Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:06, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловлена позитивными сторонами изменений в общественной жизни. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, конкурентоспособной личности необходимо развивать способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей, то есть необходима адекватная самооценка.
Введение……………………………………………………………………….. 2
I. Теоретические основы изучения особенности самооценки у детей 5 – 7 лет. …………………………………………………………………………………… 5
Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте как предмет психологического исследования……………………………………….. 5
Особенности проявления самооценки у детей 5 – 7 лет. ……………. 13
II. Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………………………………………. 19
2.1 Подбор методик исследования особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет…………………………………………………………………………….. ...18
2.2 Анализ результатов исследования самооценки у детей 5 – 7 лет……………………………………………………………………………… 23
2.3 Рекомендации коррекционной работы по оптимизации особенности самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы, сайты…………………………………. …
Исходя из полученных данных по всем трём методикам , выявлено:
50% - завышенной самооценкой
50% - адекватной самооценкой.
В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки и ведущей деятельности данного возраста.
2.3 Рекомендации коррекционной работы по оптимизации особенности самооценки у детей 5 – 7 лет.
Беседа с родителями.
Тема: «Самооценка вашего ребенка».
Самооценка начинает
развиваться уже в раннем детстве. Часто
мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать
шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не
научился!" Родители не задумываются
над тем, что именно из их оценок, в первую
очередь, и складывается мнение ребенка
о себе; это потом, в школьном возрасте,
он научится сам оценивать свои возможности,
успехи и неудачи. Именно в семье ребенок
узнает, любят ли его, принимают ли таким,
каков он есть, сопутствует ли ему успех
или неудача. Как проявляется уровень самооценки
в поведении? Активность, находчивость,
бодрость, чувство юмора, общительность,
желание идти на контакт - вот те качества,
которые свойственны детям с адекватной
самооценкой. Они охотно участвуют в играх,
не обижаются, если оказываются проигравшими.
Основные стратегии
позитивного оценивания
В процессе общения
ребенок постоянно получает
Улыбка, похвала, одобрение
– все это примеры
Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.
Для формирования правильного
представления старшего
Общие рекомендации
по формированию адекватной
1) Оптимизация родительско - детских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2) Оптимизация отношений
ребенка со сверстниками. Необходимо
создать условия для
3) Расширение и обогащение
индивидуального опыта ребенка.
Чем разнообразнее
4) Развитие способности
анализировать свои
На формирование адекватной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.
Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка. Для этого предлагаем ряд игр см. (приложение).
Заключение.
В заключение кратко остановлюсь на некоторых наиболее существенных выводах.
Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.
Проведя эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценку дошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для детей данного возраста, но дело в том, что дошкольник не может оценить себя и свои поступки адекватно в силу того, что еще не очень хорошо дифференцирует моральные нормы социума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых дети рассмотрели и научились оценивать принципы поведения и взаимодействия в обществе.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены
основные теоретические
Кроме этого был
осуществлен подбор методик
Полученные факты подтвердили
наше предположение о том, что
существует определенная
Отметим, что самооценка
является одним из основных
новообразований дошкольного
- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;
- самооценка от общей
переходит к
- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.
Нами было выявлено,
что особенности проявления
К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).
Таким образом, нами
была подтверждена гипотеза
Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.
Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.[20]
Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.
Литература.
1.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: »Академия», 2000.-207 с.2.Аверин В.А. Психология детей и подростков. – М., 1998.
3.Ананьев Б. Г. К постановке
проблемы развития детского
4.Анастази Б.Г. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1.
5.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1999.
6. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. - 2008, № 2. - С. 5 - 12.
7. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.
8.Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С. 116 - 125.
9. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004.
10.Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 159 с. : ил. — (Психология для всех)
14. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.
15. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.
16. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007.- 287с.- (Gaudemus).
17. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М., 2003.
18. Т. В. Гармаева Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. - 2004, № 2. - С 103-111.
19.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.
20. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. – М., 1988.
21. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.
22. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.
23. Диагностика готовности к школе детей шестилетнего возраста. – Астрахань 2004.
24.Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития// Мир психологии. - 2005, № 3. - С. 139 - 146.
25.Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.
26. Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. том 27, № 3. - С. 18-30.
27. Коломинский Я.Л. Детская психология/ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. М, 28. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
29. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: 988г.
30. Красная Е.В., Панферов В.Н. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е.В. Красная, В.Н. Панферов // Вопросы психологии. – 1990. № 7. – С. 59 – 65.
31.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
32. Маралов В.Г. основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 256с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики - 3- е изд.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 19998.-632 с.
Информация о работе Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет