Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский (22), закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» (185, с.434).
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Заключение
Библиография
На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень развития воображения в экспериментальной и контрольной группах, что показало довольно низкий уровень воображения у дошкольников. В ходе формирующего этапа нами были проведены занятия изобразительной деятельности, направленные на формирование у детей желания создавать новые образы, имеющие личную или общественную ценность, добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям. На формирующем этапе мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей экспериментальной группы. К концу эксперимента воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Анализ диагностического
исследования показал, что уровень
воображения в
Значительная динамика в развитии воображения детей старшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сенситивностью данного возраста.
Предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Следует отметить, что сроки проведения эксперимента в силу обстоятельств были сокращены, из чего следует предположение о том, что более продолжительное реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Библиография
1. Абрамова, Г.С. Возрастная
психология: Учебное пособие для
студентов вузов [Текст]/Г.С.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.
3. Боровик О. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.
4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.:Питер, 2003.- 123 с.
5. Вьюнова, М.И. Психологическая
готовность ребенка к обучению
в школе: психолого-
6. Дудецкий, А.Я. Теоретические
основы воображения и
7. Дьяченко, О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.
8. Дьяченко, О.М. Воображение
дошкольника [Текст]/О.М.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.
10. Ермолаева, М.В. Методические
указания к пользованию
11. Запорожец, А.В., Эльконин
Д.Б. Психология детей
12. Кириллова, Г. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст]/Г.Кириллова// Дошкольное воспитание. -2001. -№12. - С.26.
13. Козлова, С.А. Дошкольная
педагогика [Текст]/С.А.Козлова, Т.А.
14. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]/Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. - М.:Просвещение, 2003. - С.123.
15. Кравцова, Е. Развитие
воображения [Текст]/Е.
16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]/Е.Е.Кравцова. - М.:Просвещение, 2001. - С.66.
17. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/В.А.Крутецкий. - М.:Просвещение, 2006. - С.278.
18. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А.Люблинская. - М.:Просвещение, 2001. - С.43.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.:Просвещение, 2002. - С.314.
20. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2005. - С.342.
21. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования [Текст]/Р.С.Немов. - М.:Просвещение, 2003. - С.63.
22. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.66.
23. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. - М.:Просвещение, 2004. - С.25.
24. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М.:Просвещение, 2006. - С.123.
25. Палагина, Н.Н. Развитие
воображения в русской
26. Пороцкая, Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения [Текст]/Е.Пороцкая// Дошкольное воспитание. -2004.- №9. - С.66.
27. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.:Просвещение, 2000. - С.62.
28. Репина, Т.А. Социально-
29. Рибо, Т. Творческое воображение [Текст]/Т.Рибо. - М.:Просвещение, 2001. - С.83.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.:Просвещение, 2003. - С.50.
31. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]/Л.Д.Столяренко. -Ростов-на-Дону, 2004. - С.55.
32.Урунтаева, Г.А.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная
психология [Текст]/Г.А.
34. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.
35. Щербакова, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] /А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные
Информация о работе Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей