Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский (22), закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» (185, с.434).

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсавая работа.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

Наиболее значимо сходство предметов-заместителей с заменяемыми  предметами в играх детей младшего и среднего дошкольного возраста. У старших дошкольников уже нет  столь тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение  уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).

К числу наиболее доступных  для дошкольников приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей. Вообще преувеличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легко доступных примитивному пониманию. Так, например, в сказках, созданных дошкольниками, герои — либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.

Новые образы создает  ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и т. п.) [5, c. 13].

Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной  окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль началь­ника гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.).

Огромное значение игры в психическом развитии ребенка  в значительной степени объясняется  тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, на­стоящие.

Л.С. Выготский считает, что «отлет же от действительности»  детского фантазирования заключается  главным образом е том, что ребенок не знает основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения [4, c. 97].

Воображение ребенка  развивается в процессе его жизни  под влиянием условий жизни и  воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку  умения мысленно объединить образы в  новые сочетания.

В.А. Сухомлинский пишет, что воображение дошкольника  имеет не только ряд возрастных особенностей. Замечено, что дети одной и той  же возрастной группы по-разному проявляют  себя в процессе творческой деятельности, индивидуальна и окрашенность созданных  ими образов. Индивидуальные различия воображения детей проявляются при создании ими образов сказки, песни, танца, конструктивной постройки, лепки, рисунка [27, c. 87].

Н.И. Стрелянова исследовала  индивидуальные особенности воображения  дошкольников в изобразительной деятельности. Ею были выделены четыре основные группы детей, различающиеся по индивидуальным проявлениям воображения в изобразительной деятельности: преобразователи медленные, преобразователи быстрые; воссоздатели медленные, воссоздатели быстрые [24, c. 93-95].

1. Преобразователь медленный. 

Воображение направлено к преобразованию в ходе формирования образов рисунка, аппликации. Образы изобразительной деятельности создаются  медленно, порой после продолжительных  раздумий.

Обычно дети этой группы работают дольше над выполнением своих рисунков и аппликаций. Их среднее время работы выше среднего времени аналогичной работы других детей этого возраста.

2. Преобразователь быстрый.

Воображение имеет большую направленность на преобразование. Образы формируются быстро. Дети этой группы обычно работают быстрее над выполнением своих рисунков и аппликаций (их среднее время ниже среднего времени других). Изобразительная линия в рисунке резкая, с сильным нажимом. Штриховка в раскраске рисунка «замазывающая». Резкость и яркость раскраски усиливаются к концу работы.

3. Воссоздатель медленный.

Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются медленно. Среднее время  работы выше определенного времени  аналогичной работы других детей этого возраста.

4. Воссоздатель быстрый. 

Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются быстро. Среднее время  работы меньше среднего времени аналогичной  работы ребенка этого возраста.

В работе с детьми педагогу следует учитывать и эти индивидуальные особенности воображения. Л.С. Выготский проводит очень тонкие психологические различия особенностей творческого воображения у детей. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в большей мере, чем у ребенка [4, c. 115].

Таким образом, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

В воображении же дошкольника большую  роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

В следующем параграфе мы рассмотрим способы развития воображения в  изобразительной деятельности у  детей старшего дошкольного возраста.

 

1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных  умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу  требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

 

 

Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка.

Е.Кравцова рассматривала воображение  как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для воображения имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребенку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения [15, c. 312].

В работе, проведенной сотрудниками лаборатории эстетического воспитания Научно-исследовательского института  дошкольного воспитания АПН СССР, исследовались вопросы активного руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста, в частности роль заданий, предложенных воспитателем, влияние произведений искусства на выразительность образа, создаваемого ребенком.

Выводы доказывают положительное влияние активных методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей, в частности на развитие их воображения.

В своей работе по руководству изобразительной  деятельностью детей педагог  должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Отечественная педагогика считает  бесспорным зависимость правильного  развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также  подчиняется этой закономерности.

Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании развития воображения  у дошкольников особенно видна, когда  ставится вопрос о роли обучения и  воспитания.

Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу. Так, профессор Лоуэнфельд пишет: «Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее игнорирование детского творческого импульса» [24, c. 54].

Несмотря на это положение, очень  много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как  самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается, прежде всего, в разрыве творческого и интеллектуального развития. Буржуазные исследователи считают, что изобразительная деятельность не помогает развитию воображения у детей, не связана с ним, так как в них якобы участвуют разные психические процессы.

Для новой системы художественного  воспитания во Франции характерно глубокое преклонение перед художественно-творческими  возможностями детей. Детские рисунки  определяются как «шедевры», основанные на интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность выражения.

Новым и прогрессивным в рассмотренных  теориях является то, что развитие воображения в изобразительной  деятельности поставлено основной задачей  эстетического воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.

"Истоки воображения  и дарования детей – на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно  говоря, идут тончайшие нити –  ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словами,  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В.А. Сухомлинский [27, c. 567].

 

Вот почему так важны  в дошкольном возрасте занятия изобразительной  деятельностью. Они служат улучшению  художественного образования и  эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

Рисование популярно  среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и  по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может  передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу.

Важно, чтобы ребенок  умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь  передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

 

Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные  сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как  индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.

В процессе изобразительной  деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка  к письму. В наибольшей степени  этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.

Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить  рукой ритмичные, равномерные, плавные  движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление [12, c. 423].

Знакомство детей с  основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют позднее овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

Информация о работе Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей