Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 06:05, контрольная работа
Цель исследования: изучить распространенность интернет-аддикций у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по данному вопросу;
2) подобрать методы и методики исследования;
3) провести исследование влияния Интернет-аддикции на межличностное взаимодействие у подростков;
4) провести корреляционный анализ полученных результатов;
5) описать и интерпретировать полученные результаты;
6) на основе полученных результатов сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотез исследования.
7) провести просветительскую работу среди подростков.
Введение
Глава I.
1.1 Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.2 История изучения интернет-аддикции
1.3 Трудности межличностных отношений и интернет-аддикция
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет - аддикции
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Основные результаты эксперимента и их интерпретация
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Оглавление
Введение
Глава I.
1.1 Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.2 История изучения интернет-аддикции
1.3 Трудности межличностных отношений и интернет-аддикция
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей межличностного взаимодействия у подростков в условиях Интернет - аддикции
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Основные результаты эксперимента и их интерпретация
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В современном обществе возрастают и находят широкое применение информационные технологии, они пронизывают все виды деятельности человека. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.
Основной группой риска для развития этой патологии являются подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов: широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов, особенно в крупных городах. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучить распространенность интернет-аддикций у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по данному вопросу;
2) подобрать методы и методики исследования;
3) провести исследование влияния
Интернет-аддикции на
4) провести корреляционный
5) описать и интерпретировать полученные результаты;
6) на основе полученных
7) провести просветительскую
Объект: межличностное взаимоотношения
Предмет: Интернет-аддикции
Гипотеза: подростки, имеющие Интернет-аддикцию, имеют трудности в установлении межличностных контактов со сверстниками, подвержены депрессивным состояниям, в реальной жизни замкнуты, мало общительны, имеют низкую самооценку и высокий уровень тревожности и раздражительности.
Практическая значимость: современные исследования, касающиеся влияния Интернет-аддикции на личность человека в основном делают акцент на влияние на личностные характеристики человека, а межличностная сфера изучена недостаточно широко. Поэтому необходимо проводить исследования в области межличностного взаимодействия, особенно в подростковый период, когда психика человека наиболее подвержена заболеваниям и формированию зависимости.
Методики исследования:
1) методика измерения уровня Интернет-аддикции К. Янг;
2) методика самооценки психических состояний Г. Айзенка;
3) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
4) авторский опросник на выявление объема пользования сетью Интернета.
Cуть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный, но односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Жизнь всегда сопровождают перепады настроения, но индивиды по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.
Привлекательность аддикции состоит в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки (10).
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности (7).
Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, расслабляться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям (7).
Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать свой жизненный опыт, нарушая тем самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в процессе совместной деятельности аддикта с другими людьми. Потребность в самопознании, самоутверждении и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, ищут точку опоры в других людях. Поиск точки опоры не выходит за границы аддиктивной реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие (9).
Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных аддикций: пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых для аддикта людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение (17). Однако возникновение зависимости от Интернета не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками и патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: американский клинический психолог Кимберли Янг провел опрос аддиктов и выяснила, что 25% из них приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - через год (9).
1.2 История изучения интернет-аддикции
Одну из наиболее заметных областей в исследовательской и терапевтической практике психологов по праву занимает психология зависимости. Изучением зависимостей или аддикций занимается сразу несколько наук, таких как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - адддиктология или наука о зависимостях. Сегодня аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, теперь уже привычные компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также и вполне экзотические пищевые, любовные и сексуальные (что не одно и тоже), зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.
Родоначальниками психологического
изучения феноменов зависимости от Интернета
могут считаться два американца: клинический
психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг.
В 1994 г. Янг разработала и поместила на
веб-сайте специальный опросник, получила
почти 500 ответов, из которых около 400 были
отправлены, согласно выбранному ею критерию,
аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил
набор диагностических критериев для
определения зависимости от Интернета,
построенный на основе признаков патологического
пристрастия к азартным играм (гемблинга).
В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские
и консультативно-
Ученые столкнулись с проблемой большого сходства симптоматики зависимости от Интернета и симптоматики так называемой "технологической зависимости", "зависимости от компьютеров" или "патологического применения компьютеров". Интернет-аддиктов достаточно сложно отделить от игроголиков и работоголиков, которые интенсивно работают в Интернет, но при этом не испытывают патологической привязанности к "виртуальному миру". Также встал вопрос о том, что может быть и любые человеческие увлечения в своих крайних формах дают основания говорить об аддикции.
В настоящее время ученые пришли к выводу о том, что говорить о зависимости от Интернета как болезни неправомерно, правильно называть это феноменом, заниматься его изучением и оказывать психологическую помощь подверженным ему людям (3).
В 1996 г. Кимберли Янг на основе критериев DSM-IV для патологической зависимости от азартных игр создала опросник, состоящий из восьми пунктов (12) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Пациенты, ответившие положительно на 5 и более вопросов, определялись как зависимые от Интернета. Очень часто пациенты пытаются опровергнуть свою зависимость, аргументируя это тем, что использование Интернета – "всего лишь часть работы", "это просто изобретение" и "все им пользуются" (12).
По К. Янг степень аддикции определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни. В основном, зависимость сказывается на таких сторонах жизни, как участие в жизни собственной семьи, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, общение с друзьями, занятия спортом, хобби, социальные контакты, половая жизнь. Эти 10 видов деятельности наиболее часто определяли сами аддикты.
В мире прозвучало множество событий, связанных с последствиями Интернет-зависимости. Сообщается о:
побегах подростков из дому,
возникновении семейных проблем вплоть до разводов,
неразумном расходовании сбережений или кредитов,
залезании в долги для обеспечения доступа к Интернету,
смертных случаях как результате хронического недосыпания,
эмоциональных расстройствах из-за стресса, вызванного потерей доступа к Интернету или содержанием полученных от партнеров сообщений (1).
К концу 1998 г. Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. В 1998 году вышла в свет первая монографическая публикация К. Янг. Осенью 1999 г. появились монографии Дэвида Гринфилда и Карлы Сурратт. Обсуждение феномена зависимости от Интернета происходит как в форме профессиональных публикаций, так и в форме он-лайновых дискуссий. Большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения, опосредствованные применением Интернета. Испытуемыми и респондентами выступают пользователи Интернета, которые стали ощущать некоторую степень дискомфорта и сами явились инициаторами (либо их толкнули к этому близкие) взаимодействия с исследователями; контрольные группы, как правило, не формируются. Однако в последнее время происходит интенсивное накопление клинических данных, т.к. достаточно большое количество людей обращаются в консультации, непосредственно сами или их приводят близкие, в связи с проблемами, возникшими из-за патологического использования Интернета (3).