Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы обусловлена позитивными сторонами изменений в общественной жизни. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, конкурентоспособной личности необходимо развивать способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей, то есть необходима адекватная самооценка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2
I. Теоретические основы изучения особенности самооценки у детей 5 – 7 лет. …………………………………………………………………………………… 5
Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте как предмет психологического исследования……………………………………….. 5
Особенности проявления самооценки у детей 5 – 7 лет. ……………. 13
II. Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………………………………………. 19
2.1 Подбор методик исследования особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет…………………………………………………………………………….. ...18
2.2 Анализ результатов исследования самооценки у детей 5 – 7 лет……………………………………………………………………………… 23
2.3 Рекомендации коррекционной работы по оптимизации особенности самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы, сайты…………………………………. …

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 .docx

— 96.16 Кб (Скачать)

Исходя из полученных данных по всем трём методикам , выявлено:

50% - завышенной самооценкой

50% - адекватной самооценкой.

В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки и ведущей деятельности данного возраста.

2.3 Рекомендации  коррекционной  работы по оптимизации  особенности самооценки у детей 5 – 7 лет.  

Беседа с родителями.

Тема: «Самооценка  вашего ребенка».

     Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.      Как проявляется уровень самооценки в поведении?   Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.        Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.      Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?       Ниже приведены стратегии позитивного оценивания ребенка, необходимые для ознакомления родителей и педагогов.

 Основные стратегии  позитивного оценивания ребенка  старшего дошкольного возраста.

  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
  2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).
  3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать девочек»).

 В процессе общения  ребенок постоянно получает обратную  связь. Позитивная обратная связь  сообщает ребенку о том, что  его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается  в своей компетентности и достоинствах.

 Улыбка, похвала, одобрение  – все это примеры положительного  подкрепления, они ведут к повышению  самооценки, создают позитивный  образ Я.

Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

 Для формирования правильного  представления старшего дошкольника  о себе и способности адекватно  оценивать самого себя нами  были сформулированы для родителей и педагогов ряд рекомендаций.

 Общие рекомендации  по формированию адекватной самооценки  и правильных представлений о  себе у детей старшего дошкольного  возраста.

1) Оптимизация родительско - детских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2) Оптимизация отношений  ребенка со сверстниками. Необходимо  создать условия для полноценного  общения ребенка с другими  детьми; если у него возникают  трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь  дошкольнику приобрести уверенность  в коллективе сверстников.

3) Расширение и обогащение  индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность  ребенка, чем больше возможностей  для активных самостоятельных  действий, тем больше у него  возможностей для проверки своих  способностей и расширения представлений  о себе.

4) Развитие способности  анализировать свои переживания  и результаты своих действий  и поступков. Всегда положительно  оценивая личность ребенка, необходимо  вместе с ним оценивать результаты  его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей  и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать  у ребенка уверенность, что он  справится с трудностями, добьется  хороших успехов, у него все  получится.

 На формирование адекватной  самооценки ребенка, посещающего  детский сад, большое воздействие  оказывают воспитатели.

Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка. Для этого предлагаем ряд игр  см. (приложение).

 

    Заключение.

В заключение кратко остановлюсь на некоторых наиболее существенных выводах.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

 Проведя  эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценку дошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для детей данного возраста, но дело в том, что дошкольник не может оценить себя и свои поступки адекватно в силу того, что еще не очень хорошо дифференцирует моральные нормы социума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых дети рассмотрели и научились оценивать принципы поведения и взаимодействия в обществе.

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

 Нами были определены  основные теоретические подходы  по проблеме развития самооценки  в зарубежной и отечественной  психологии, раскрыта сущность нашего  понимания самооценки.

 Кроме этого был  осуществлен подбор методик для  исследования самооценки у детей  старшего дошкольного возраста  и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое  исследование, направленное на выявление  особенностей проявления самооценки  у детей старшего дошкольного  возраста.

 Полученные факты подтвердили  наше предположение о том, что  существует определенная зависимость  между особенностями проявления  самооценки у детей старшего  дошкольного возраста и уровнем  развития самооценки.

 Отметим, что самооценка  является одним из основных  новообразований дошкольного возраста  и развивается в старшем дошкольном  возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств  личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

- самооценка от общей  переходит к дифференцированной;

- возникает оценка себя  во времени, проявляющаяся в указаниях  на будущее.

 Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки  различаются по некоторым критериям  у детей с заниженной, адекватной  и высокой самооценкой.

 К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

 Таким образом, нами  была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная  зависимость между особенностями  проявления самооценки у детей  старшего дошкольного возраста  и уровнем ее развития.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.       

Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.[20]

Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература.

1.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000.-207 с.2.Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.

3.Ананьев Б. Г. К постановке  проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.

4.Анастази Б.Г. Психологическое  тестирование. – М., 1982. – Кн. 1.

5.Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., 1999.

6. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. - 2008, № 2. - С. 5 - 12.

7. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.

8.Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С. 116 - 125.

9. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004.

10.Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

13. Венгер А.Л.  Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 159 с. : ил. — (Психология для всех)

14. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.

 15. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.

16. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007.- 287с.- (Gaudemus).

17. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2003.

18. Т. В. Гармаева Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. - 2004, № 2. - С 103-111.

19.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

20. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. – М., 1988.

21. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.

22. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.

23.  Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. – Астрахань 2004.

24.Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. - 2005, № 3. - С. 139 - 146.

25.Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.

26.  Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. - С. 18-30.

27.  Коломинский Я.Л. Детская психология/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. М, 28. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.

29. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: 988г.

30. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. – 1990. № 7. – С. 59 – 65.

31.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.

32. Маралов В.Г. основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с.

33. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 19998.-632 с.

Информация о работе Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет