Изучение особенностей семейных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить и выявить причины конфликтных ситуаций в диаде “супруг-супруга” в семье и найти психологические пути разрешения конфликтов.

Гипотеза исследования: разработка и внедрение коррекционной программы по изучению особенностей семейных конфликтов, будет способствовать снижению конфликтов в семье.

На основании объекта, предмета, цели и гипотезы исследования выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть сущность понятий семейных конфликтов и конфликтных ситуаций, разрушающие внутрисемейные отношения;

2) изучить причины возникновения семейных конфликтных ситуаций;

3) провести методику опытно-экспериментального исследования семейных конфликтных ситуаций;

4) разработать программу профилактики и коррекции возникновения конфликтных ситуаций в семье.

Файлы: 1 файл

Изучение особенностей семейных конфликтов.docx

— 68.40 Кб (Скачать)
    • сумма от 0 до 4 баллов – низкий;
    • сумма от 5 до 8 баллов – средний;
    • сумма от 9 до 12 баллов – высокий.

      После этого были получены количественные оценки, которые сравнивались между  собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального  поведения испытуемых в ситуации конфликта, тенденции их взаимоотношений  в сложных условиях. 
 

      Таблица 1 

Результаты  выявления способов реагирования на конфликтные  ситуации в диаде  «супруг-супруга»

 

Стиль поведения Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
% мужчин % женщин % мужчин % женщин % мужчин % женщин
Соперничество 13,33 16,67 33,33 46,67 53,33 36,67
Сотрудничество 33,33 30 50 46,67 16,67 23,33
Компромисс 20 33,33 56,67 46,67 23,33 20
Избегание 20 13,33 66,67 60 13,33 26,67
Приспособление 3,33 10 66,67 60 30 30
 
 

      Из  таблицы видно, что супруги отдают наибольшее предпочтение таким формам поведения в ситуации конфликта, как сотрудничество (мужчины – 33.33%; женщины – 30%) и компромисс (мужчины – 20%; женщины – 33.33%). В среднем супруги придерживаются всех норм поведения, но наиболее преобладающими являются избегание (мужчины – 66.67%; женщины – 60%) и приспособление (мужчины – 66.67%; женщины – 60%). На основании полученных данных мы также можем сделать вывод, что молодые люди стараются избегать конфликтов и ни в коем случае не обострять их. Они стремятся исключить такие социальные формы поведения, как соперничество (мужчины – 53.33%; женщины – 36.67%) и приспособление (мужчины – 30%; женщины – 30%).

      Таким образом, проведенное экспериментальное  исследование с 10-ю супружескими парами показало, что наиболее преобладающим стилем поведения между супругами является сотрудничество и компромисс. 

 

2.2 Программа профилактики и коррекции возникновения конфликтных ситуаций в семье 

    На  основании изученной литературы, нами была разработана программа  профилактики и коррекции возникновения  конфликтных ситуаций в семье.

      Технология коррекции супружеских  конфликтов весьма разнообразна, она включает в себя несколько  взаимосвязанных действий, составляющих  в своей совокупности определенные  стандарты поведения. 

  Попытаемся  охарактеризовать основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых  в семейной психотерапии. В нашем  случае методика (техника) - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую задачу. Выделяют следующие типы методик:

  Указанияэто высказывания психотерапевта о необходимости определенных действий. При этом конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Директивы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.

  Изучение  семьи. В основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающий огромный набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам, в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

  Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций, положений. Члены семьи реагируют на них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом "выплывают" проблемные для них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как можно их решить.

  Семейная  дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует многочисленные цели:

  1. коррекция  представлений о различных аспектах  семейных взаимоотношений. В ходе  дискуссии пациенты начинают  сомневаться в правильности и  незыблемости своих убеждений,  которые раньше представлялись  им единственно возможными и  очевидными;

  2. обучение  членов семьи методам дискуссии.  Приведем некоторые правила ведения  дискуссии:

  • "цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину";
  • "дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умней";
  • "цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину";
  • "прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой";

  3. обучение  членов семьи объективности. При  этом не малую роль играет  коррекция семейных взаимоотношений,  препятствующих формированию адекватного  представления членов семьи по  тому или иному вопросу.

  При коррекции  особое значение приобретает интерес  членов семьи к семейной дискуссии.

  Особенно  важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта. Предложим  основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой процедуры:

  • молчание;
  • обучение с помощью опросов;
  • повторение (резюмирование);
  • обобщение;
  • наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.

  Обусловленное обобщение. Сюда относятся методические приемы, заключающиеся в том, что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнеру с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:

  • спор может проводить только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
  • начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;
  • все стороны должны быть активными в споре;
  • спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;
  • применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.

  Всеми этими правилами члены семьи  должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.

  Формирование  умений и навыков. Особенность методик данной группы в том, что перед пациентами ставится определенная задача, ему сообщается об умениях или навыках, которые он должен сформировать. Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.

  Проигрывание  семейных ролей. Эти методики включают проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующих семейные отношения (например, игра в "звериную семью", в которой участвуют папа-кот и мама-кошка), "обмен ролями" (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги между собой), "живые скульптуры" (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).

  Также могут быть проведены следующие  практические занятия:

    1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

    На  основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

    2.«Ролевая  карточная игра» — метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.

    Участие в игре дает возможность увидеть  более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.

    3.«Семейный  ритуал». Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.

    Цель  структурных методик — так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

    4. «Социальный ритуал» — это система действий, совместно выработанных членами группы, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Они служат нормативному регулированию функционирования группы, координируя поведение каждого для осуществления общей цели. Примерами культурных и семейных ритуалов могут быть дни рождения, свадьбы, годовщины, окончание института и другие события, особые для данной группы.

    5. «Использование поэзии». Использование поэзии предлагается в качестве инструмента, дающего возможность супружеской паре выразить себя уникальным и не угрожающим их ощущениям способом, адекватно реализовать способности к вербальному выражению эмоций, внести больше позитивных моментов во взаимодействие друг с другом, а также к изменению и эффективному общению. Существует несколько путей в использовании поэзии в работе с единичной супружеской парой, с супружеской группой и с семьей.

    6. «Создание аналогичных ситуаций». Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают семьям более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить. Метафора является эффективным способом обсуждения жизненного опыта и символизирует конкретные формы общения и поведения, предлагая такое их описание, которое отражает совсем другое явление, существующее в иной системе внутригруппового взаимодействия. Через аналогии позитивные поведенческие изменения могут осуществляться спонтанно и в соответствии с общими целями коррекционного процесса.

    7. «Сравнение ценностей». Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи.

    Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье.

    8. «Экокарта». Метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.

      Цель методики : схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.

Информация о работе Изучение особенностей семейных конфликтов