Измененные состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и раскрытие понятия измененного сознания.
Задачи: дать определение измененного состояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснить действие измененного состояния сознания на человека.

Файлы: 1 файл

Измененные состояния сознания.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Влияние психосоматических  факторов. В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основном в результате изменений физического здоровья. Эти состояния могут вызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало или вообще не контролирует себя. Это, например, дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; мигрени и эпилептические припадки. Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приема наркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызывает интоксикационный делирий, сопровождающийся лихорадкой.

     1.5 Функции изменённых состояний сознания

     Теперь, когда были рассмотрены конкретные характеристики, связанные с ИСС, можно поднять вопрос, удовлетворяют ли они каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека.

     А. Неадаптивные выражения. Неадаптивные выражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИСС могут представлять: а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация и диссоциация); б) защитные функции в определенных ситуациях опасности, вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния во время психотерапии); в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакция острого психоза и паники); г) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя); д) символическое отыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость, колдовство); е) проявление органических поражений или нейрофизиологических нарушений (например, предвестники, токсические состояния); ж) неосторожные потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея, монотонная длительная сторожевая работа).

     Б. Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.

     1. Исцеление. История оказывает, что продуцирование ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющих действиях и практиках. Индукция этих состояний использовалась почти для любого возможного аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в транс или состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своих пациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления. Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик, священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцирование пациентом ИСС необходимым условием исцеления. Фармакологически индуцированные ИСС также играли большую роль в исцеляющих действиях. Абреактивные или катарсические техники, когда употребляются пейот, эфир, СО2 , амитал, метамфетамин и ЛСД-25, всегда широко использовались в психиатрии. Куби и Марголин комментировали терапевтическую ценность некоторых наркотических веществ, вызывающих временную диссоциацию и снижающих подавление.

     Вероятно, несвязанные со специфическими эффектами  ИСС в лечении являются неспецифические последствия других изменений в сознании, направленных на поддержание психического равновесия и здоровья. Например, сон традиционно считается великим целителем и, по-видимому, служит важной биологической и психологической функцией у человека. ИСС, связанные с сексуальным оргазмом, можно считать еще одним благотворным психическим изменением, которое имеет не только значение биологического выживания в виде позитивного подкрепления сексуального влечения, но также служит выходом для многочисленных человеческих желаний и фрустраций.

     2. Путь к новому  сознанию или опыту. Человек всегда стремился вызвать у себя ИСС в попытке получить новое знание вдохновение или опыт. Религиозный человек использовал горячие молитвы, пассивную медитацию, состояние откровений и пророчества, мистические и трансцендентальные переживания, обращение в религию и божественные состояния, чтобы открывать новые горизонты опыта, пересматривать нравственные ценности, разрешать эмоциональные конфликты; это часто позволяло ему лучше справляться с личными трудностями и проблемами окружающей действительности. Интересно также отметить, что у многих примитивных групп считается, что одержимость духами наделяет сверхчеловеческими знаниями, которые невозможно получить при нормальном бодрствующем состоянии сознания. Предполагается, что вовремя приступов одержимости демонстрируются такие паранормальные способности, как величайшая мудрость, «способность к языкам» или ясновидение.

     ИСС, по-видимому, обогащают человеческий опыт во многих других сферах жизни. Известны многочисленные примеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем, случающихся у человека, когда он погружен в такие ИСС, как транс, дремота, сон, пассивная медитация или наркотическая интоксикация.

     3. Социальные функции. ИСС, случающиеся в групповой обстановке, по-видимому, обслуживают многие индивидуальные и социальные потребности.

     С точки зрения личной выгоды одержимость  одним из местных божеств или  Святым Духом во время религиозных  церемоний позволило бы индивиду достигнуть высокого статуса через исполнение своей культовой роли, получить временное освобождение от ответственности за свои действия и речи или позволить ему отыграть агрессивные и сексуальные конфликты или желания в социально приемлемой форме.

1.6. Классификация изменённых состояний сознания

     К измененным состояниям сознания относят  бесконечно большое множество состояний  сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Поэтому  также стоит рассмотреть схему  классификации разных видов изменённых состояний сознания. И в качестве образца принимается схема классификации состояний сознания, разработанная на основе схемы С.Кардаша (рис.1). По предъявленной схеме классификации ИСС все множество ИСС может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. 

     Рисунок 1 - Классификация ИСС

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЙ И ИХ ХАРАКЕРИСТИКИ.

2.1. Сон – естественное  состояние ИСС.

     Сон – это треть прожитой нами жизни. Область, таящая в себе еще много загадок. Сновидения – окна в иные миры.

     Засыпание – универсальная защита мозга. Как  и всякое физиологическое явление, засыпание имеет свой нейрохимический  язык, свои индивидуальные характеристики работы мозга. Сон устраняет заслон бодрствующего сознания, открывая дорогу творчеству сновидений, и тогда подсознание может повести нас в фантастические миры, в переживания других жизней.

     Индусы  считали, что продвинутые йоги могут  делать в своих сновидениях практически  все. Существует древний опыт моделирования снов, опыт осознания себя во сне. Это и есть феномен «осознанных сновидений». Техники создания определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в сновидение используются тибетскими буддистами уже более тысячи лет для достижения осознанности своего бытия.

     Современные лаборатории исследования сна и  сновидений определили существование  по крайней мере двух различных типов  умственной активности, возникающей  во время сна. Первая фаза обладает характеристиками, которые мы обычно связываем со сном: яркие визуальные образы, привязанность к какому-то определенному отдаленному месту, взаимодействие с другими персонажами, сильные эмоции, слабое осознание того, что находишься в постели и т.д. Умственная активность на других фазах сна ближе к мышлению, и в ней мало или совсем нет визуальных образов. кроме того, умственная активность вне первой фазы припоминается большинством субъектов реже.

     Опыты Г. Фогеля и его сотрудников, в  которых исследовались состояния  человека во время засыпания, показали, что в структуре сознания выделяется два-три различных измененных состояния сознания. В течение некоторого времени, после того как испытуемые занимали лежачее положение, они сохраняли контакт со средой, их мысли текли, как обычно, реальность воспринималась в обычных рамках. Это состояние незатронутого «Я». Затем испытуемые переходили в состояние деструктурированного «Я», теряя контакт с внешней средой, их мышление значительно отклонялось от обычных форм согласованности с реальностью. Такие отклонения исчезали, когда возвращалось состояние «Я». Деструктурированное состояние являлось переходом между незатронутым «Я» и восстановленным «Я». Из данных Фогеля не ясно, образует ли оно измененное состояние сознания.

     Выяснилось, что при соответствующей тренировке люди могут научиться входить в сон при не полностью выключенном сознании. Нужна способность проводить грань между объективным миром и плодами своего воображения. Это требует определенных усилий в овладении этим искусством.

     Во  сне ощущения могут быть столь же разнообразны, как и наяву. Вы можете слышать, видеть, осязать, обонять, ощущать вкус, думать с тем же успехом, что и в реальной жизни. Главное отличие состоит в том, что «мультисенсорный мир», воспринимаемый вами во время сна, возникает внутри вас, а не во вне.

     Во  сне человек может пребывать  в разных местах, наблюдать события  и их комментировать. Они точны  и переживаются так, словно происходят наяву. В литературе это явление  называется «внетелесным опытом», «астральной  проекцией». Учеными такие случаи определяются термином «внетелесные чувства», которые в свою очередь, основаны на ощущениях выхода из своего тела, видения себя со стороны и способности проходить сквозь материальные объекты. Этот феномен изучается в Российской Академии наук, и ему посвящены несколько препринтов.

     2. 2. Искусственный сон – гипноз

     Гипноз  – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее в результате направленного  психологического воздействия –  внушения. Отличительной чертой гипноза  является строгая, не свойственная сну и бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации.

     Наведение гипнотического состояния.

     Первостепенное  место в возникновении и протекании гипноза принадлежит психологическим  факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего влияния, искренности и выразительности интонаций при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к социальной среде, личности гипнотизера, самой процедуре гипноза).

     Процедуры гипнотизирования множественны и разнообразны, но для большинства из них характерны некоторые общие стадии. Обычно эти  процедуры начинаются с того, что  вам предлагается сесть или лечь поудобнее, так, чтобы не требовалось никаких усилий для сохранения положения вашего тела; затем вам советуют не двигаться и расслабиться насколько это возможно. Это важно в нескольких отношениях.

     Во-первых, если вы испытываете некоторое волнение, предчувствуя то, что должно с вами случиться, это волнение, тесно связано с телесным напряжением, по крайней мере, частично ослабнет. Это будет способствовать изменению состояния сознания.

     Во-вторых, гипнотизер обычно просит слушать только его голос и не обращать внимание на какие-то иные мысли или ощущения, которые могли бы оказаться в поле вашего сознания.

     В-третьих, вас просят не размышлять над тем, что говорит гипнотизер, но внимать ему пассивно.

     В-четвертых, гипнотизер часто советует сосредоточить внимание на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера. Например, он просит неотрывно глядеть на какое-нибудь яркое пятно или пламя свечи. Фиксация взгляда сокращает приток информации, уменьшается расход психической энергии, обычно расходуемой при визуальном наблюдении за средой, но дело не только в этом. Находясь в обычном состоянии, человек, как правило, не фиксирует наблюдения на одном – единственном предмете. Теперь же из-за утомления сетчатки у большинства людей появляются неожиданные зрительные ощущения. Вокруг наблюдаемого предмета появляются сияющие нимбы, начинают колебаться тени, возникает ощущение каких-то непонятных движений, отдельные части предмета расплываются. Все это до такой степени непохоже на обычные визуальные впечатления, что та подсистема сознания, которая связана с обработкой чувственной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою обычную функцию и как бы расстраивается.

     Более того, поскольку еще в начале гипнотизер внушил вам, что в его власти вызывать совершенно неизвестные вам ощущения, возникновение таких ощущений повышает степень доверия к гипнотизеру, его престиж.

     В-пятых, гипнотизер обычно внушает вам, что вы спите или засыпаете. Тем самым он вызывает в вашей памяти ряд соответствующих ассоциаций, способствующих наведению гипнотических состояний.

     В-шестых, наряду с внушением сна гипнотизер часто убеждает человека в том, что этот сон – не совсем настоящий сон, поскольку гипнотизируемый слышит обращенные к нему слова.

     В-седьмых, большинство гипнотических процедур включает простые двигательные внушения, облегчаемые пассивностью и расслабленностью гипнотизируемого: например, вам внушают, что ваши руки вытянуты прямо перед собой, налиты тяжестью. Подобные внушения относительно легко воспринимаются большинством людей

Информация о работе Измененные состояния сознания