Измененные состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и раскрытие понятия измененного сознания.
Задачи: дать определение измененного состояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснить действие измененного состояния сознания на человека.

Файлы: 1 файл

Измененные состояния сознания.doc

— 259.50 Кб (Скачать)
ustify">     Прежде всего, холотропное дыхание - единственная дыхательная психотехника, под которую была разработана серьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребефинга и вайвейшна, является профессионалом в области медицины и психологии.

     Второе  отличие состоит в том, что  структура холотропного дыхания  не предусматривает какого-либо внешнего воздействия на холонавта, кроме  музыкального сопровождения. Переживания  не программируются ведущим. При  этом ограничения на формат дыхания минимальны (в отличие от вайвейшн), а работа ситтера с холонавтом проводится только по запросу последнего.

     Третье  отличие состоит в том, что  создаются все условия, для того, чтобы холонавт мог снять контроль ума и проявить себя. В вайвейшн контроль не снимается. Ребефинг подразумевает АКТИВНОЕ взаимодействие между ведущим и дышащим. Поэтому в процессе ребефинга нет такой глубины погружения в поток переживаний.

     Холотропное дыхание - всегда групповой процесс, размер группы - от 10 человек. Это требование формата холотропного дыхания. При этом холонавт и ситтер меняются местами (всегда должно проводиться две дыхательные сессии).

     Холотропным дыханием в отличие от вайвейшн нельзя заниматься самостоятельно, и уж тем  более дома и в одиночку (отсутствует ситтер, отсутствует интенсивная музыка).

     Музыка  для холотропного дыхания служит катализатором переживаний и  имеет требования к интенсивности  и формату [см. таблицу 1].

     Таблица 1

     Формат  музыки для холотропного дыхания

    Часы/минуты Типы музыки
    00:00 - 00:08 Легкая побуждающая, помогающая дыханию
    00:08 - 00:20 Еще более стимулирующая 
    00:20 - 00:40 Барабан или  этническая ритмичная (играть, пока ритмичное  движение в комнате не спадет).
    00:40 - 01:15 Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад).
    01:15 - 01:30 Сердечная (открытость, теплота, музыка полета).
    01:30 - до  конца Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная  музыка, которая может служить  основой для продолжения работы)
 

     Однако  существуют и противопоказания [см. таблицу 2].

     Таблица 2

     Противопоказания  для использования метода холотропного дыхания

    Состояние Причина противопоказаний
    Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление Переживание может  быть физическим или эмоциональным  стрессом
    Беременность Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений
    Эпилепсия Существует  опасность, что эмоциональный или  физический стресс может послужить  триггером для припадка
    Глаукома Оживление опыта  рождения или другого стрессового  опыта может увеличить внутриглазное давление
    Недавние  операции, переломы Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы
    Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз Состояние необычного сознания может стать триггером  маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала
 

В остальных  случаях человек может принимать  участия в сессиях холотропного дыхания.

     3.4. Левитация.

     Среди феноменов состояний измененного  сознания есть один из самых впечатляющих, называется он левитация. Из энциклопедии: «Левитация – подъем тела в воздухе без применения механизмов» Санскритский вариант: «Сверхъестественная способность становиться легким по желанию».

     Самым ярким примером обладания этим феноменом  является Святой Иосиф – «летающий монах, чьи полеты были зафиксированы многими. При парении в воздухе в состоянии экстаза, Св. Иосиф, по-видимому, умел контролировать свои полеты. Известно, что владели этим феноменом люди, исключительные поп своим духовным качествам. В Индии, например, к их числу относились многие жрецы – брахманы, йоги и святые отшельники.

     Известно, человек не летает не потому, что  у него нет крыльев, а потому, что  сила гравитации не позволяет ему  взлететь. Человек может преодолеть гравитацию, если уменьшит свой вес. По-видимому, при полете человека им генерируется какая-то энергия, которая воздействует на него, преодолевая сиу гравитации.

     Впервые официально этот феномен был продемонстрирован  в 1986г в Вашингтоне. Состоялись соревнования летающих йогов. Принимало участие 20 человек. Это были первые успешные демонстрации, где были произведены замеры и сняты видеофильмы. В соревнования входили следующие дисциплины: высота полета (рекорд – около 60 см), длина перелета (рекорд – 1,8м) и полеты на скорость на дистанции 25м с препятствиями высотой 8 дюймов. В основном это были подлеты, а не парения и даже не зависания в воздухе, напоминали они плавные прыжки на высоту 1,5-2м. При этом йоги сидели в позе «лотоса», скрестив ноги. Кроме того, регистрировалось и плавное уменьшение веса во время подлетов.

     Физиологическая активность резко падала. Наступала  полная остановка дыхания (от 1 до 3 минут), и менялся сам характер дыхания. Не было даже видимости физического  усилия. Наступало глубочайшее расслабление. Левитанты находились в полугипнотическом состоянии. Резко изменялась частота пульса, увеличивалась с 50-60 ударов в минуту при сидении на земле до 90-100 ударов в момент взлета. Самый длительный полет длился 2 минуты.

     Левитация – явление загадочное. Одно только ясно: совершается левитация в состоянии измененного сознания. Левитант входит в транс, используя специальную технику дыхания, сосредоточения, концентрации. Обычный человек в обычном состоянии сознания никогда не сможет оторваться от земли даже на 1 мм.

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В заключении, можно сказать, что ИСС  играют значительную роль в опыте  и поведении человека. Также очевидно, что эти состояния могут служить  как адаптивным, так и неадаптивным выходам для выражения многочисленных страстей человека, его потребностей и желания. Более того, вряд ли следует сомневаться, что мы едва начали понимать аспекты и функции ИСС.

     Наше  нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем завершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживает для нас, представляя готовые определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точной формулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед нами раскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключения о пределах реального. Можно с уверенностью сказать, что способность к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены.

     Данные  о разнообразии измененных состояний  сознания и о множестве причин, вызывающих эти состояния, указывают  на то, что изменение сознания есть естественная адаптивная реакция. Причины, вызывающие ИСС, объединяет механизм их реализации. Наблюдения за многими измененными состояниями сознания, переживаемыми человеком, позволяют сделать вывод, что есть некоторые обязательные условия, способствующие их возникновению. Более того, хотя внешние проявления и субъективный опыт, связанные с различными изменениями в сознании, довольно разнообразны, существуют базовые особенности, являющиеся общими для многих.

     Таким образом, стимулируя интерес к изучению данной проблемы в научной сфере, можно помочь людям более уверенно и безопасно ориентироваться в мире изменённых состояний сознания. Более того, детальное и полное изучение ИСС может помочь решить многие задачи, связанные с психическими и физиологическими отклонениями людей.

     Феномен измененного сознания трудно вписывается  в современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и  обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.

     Классификации подвергается то, что могут увидеть  и измерить независимые наблюдатели, тогда как измененное состояние  сознания воспринимается лишь субъективно.

     Однако  этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих сил  в харизматической группе. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.Лири, М.Стюарт "Технологии изменения сознания в деструктивных культурах" М., 2008;
  2. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 2001;
  3. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 2003;
  4. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания. Ярославль, 2004;
  5. Тарт Ч. Состояния сознания, М.,2004;
  6. Величковский Б.М. "Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 тт". М., 2006;
  7. Ханг Г. "О природе сознания", М., 2004;
  8. Гроф С. "За пределами мозга", М, ИТП, 2003;
  9. Нойман Э. "Происхождение и развитие сознания", М., 2008;
  10. Смирнов И.В. "Психотехнологии", М., 2005;
  11. Гроф С. "Области человеческого бессознательного", М., 2004;
  12. С.Гроф "Холотропное дыхание", М., 2006;
  13. Психологический словарь, М., 2006;
  14. Элиаде М. "Мифы, сновидения, мистерии", М., 2006;
  15. Голмен Д. Многообразие медитационного опыта – Киев: «Юнити», 2003;
  16. Тарт Ч. Состояния сознания – М: «Феникс», 2004;
  17. Кандыба, В.М. Техника гипноза наяву. Техника скрытого управления человеком. – СПб.: Лань, 2004;
  18. Манкин К.П. Телепатия и здоровье: Необычные способности обычных людей. – СПб: Весь, 2003;
  19. Множественные умы Билли Миллигана/Пер. с англ. А.Бойкова, А.Костровой. – М.:Эксмо, 2003;
  20. Науменко Г.М. Тайны сознания. путь к здоровью. – М.: Алетейа, 2002;
  21. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2004;
  22. Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию / Перев. с франц. С.К.Чернетского. – М.: Институт психотерапии, 2003;
  23. Гроф С. Человек перед лицом смерти / С.Гроф, Дж.Хэлифакс; Пер. с англ. А.И.Неклесса - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 2006;
  24. Гуревич П.С. Клиническая психология / П.С.Гуревич. - М.: NOTA BENE, 2001;
  25. Кардаш С. Измененные состояния сознания / С.Кардаш. - Донецк: ИКФ «Сталкер», 2008;
  26. Кордуэлл М. Психология от А до Я: Словарь-справочник / М.Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000;
  27. Сидоров П.И. Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II / П.И.Сидоров, А.В.Парняков. - М.: Дельфа, 2001;
  28. Хэйес Н. Введение в психологию / Н.Хэйес, С.Оррелл. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2003;
  29. Сайт http://lib.ru.

Информация о работе Измененные состояния сознания