Измененные состояния сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и раскрытие понятия измененного сознания.
Задачи: дать определение измененного состояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснить действие измененного состояния сознания на человека.

Файлы: 1 файл

Измененные состояния сознания.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Непроизвольная  реакция на внушения оказывает воздействие  на подсистему сознания, которая ответственна за чувства самотождественности. Ведь обычно ваш «внутренний голос» говорит вам, что нужно делать в той или иной ситуации. Теперь же эту роль берет на себя голос гипнотизера, который как бы включается в ваше «Я». В психоанализе это иногда называют трансферентным элементом гипноза, использующем, в частности, подсознательную установку гипнотизируемого на личность гипнотизера.

     Гипнотическое состояние.

     Если  процедура наведения гипнотического состояния прошла успешно, возникает  измененное состояние сознания. При  этом большинство структур сознания пассивно, ряд важнейших психических подсистем не функционирует активно. Когда глубоко загипнотизированного человека спрашивают, о чем он думает или что ощущает, он отвечает: «Ничего». В то же время это состояние характеризуется повышенной внушаемостью. Поэтому, когда загипнотизированному внушается какое-либо ощущение, оно переживается им более живо, чем это могло быть в обычном состоянии.

     Принято выделять три стадии гипноза:

  1. Сонливость. Характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этой стадии гипноза пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному отчету, спящим себе не считает.
  2. Гипотаксия. Отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию – восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без внушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушать голос гипнотизера.
  3. Снохождение (сомнамбулизм). Наиболее глубокая степень гипноза, когда пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотизером: пациенту можно внушить галлюцинаторные переживания; изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители; заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия, соответствующие внушенной ситуации. На этой стадии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующие внушенному возрасту. В глубоком гипнозе можно наблюдать расщепление личности, когда загипнотизированные «живут» двойной жизнью.

     Еще один эффект гипнотического воздействия  – отрицательные галлюцинации, т.е. внушенное невидение реально существующих предметов, что может проявляться на протяжении долгого времени после выхода из гипноза. Но возможности внушения не безграничны. При попытках внушить пациенту покушение с помощью бутафорского оружия у него возникла нервная ошибка, закончившаяся истерическим припадком.

     И.П. Павлов указывал на то, что физиологическую  основу гипноза составляет процесс  торможения в коре больших полушарий. С этой точки зрения, гипноз –  есть частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков коры присутствует бодрствующий, сторожевой пункт, обеспечивающий возможность раппорта.

     Под гипнозом у человека могут проявляться  различные способности и феномены, повышается ощутительная способность всех органов чувств, феноменальная память. Под гипнозом пациент может хорошо видеть: темное, как ночь, помещение кажется ему словно освещенным лучами солнца.

     Гипнотическое состояние более удобно, чем обычное  базисное состояние сознания, для сопоставления с иными состояниями сознания. Это понятно, если учесть, что большинство или даже все системы сознания находящегося в глубоком гипнозе и не имеющего какого-то конкретного содержания (т.н. «нейтральный гипноз»), бездействует или относительно пассивный. Ясно, что обычное состояние бодрствования гораздо сложнее, активнее и специфичнее, чем гипнотическое состояние.

2.3. Медитация как средство изменения сознания.

     Медитация - умственное действие, цель которого —  приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

     Начало  любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

     Независимо  от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и  управлять умом, что приводит к  улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего.

     При всех видах медитации достигается  этап, который описывается как  прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния  ума, “прыжок” в бессознательное, к  глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.

     Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет  целью достижение определенного  состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение».

     Эти медитативные техники опираются  на своеобразные, также во многом схожие, учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

     Сознание  «обычного» человека рассматривается  в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1.«чистое сознание» - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2.«загрязненное», «омраченное» сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической само регуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, «сознание-хранилище», рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.

     «Омраченный»  аспект сознания, согласно шастре, формирует  «семена» («отпечатки», «следы») всех прошлых  событий, поступков, желаний, идей и  впечатлений, память о которых сохраняется  в «сознании-хранилище». Исходя из этого  можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких «омрачающих» формирований - комплекс «Я». Согласно буддийской теории индивидуального «Я», ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия.

     Одним из основных факторов, «омрачающих» сознание человека, является логическое мышление, основанное на «различении», выделении  отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений  действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. «Омраченное» сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. «Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации».

     Согласно  шастре, для достижения «просветленного» состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, «омрачающего»  изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации «я осознаю нечто» остается только предикат «осознается», который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние «ни осознавания, ни не-осознавания», в котором «нет ни ощущений, ни их отсутствия». Здесь налицо выход за пределы возможностей языка.

     Особое  внимание уделяется здесь практическим методам достижения просветления, среди  которых главное место занимают две медитативные техники: «шаматха», или «самадхи» и «випашьяна», или «випассана». К этим двум видам медитации, как показал Голмен, примыкают большинство медитативных техник в разных культурах3.

     Санскритский  термин «самадхи» в контексте буддийской психологии означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями, чувствами, желаниями. Ошеломляющие переживания, которые наступают в результате применения популярных на западе техник трансформации сознания - глубокое расслабление, интенсивные болевые ощущения в теле, живые сновидения наяву - все эти явления наступают и на первой стадии медитации методом самадхи как реакция на ограничение поступающей информации. Однако, постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту. Поначалу взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Но в ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

     При продолжительном непрерывном фокусировании  на объекте медитации наступает  момент, который знаменует собой  первый разрыв с обыденным сознанием. Это - полное поглощение, растворение – «дхиана». Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают4. Нет ни восприятия через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату – «Вишудхимагге» (смотреть таблицу 1 в приложении)5.

     Второй, не менее распространенный вид медитации - випассана. Это анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства, мысли и реакции, соответствующие им. Медитирующий должен созерцать все происходящее с ним или его окружением, не отвергая что-либо как недостойное внимания, не уделяя чему-либо преимущественное внимание. «Вишудхимагга» считает, что овладение дхианами играет второстепенную роль по сравнению с випассаной, это лишь упражнения в концентрации, которая необходима для продвижения по ступеням випассаны. Ступени постижения, заканчивающиеся «нирванной» и «ниродхи» – «окончательным освобождением», «абсолютным знанием», крайне трудно осмыслить обыденным сознанием, перевести на язык науки. Видимо, на ранних стадиях осознаются многие психические процессы, ранее протекавшие бессознательно. Випассану рекомендуется выполнять всегда, во время любой деятельности, чтобы постепенно просветленное состояние сознания стало обычным; т.е. согласно буддийским источникам, при этом состоянии возможна любая обычная деятельность. Это состояние не проходит даже во сне, коренным образом меняя его характер: сон становится осознанным, управляемым. Все буддийские и индуистские источники утверждают, что на определенных стадиях появляются паранормальные способности, такие как телепатия, ясновидение и др. и советуют избегать их, как «опасных соблазнов», уводящих в сторону с пути просветления.

     Конечно, с одной стороны эти вопросы  нуждаются в дальнейших исследованиях. Но с другой стороны, очень сложно исследовать эти состояния хотя бы потому, что для их достижения нужны годы работ над собой.

2.4 Психоделические  и психолитические  препараты.

     В качестве средств инициации измененного  состояния сознания из всех природных  и синтетических психоделиков исследователи  выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в измененном состоянии сознания, при этом весь период действия психоделиков измененное состояние сознания остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих измененных состояниях сознания, частично после пройденных сеансов. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

Информация о работе Измененные состояния сознания