Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский (22), закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» (185, с.434).

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсавая работа.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего  развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

На занятиях изодеятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной  деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты индивидуальных различий воображения в изобразительной  деятельности у детей старшего дошкольного  возраста, мы пришли к выводам:

1. Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

В психологии выделяют следующие  виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

2. Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

3. Эффективнее всего  развивать воображение у детей  дошкольного возраста предполагается  в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего  развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание.

 

 

Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные  эмоции, удовлетворение от работы с  изобразительным материалом, результатом  которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Следующая глава будет  посвящена экспериментальному исследованию индивидуальных различий воображения  в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование индивидуальных различий воображения в изобразительной  деятельности у детей старшего дошкольного  возраста

 

2.1 Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

 

Для исследования индивидуальных различий воображения в изобразительной  деятельности у детей старшего дошкольного  возраста на базе ДОУ №24 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли  участие дети старшей группы в  количестве 20 человек. Из них были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял  из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня воображения детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап - формирующий.

На этом этапе организована работа по развитию воображения в  изобразительной деятельности у  детей экспериментальной группы. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня воображения детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня воображения у детей использовались критерии, выделенные О.М.Дьяченко, которая  предлагает оценивать особенности воображения по результатам решения задач. Она выделила такие критерии воображения, как сила (яркость образов), широта (их количество) и критичность (приближенность к действительности).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня воображения у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - выполнение задания без какой-либо помощи взрослого. Воображение ребенка определяется его собственной внутренней позицией. Он свободно придумывает ситуации, свободно придумывает объяснение действиям персонажей своей игры. Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

Средний уровень –  выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного  действия, образца. Ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Низкий уровень - выполнение после побуждения взрослого и прямого показа. Работы этих детей не отличаются эмоциональностью, красочностью и оригинальностью. За отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

С целью определения уровня воображения у дошкольников мы использовали методики Р.С. Немова: «Рисунок», «Вербальная фантазия», «Скульптура».

 

Методика «Рисунок». В течение 4 минут детям было предложено придумать  и нарисовать что-либо необычное. Анализ результатов показал, что в большинстве  работ (16 рисунков в экспериментальной группе, т.е. 69,5% от общего числа работ, и 17 рисунков контрольной группы, т.е. 73,9% работ) слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы. Работы дошкольников не отличаются эмоциональностью и красочностью, что соответствует низкому уровню развития воображения. В остальных работах (по 6 работ в экспериментальной группе, т.е. 30,5% от общего числа работ, и контрольной группе, т.е. 26,1% от общего числа работ) можно выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей. В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 5 - 7 баллов, соответствующих среднему уровню развития воображения. На констатирующем этапе исследования не было выявлено детей с очень высоким и высоким уровнями развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, а также не выявлены работы с очень низким уровнем развития воображения, которые отличались бы лишь отдельно нарисованными штрихами. Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики «Рисунок»  на констатирующем этапе

Группа 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа

0%

69,5%

30,5%

Контрольная группа

0%

73,9%

26,1%


 

Для наглядности изобразим данные результатов этой методики на рисунке 1.

Рис. 1 Результаты диагностики по методике «Рисунок» на констатирующем этапе

 

Методика «Вербальная фантазия». Детям за одну минуту предлагалось придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе и затем изложить его устно в течение 5 минут. В ходе рассказа воображение детей оценивалось по таким признакам как скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность образов), впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому признаку рассказ получал от 0 до 2-х баллов (0 баллов - отсутствие данного признака; 1 балл - он имеется, но выражен слабо; 2 балла - признак выражен достаточно сильно). Результаты работы фиксировались в таблице; в результате 10 баллов соответствовало очень высокому уровню развития воображения; 8-9 – высокому; 5-7 – среднему; 3-4 –низкому; 0-2 балла – очень низкому. Наблюдение за работой детей показало, что большинство фантазий дошкольников посвящены героям современных мультфильмов (Покемонам, Телепузикам и др.). Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что рассказы 6 испытуемых экспериментальной группы, т.е. 27,3% от общего количества испытуемых детей, соответствуют среднему уровню развития воображения (в контрольной группе - 7 детей, т.е. 30,4% детей от общего количества испытуемых). Рассказы 12 дошкольников, т.е. 54,4% от общего количества детей, соответствуют низкому уровню развития воображения (в контрольной группе - 13 дошкольников, т.е. 56,5% от общего количества детей). Рассказы 4 детей, т.е. 18,1% от общего количества опрошенных, соответствуют очень низкому уровню развития воображения (в контрольной группе - 3 ребенка, т.е. 13,1% от общего количества опрошенных детей). Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Результаты методики «Вербальная  фантазия» на констатирующем этапе

Группа 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий

Экспериментальная группа

0%

27,3%

54,4%

18,1%

Контрольная группа

0%

30,4%

56,5%

13,1%


 

 

 

 

 

 

 

 

Для наглядности изобразим данные результатов этой методики на рисунке 2 

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия» на констатирующем этапе

 

Методика «Скульптура». Детям был предложен набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить поделку, вылепив ее из пластилина. Анализ результатов показал, что 11 детей экспериментальной группы, т.е. 50% от общего числа учащихся, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко и т.д.). Им было поставлено по 2-3 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения (в контрольной группе такие работы были у 12 ребят, т.е. у 51,2% от общего количества опрошенных). Трое детей экспериментальной группы, т.е. 13,6% от общего числа испытуемых, затруднились выполнить предложенное задание. Их уровень воображения оценен как очень низкий (в контрольной группе таких детей было двое, т.е. 8,7% от общего количества). Работы 7 детей (31,8%) были сравнительно простые и имели небольшое количество обычных деталей. Они были оценены на 4-5 баллов, что соответствует среднему уровню развития воображения (в контрольной группе таких работ было 8, т.е. 34,8% от общего количества). И, наконец, по одной работе в экспериментальной группе (4,6% от общего числа работ) и контрольной группе (4,4% от общего числа работ) отличались чем-то необычным. Они были оценены на 8-9 баллов, соответствующих высокому уровню развития воображения. Результаты данного вида диагностики отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты методики «Скульптура» на констатирующем этапе

Группа 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий

Экспериментальная группа

4,6%

31,8%

50%

13,6%

Контрольная группа

4,4%

34,8%

51,2%

8,7%


 

Для наглядности изобразим данные результатов этой методики на рисунке 3.

 

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Скульптура» на констатирующем этапе

 

Таким образом, анализ результатов  диагностики показал, что воображение  детей экспериментальной и контрольной  групп находится на недопустимо низком уровне. Поэтому необходимы специальные упражнения по его развитию.

Данные констатирующего этапа  эксперимента приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Показатели уровня воображения  по критериям на констатирующем этапе  эксперимента

Методика

Сила (яркость образов)

Широта (количество образов)

Критичность (приближенность к действительности)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

«Рисунок»

5

14

1

4

15

1

4

14

2

«Вербальная фантазия»

1

16

3

-

13

7

1

14

5

«Скульптура»

7

11

3

5

12

3

3

17

-

Информация о работе Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей