Изучение влияние интернет-аддикции на межличностное общение в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 06:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить распространенность интернет-аддикций у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по данному вопросу;
2) подобрать методы и методики исследования;
3) провести исследование влияния Интернет-аддикции на межличностное взаимодействие у подростков;
4) провести корреляционный анализ полученных результатов;
5) описать и интерпретировать полученные результаты;
6) на основе полученных результатов сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотез исследования.
7) провести просветительскую работу среди подростков.

Оглавление

Введение
Глава I.
1.1 Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.2 История изучения интернет-аддикции
1.3 Трудности межличностных отношений и интернет-аддикция
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет - аддикции
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Основные результаты эксперимента и их интерпретация
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 58.85 Кб (Скачать)

Наряду с исследованиями Интернет-зависимости ведется популяризация этого феномена. Так, К. Янг основала "Центр он-лайн зависимости" (netaddiction.com). Д. Гринфилдом был основан "Центр исследований Интернета" и организован специализированный веб-сайт по проблематике зависимости от Интернета (www.virtual-addiction.com). Также в WWW созданы специализированные "группы помощи" страдающим от подобного синдрома или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернет-аддикции.

 

1.3 Трудности межличностного общения и Интернет-аддикция

В межличностном общении существуют особые трудности, с которыми многим людям приходится сталкиваться в самом процессе общения. Под ними подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции (8).

Большинство из них вызывает в субъекте общения постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях общения.

В целях терминологической упорядоченности были выделены три основных понятия – нарушения, трудности и барьеры. Разграничение этих понятий является несколько искусственным и служит для дифференциации исследовательских задач, а также для внесения терминологической ясности, разделения практического и научного языка (8).

Нарушения, трудности и барьеры объединят то, что все они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

По степени выраженности этих критериев трудности общения можно расположить в следующем порядке: нарушения (как наиболее глубоко переживаемые), трудности, барьеры.

В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

Коммуникативный аспект заключается в неумении установить контакт и в неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции.

Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, "вписаться" в разговор).

В.Н. Кунициной предложена общая классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам. Можно выделить две группы трудностей (8):

  1. субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; 
  2. "объективные", то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. 

К субъективно переживаемым трудностям относятся неуверенность в себе, социальная робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Неуверенность в себе заключается в низкой оценке своих способностей к принятию решений в сложных ситуациях, контроля собственных действий и их результатов Робость – поведенческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными причинами, - это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения.

По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные.

Первичные трудности зависят от природных свойств человека, их отличает более жесткая предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних следует отнести тревожность, агрессивность, ригидность и другие личностные особенности.

Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении. Очевидна взаимообусловленность психогенных трудностей и психосоматических болезней, таких как язва, гипертония, эндокринные нарушения.

Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (8).

В данном исследовании мы будем изучать такие субъективно переживаемые трудности как неуверенность в себе и социальную робость.

В процессе общения важную роль играет способность человека осознать и вербализовать свои эмоции, т.е. способность сообщить партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий и отчетливо фиксировать свое состояние, создавая возможность управление и контроля за этим состоянием. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определять, какие чувства переживает человек. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности переживаемых эмоций и чувств. Таким образом, затруднения в осознании и вербализации собственных эмоций ведет к возникновению трудностей в общении объективного характера (8).

Испытывание трудностей в распознавании и вербализации собственных эмоций является одним из проявлений алекситимии, которая также характеризуется трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, ограниченным использование символов и как результат бедность фантазий и воображения, трудностями в межличностных контактах (11). Т.е. алекситимия проявляется на аффективном, когнитивном и интерперсональном уровнях, и может служить показателем существования трудностей в общении (17,18). Поэтому в данной работе мы выбрали эту характеристику как для исследования трудностей общения у Интернет-зависимых пользователей, так и для специального исследования взаимосвязи этой психологической характеристики с Интернет-зависимостью.

В ряде исследований была показана связь алекситимии с химическими и нехимическими зависимостями, в частности с алкоголизмом, наркоманией, перееданием, увлечением азартными играми и др. (11). Научных исследований, изучающих связь алекситимии и Интернет-зависимости на данный момент не существует. В 2001 году на Конгрессе по детской психиатрии А.Ф. Шайдулиной был сделан доклад на тему "Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков", в котором сообщалось о некоторых особенностях подростков с Интернет-зависимостью (14). Это такие особенности как дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях; даже при наличии порой широкого круга общения, дружеские отношения возникали крайне редко, не было и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения, отмечалась тенденция к социальной изоляции, т.е. были обнаружены некоторые паттерны алекситимического синдрома.

 

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет - аддикции

2.1 Методы и методики исследования

2.2 Основные результаты эксперимента и их интерпретация

 

1. Тест на определение Интернет-зависимости К. Янг. 

Для выявления Интернет-зависимости был использован русскоязычный вариант теста К. Янг, адаптированный В.А. Буровой (3). Тест содержит 20 вопросов со следующими вариантами ответов: никогда или крайне редко (1 балл), иногда (2 балла), время от времени (3 балла), часто (4 балла), всегда (5 баллов). По набранной сумме баллов возможны следующие варианты результатов:

  • 20-49 баллов соответствуют уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать. 
  • Сумма баллов от 50 до 79 говорит о наличии некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением Интернетом. 
  • При сумме баллов 80-100 можно предположить наличие значительных проблем в связи с использованием Интернета, разрешение которых возможно с помощью специалиста (15). 

 

Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков

 

Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.

Часто причиной возникновения Интернет зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

1. Постараться все-таки  регламентировать время, проводимое  ребенком за Интернетом.

2. Показывать личный положительный  пример. Важно, чтобы слова не  расходились с делом. И если  отец разрешает сыну сидеть  за компьютером не более часа  в день, то сам не должен  играть по три-четыре.

3.Постараться воспользоваться  позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать  программированием, веб-дизайном (делать  сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

4. Ограничить время работы  с компьютером, объяснив, что компьютер  не право, а привилегия, поэтому  общение с ним подлежит контролю  со стороны родителей. Резко запрещать  работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной  зависимости, он может проводить  за компьютером два часа в  будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

Информация о работе Изучение влияние интернет-аддикции на межличностное общение в подростковом возрасте