный интервал времени, и т.д. Независимо от того, какие критерии выбираются тем или иным исследователем для оценки результата или продукта совместной деятельности, ими в принципе воспроизводится одна и та же схема эксперимента: выбираются некоторые переменные, детерминирующие, по мнению автора, результат совместной деятельности, и оценивается их влияние на количественные и качественные особенности продукта. Такими переменными могут выступать особенности группы как субъекта деятельности, индивидуальные характеристики участников группового решения, параметры самой задачи. Аналогичные характеристики кладутся в основу оценки результата и при организации продуктивных видов совместной деятельности ([9], [11] и др.).

     II. Результат совместной деятельности — развитие группы.

     Этот  критерий наиболее широко представлен  в социально-психологических исследованиях  совместной деятельности.

     Так, подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных  отношений в группе, на формирование отношений взаимной зависимости, что  приводит к воздействию на процесс  коллективообразования [7]. Показано, что динамика содержательных и структурных компонентов межличностного восприятия в группе обусловлена содержанием и формой организации совместной деятельности [5]. В качестве основного результата совместной деятельности рассматривается целый ряд социально-психологических явлений. Так, выявлена зависимость межличностного познания от особенностей деятельности людей, посредством которых они были включены в совместную деятельность [17]. Подробно рассмотрена обратная зависимость эффективности самой совместной деятельности от уровня развития группы [13].

     Ш. Результат совместной деятельности — индивидуальное развитие.

     Особенно  широко эта позиция представлена в работах, выполненных в русле  возрастной и педагогической психологии. В них намечены два основных критерия, по которым оценивается влияние  совместных форм обучения на развитие детей: совместная деятельность анализируется, во-первых, как фактор личностного  развития ее участников, а во-вторых, как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие.

     Личностный  эффект совместной деятельности акцентируется  В. Я. Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников “является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения” [11].

     В логике Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского основным эффектом совместной деятельности выступает социально-психологическая готовность ребенка, которая включает в себя “такие мотивационные, когнитивные и операционально-поведенческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах” [8].

     Приведенный анализ свидетельствует о том, что  из всех критериев совместности деятельности результат представлен наиболее явно и развернуто, а во многих работах  выступает в качестве единственного  критерия совместной деятельности. Это  и понятно: ведь мотивационно-целевой компонент является стержневым для психологической характеристики деятельности, в том числе совместной. А значит, именно он лежит в основе всех других деятельностных феноменов. Однако возникает закономерный вопрос: насколько то, что задается группе извне как цель совместной деятельности, действительно принимается группой в качестве таковой? Иными словами, речь идет о соотношении целей, задаваемых группе исследователем, целей собственно групповых и целей отдельных ее членов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Нами  был рассмотрен феномен совместной деятельности. Особое внимание мы уделили  субъекту совместной деятельности и  психологическим факторам, влияющим и определяющим качество и протекание совместной деятельности.

     Подводя черту хотелось бы еще раз сказать о психологических факторах эффективности совместной деятельности, которыми являются: общение; структура и форма взаимодействия; взаимосвязанность; формы кооперации; взаимодействие функционально-ролевых позиций участников; координация действий и операций участников.

     Совместная  деятельность требует достаточно высокого уровня группового сплочения и ценностно-ориентационного  единства участников.

     Также необходимо, чтобы в группе действовали  определенные социальные нормы, т.е. некие  образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно  сказать, что в некоторых случаях  нормы выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться  поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна [1].

     Совместная  деятельность, во-первых, - лучший способ узнать друг друга, особенно если эта  деятельность протекает в экстремальной  ситуации. В такой ситуации развиваются  особо близкие и доверительные  отношения между людьми. Однако тесный контакт между людьми, с одной  стороны, устанавливает особые нерасторжимые  связи, а с другой - чаще ведет  к серьезным конфликтам. Именно конфликты  между близкими людьми отличаются особой силой и глубиной.

     Во-вторых, в условиях экстремальной деятельности ни расовые, ни национальные, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми. Исключением выступает культурный уровень участников взаимодействия, который действительно оказывает влияние на взаимопонимание и сотрудничество. Культурный уровень во взаимоотношениях людей играет большую роль, чем другие различия.

     В-третьих, при экстремальной ситуации осуществления  деятельности группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эффективность групповой деятельности