Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы обусловлена позитивными сторонами изменений в общественной жизни. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, конкурентоспособной личности необходимо развивать способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей, то есть необходима адекватная самооценка.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 2
I. Теоретические основы изучения особенности самооценки у детей 5 – 7 лет. …………………………………………………………………………………… 5
Развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте как предмет психологического исследования……………………………………….. 5
Особенности проявления самооценки у детей 5 – 7 лет. ……………. 13
II. Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………………………………………. 19
2.1 Подбор методик исследования особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет…………………………………………………………………………….. ...18
2.2 Анализ результатов исследования самооценки у детей 5 – 7 лет……………………………………………………………………………… 23
2.3 Рекомендации коррекционной работы по оптимизации особенности самооценки у детей 5 – 7 лет………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….29
Список литературы, сайты…………………………………. …

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 .docx

— 96.16 Кб (Скачать)

В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. [35]

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает.[14]

Таким образом, без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Из всего вышесказанного выделим особенности развития самооценки в дошкольном возрасте:

— сохранение общей положительной самооценки;

— возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и  
сверстником;

— складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов; — к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.

 

ГЛАВА II.   Изучение и исследование особенностей самооценки у детей      5 – 7 лет

2.1  Подбор методик  исследования особенностей самооценки  у детей  5 – 7 лет.

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы.

Цель: Изучить особенности мотивации самооценки у детей 5 – 7 лет.

Исследование проводилось на базе МКДОУ « Золотая рыбка», в                 п. Кондинское, Тюменской обл. в старшей – подготовительной группе.

Для формирующего эксперимента нами была взята группа из 10 человек. См. таблицу №1. Эксперимент проходил с 15.03.2012г. по 20.04.2012г.    Список детей.           Таблица № 1

№ п/ п

Код испытуемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10м


 

Для эксперимента были использованы методики В.Г. Щур «Лесенка»,     Р.С. Немова « Какой Я?», А.В. Захаров - эмоциональная самооценка. 

С целью исследования самооценки у детей 5 – 7 лет, использовались методики. см. таблица № 2

Батарея методик.                                                                         Таблица № 2.

№ п/п

Название методики.

Автор.

Цель.

1

« Лесенка»

В.Г. Щур.

Исследование самооценки.

2

Определения эмоциональной самооценки

А.В. Захаров

Определение эмоциональной самооценки

3

« Какой Я».

Р.С. Немова

Определения  самооценки.


                       1. Методика «Лесенка» ( В.Г. Щур).

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный - самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

  1. Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

  1. Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

  1. Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

  1. Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.                                                                        2.Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В. Захаров)

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков - это люди. Укажи, где находишься ты.                                                              

 Ключ:

Нормой для ребенка является указание на третий - четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего

«Я - образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

3. Методика. «Какой Я?» (Р.С. Немов)


Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

 

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Таблица 3 Протокол к методике, «Какой Я?»

 

№ п/п

Оцениваемые   качества личности

Оценки по вербальной шкале.

Да

Нет

Иногда

Не знаю

1

Хороший

       

2

Добрый

       

3

Умный

       

4

Аккуратный

       

5

Послушный

       

6

Внимательный

       

7

Честный

       

8

Вежливый

       

9

Умный ( способный)

       

10

Трудолюбивый

       




Выводы об уровне развития

10 баллов   - очень высокий.                                                                                                             8-9 баллов - высокий.                                                                                                               4-7 баллов - средний.                                                                                                   2-3 балла - низкий.                                                                                                                       0-1 балл - очень низкий.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования самооценки у детей 5 – 7 лет.

Проведя методику «Лесенка» получили следующие результаты, представленные в приложение (таблица №1), диаграмме № 1.

Диаграмма № 1

 

Исходя из анализа исследования по методике « Лесенка» выявлено, что:

80% - детей с завышенной  самооценкой,

20% - детей с адекватной  самооценкой.

Проведя методику «Определения эмоциональной самооценки» получили, следующие результаты, представленные в диаграмме № 2 и приложении   

( таблица № 2).

Диаграмма № 2

Исходя из анализа исследования по методике « Определения эмоциональной самооценки» выявлено, что:

50% - детей со средней эмоциональной самооценкой.

30% - детей с очень высокой  эмоциональной самооценкой.

20% - детей с  высокой  эмоциональной самооценкой

Проведя методику, « Какой Я?» получили, следующие результаты, представленные в диаграмме № 3 и приложении № 3 ( таблица 3).

Диаграмма № 3

Исходя из анализа исследования по методике, « Какой Я?» выявлено, что:

30% - детей с очень высоким  уровнем развития самооценки.

20%  - детей с высоким  уровнем развития самооценки

50% - детей со средним уровнем развития самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая таблица результатов по трём методикам.

Методики

Код ребёнка

« Лесенка»

Эмоциональная самооценка

« какой Я».

Уровень самооценки.

адекватная

адекватная

Средний уровень

адекватный

завышенная

завышенная

Очень высокий уровень.

завышенная

завышенная

адекватная

Средний уровень

адекватный

завышенная

адекватная

Средний уровень

адекватная

адекватная

завышенная

Очень высокий уровень

завышенная

завышенная

завышенная

Очень высокий уровень

завышенная

завышенная

завышенная

Высокий уровень

завышенная

завышенная

адекватная

Средний уровень

адекватная

завышенная

адекватная

Средний уровень

адекватная

10м

завышенная

завышенная

Высокий уровень

завышенная

Информация о работе Изучение и исследование особенностей самооценки у детей 5 – 7 лет