История античной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:57, доклад

Краткое описание

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии.

Файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 100.17 Кб (Скачать)

Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических  областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.

Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде "О  частях человеческого тела) , описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В те времена запрещались анатомические исследования, но Гален, врачующий гладиаторов, наблюдавший открытые раны головного мозга, считал его производителем и хранителем разума. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах. Он утверждал, что первичными при аффектах являются изменение в организме ("кипение крови") , субъективные, душевные переживания (например, гнев) , вторичны.

Без эмпирической ткани психологической  мысли античности не могли появиться  теоретические успехи, приведшие  естествознание к современной психологии. Древние греки выдвинули идею об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы (проблема психического в материальном мире). Во-вторых, определили психику как форму жизни (психобиологическая проблема). В-третьих, поставили душевную деятельность в зависимость от форм, которые создаются не природой, а  человеческой культурой (психогностическая проблема). Таким образом были сформулированы проблемы, веками направлявшие развитие науки о человеке.

Вместе с тем, бедствия, которые переживали народы Востока  в жестоких войнах с Великим Римом, а затем под его владычеством, способствовали развитию идеалистических  учений о душе, которые подготовили  воззрения, ассимилированные позже  христианской религией. К этим учениям  относятся, например, взгляды Филона (I век н.э.) , что тело это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть "пневма", о которой мы говорили выше. 

 

 

 

Античная психология

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и  предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в  системе первобытных верований  людей, в мифологии. Художественное народное творчество — поэзия, сказки, а также религия проявляют  большой интерес к душе. Эти  донаучные и вненаучные представления очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению.

Душа рассматривается  здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души.

В отличие от этого уже  самые первые научные представления  о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней  философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых  начали развиваться психологические  представления: «...психология как наука  должна была начаться с идеи души», — писал Л.С. Выготский. Она явилась «первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».

Философия возникла в эпоху  смены первобытно-общинного строя классовымрабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т.п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада, проблема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов.

Известно, что Древняя  Греция имела богатые связи со странами Ближнего Востока— Сирией, Вавилонией, Египтом. Однако в силу исторических условий развития к VI в. до н. э., когда в Древней Греции возникла философия, в Вавилонии и Древнем Египте она не сложилась: здесь продолжала свое существование религиозно-мифологическая идеология. В отношении научных знаний ряд народов Африки и Передней Азии опередили греков: у них раньше появилась письменность; у египетских и вавилонских жрецов развивались астрономические и математические знания. Эти знания активно усваивались древними греками.

Ряд представлений о природе  и психике созвучны в философских  школах Древней Греции и Древней  Индии и Китая. Например, поиск  первоначал, первооснов природных явлений, понимание души как источника  движения и приписывание психического всей физической природе, идея о переселении  душ характерны для древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих  мыслителей. Однако это созвучие идей еще не доказывает их проникновения  в Древнюю Грецию из Индии и  Китая. Исследования показали, что древнеиндийская  философия явилась источником философской  мысли всего Востока.

Определяющее влияние  на последующее развитие европейской  культуры оказала философия Древней  Греции. Ф. Энгельс отмечал: «В многообразных  формах греческой философии уже  имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений». В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и  онтологические и гносеологические аспекты, они были связаны с науками  и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические  представления западноевропейской мысли берут свое начало от античности.

В то же время ученых Запада (философов и психологов, когда  психология выделилась в самостоятельную  область научного знания) привлекали восточная мысль, ее глубина, духовность, представления о человеке и путях  его совершенствования, сила ее воздействия  на людей. Большие различия между  философией Востока и Запада, определяемые особенностями социально-экономического развития стран Запада и Востока, традициями их духовной жизни, затрудняют обобщение представлений о человеке в этих двух направлениях. Особенно большой интерес к Востоку замечается в психологии в XIX—XX вв. (например, в психоаналитической концепции К. Юнга, у Э. Фромма) в связи с обострившейся в условиях кризиса буржуазного общества потребностью в уяснении истинной сущности человека, духовности его устремлений и т.п.

Учитывая сказанное и  принимая во внимание крайне недостаточную изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса формирования психологических знаний с античности. Античная психологиявозникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация и положение личности в обществе на разных этапах ее истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму.

Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Основные положения  материалистического учения о душе в античной психологии

Материалистическое  учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В эллинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром(IV—III в. до н.э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I в. до н.э. был Лукреций. Систему атомистического материализма развивали стоики в первый материалистический период своего развития (III в. до н.э., основатели — Хризипп и Зенон).

Далее будут рассмотрены  психологические идеи античного  атомистического материализма.

Основой психологических  воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы — мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

Так называемые чувственные  качества — цвет, вкус и т.п. —  Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота». Эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. На противоречивый характер этих положений обращали внимание уже античные комментаторы Демокрита. «Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорит, что одно и то же одним кажется горьким, другим — сладким, третьим — еще иначе».

Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его систему за ее естественность, считал, что и чувственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов.

Диалектический смысл  идеи спонтанного отклонения атомов впервые раскрыл К. Маркс в своей докторской диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»» оценив эту идею как указание на наличие в самой материи источника движения,— вопрос, который был наиболее трудным для всего механистического материализма.

Новые моменты в античный атомистический материализм внесли стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира. На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум.

Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек.

Через некоторое время  начинается обратный процесс, когда  все возвращается к началу, снова  превращается в огненный пар. Мировой  цикл завершается.

Потом следует новое образование  мира, и в нем все будет происходить  по тем же законам, пока все снова  не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые  бесконечно повторяются. Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют  возникновение и уничтожение, и  рок или судьба как их проявление в единичной человеческой жизни.

На основе физических представлений  разрабатывалось психологическое  учение о душе, познании, чувствах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области  человеческого поведения.

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

С древнейших времен происходило  взаимодействие культур: идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной  культуры, оказывали воздействие  на другие. Поэтому особенности древнегреческой  цивилизации не должны рассматриваться  изолированно от достижений Востока.

Это относится и к античной философии, охватив шей всю совокупность научных взглядов. Зарождение ее было обусловлено коренными изменениями  в материальной жизни людей, своеобразной "промышленной революцией", связанной  с переходом от бронзы к железу в сфере производства.

Широкое применение в производстве получает рабский труд. Происходит интенсивный рост торгово-ремесленных  элементов, возникают полисы (города-государства), ремесло отделяется от сельского  хозяйства. Широко развернувшаяся классовая  борьба между старой аристократией  и новыми социальными группами привела  к установлению нового типа рабовладельческого общества – рабовладельческой демократии.

Радикальные общественные изменения, развитие товарно-денежных отношений, быстрое расширение экономических  связей, установление морской гегемонии  – все это производило глубокие преобразования в жизни и сознании древних греков, от которых новые  обстоятельства требовали предприимчивости, энергии, инициативы. Расшатываются  прежние верования и легенды, быстрыми темпами идет аккумуляция  положительного знания – математического, астрономического, географического, медицинского. Укрепляются критический склад  ума, стремление к самостоятельному логическому обоснованию мнений. Мысль индивида устремляется к высоким  обобщениям, охватывающим мироздание в едином образе. Появляются первые философские системы, авторы которых берут за первооснову мира, рождающую все неисчерпаемое богатство явлений, тот или иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное вещество "алейрон" (Анаксимандр), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

Возникает не только новая  картина мира, но и новая картина  человека. Индивид выводился из-под  власти мифологических существ, обитающих  на Олимпе. Перед ним открывалась  перспектива постижения законов  бытия посредством наблюдения и  логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным  планом, ценность которого определялась степенью близости к миропорядку.

Информация о работе История античной психологии