История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:57, доклад

Краткое описание

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 100.17 Кб (Скачать)

Об этом философе, ставшем  на все века идеалом бескорыстия, честности, независимости мысли, мы знаем со слов его учеников. Сам  же он никогда ничего не писал и  считал себя не учителем мудрости, а  человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

После Сократа, в центре интересов  которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие  о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает.

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося  ученика Платона.

Платон: душа и царство идей

Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье. Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение (делает его сыном Аполлона). Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны высоко-литературным языком, в них много художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он становится в Афинах, отвлекло Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему великому наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.

Его путешествия длились  около десяти лет и закончились  трагически – он был продан в  рабство сицилийским тираном  Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собранные деньги были вручены Платону, и он купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сыном Дионисия – Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в окружающем омрачило последние годы жизни Платона, хотя он был до конца дней окружен многими учениками и последователями, среди которых был Аристотель.

Платон опирался не только на идеи-Сократа, но и на некоторые положения пифагорейцев,* в частности на обожествление числа. Над воротами Академии Платона было написано: "Не знающий геометрии да не войдет сюда". Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.

* Согласно воззрениям  Пифагорейской школы (об основателе  которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую  структуру. Во всем существующем  царит гармония, имеющая числовое  выражение.

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся  души, или идеи, вещей, те совершенные  образцы, которые становятся прообразами  реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в  реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия "человек".

Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки  зрения Платона, постоянна, неизменна  и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем. В описании души Платон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хорошей, в то время как вожделеющая и страстная – плохими, более низкими.

Так как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые  хранятся в душе, тоже неизменно, и  открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).

Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятельном  психическом процессе. Он дает памяти определение – "отпечаток перстня  на воске" – и считает ее одним  из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким  образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и  не осознанных в данный момент.

Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом  и противопоставлял их мышлению, подчеркивая  его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще  Сократ. Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой (говоря современным  языком, внутренняя речь). Однако развернутый  во времени и осознанный процесс  логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как  опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих  знаний о предметах. Тем на менее  возможность проникнуть в суть вещей  у человека существует, и связана  она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они  открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный процесс похож на "инсайт", который позднее будет описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с открытием нового, но лишь с осознанием того, что уже храни лось в душе.)

Исследования Платона  заложили новые тенденции не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в  процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также  впервые представил душу не как целостную  организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных  тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить  с помощью разума. (Эта идея Платона  о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход  к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.)

Знание о душе – от его зачатков на античной почве до современных представлений –  развивалось, с одной стороны, в  соответствии с уровнем знаний о  внешней природе, с другой – в  результате освоения культурных ценностей. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического, однако последняя не может существовать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ориентировались на природу, искали в качеств эквивалента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым правят естественные законы. Лишь сравнив это представление с древней верой в души как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, которую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анаксагор и другие древнегреческие мыслители. Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвысили разум и способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины явлений.

Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести  отсчет научного знания о психике. После  софистов и Сократа в объяснениях  сущности души наметился переворот  к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные  понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они суть порождения духовной культуры.

Для представителей обеих  ориентаций – "природной" и "культурной" – душа выступала как внешняя  по отношению к организму реалия, либо вещественная (огонь, воздух), либо бесплотная (средоточие понятий, общезначимых норм). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Платон) – предполагалось, что то и другое попадает в организм извне, со стороны.

Аристотель: душа – способ организации тела

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

Аристотель был сыном  медика при македонском царе и  сам готовился к медицинской  профессии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он несколько лет занимался  в его Академии, с которой в  дальнейшем порвал. Известная картина  Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указывающим рукой на небо. Аристотеля – на землю. В этих образах запечатлено различие в  ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство  мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в  прямом общении с ними.

На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную  Ликеем (позже словом "лицей" стали называть привилегированные учебные заведения). Это была крытая галерея, где Аристотель, обычно прогуливаясь, вел занятия. "Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом".

Кто же имелся, в виду под  теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не натурфилософы, для которых  душа – это тончайшее тело. Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог размышлений  Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" – противоречил взглядам Платона на прошлое и будущее  души. Выходит, что "правильным" Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома".

Аристотель был как  философом, так и натуралистом-исследователем природы. Одно время он обучал наукам юного Александра Македонского, который  впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших  опытной основой наблюдений и  анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой  психологического учения Аристотеля и  преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.

Уже сам термин "организм" требует рассматривать его под  углом зрения организации, то есть упорядоченности  целого для достижения какой-либо цели или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его  работа (функция) неразделимы. "Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение", – говорил Аристотель.

Душа мыслилась Аристотелем  как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе  растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может  существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались  версии о прошлом и будущем  души, способах ее соединения с внешним  для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

Душа обладает различными способностями как ступенями  ее развития: растительной, чувственной  и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату  о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум  в его высшем, сущностном выражении  есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем  телесным и внешним.

Информация о работе История античной психологии