Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский (22), закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» (185, с.434).
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование индивидуальных различий воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Заключение
Библиография
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень воображения, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень воображения.
Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень воображения и нуждается в коррекции. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.
2.2 Организация работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек, отобранных нами в экспериментальную группу.
Целью формирующего этапа было экспериментальным способом апробировать возможность использования программы по развитию воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. Были поставлены следующие задачи:
а) создавать конкретные творческие произведения (сказки, рисунки, рассказы);
б) развивать у воспитанников умение выразить свои чувства и мысли;
в) создавать психологически комфортные условия для развития воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Мы разработали и
провели серию занятий с
Дети выполняли задания, из которых впоследствии была создана «Книга сказок», героев которой придумывали сами ребята. Комплекс состоял из 12 заданий продолжительностью 10-15 минут с использованием изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) и проводился в следующих направлениях: «Что из чего состоит» - С детьми была проведена беседа о том, что любой предмет можно разделить на части, которые существуют не сами по себе, а в окружении и взаимосвязи между собой.
Нет двух совершенно похожих друг на друга частей. Все неповторимо и уникально (исследователи отмечают, что подобные наблюдения и беседы с детьми обогащают их внутренний мир и помогают им взглянуть на мир глазами творца, художника).
«Путешествие по городу Фантазий» - Детям предлагалось работать по предложенной схеме: «Я вижу...», «Я слышу...», «Я чувствую...». В ходе выполнения заданий они описывали свои чувства, представления, придумывали и рисовали различные сюжеты волшебных сказок. Ребята создавали иллюстрации к своим словесным сочинениям, а также инсценировали их. При этом задача воспитателя заключалась в корректировании фантазии дошкольников в направлении соответствия предложенных средств изобразительной деятельности и словесного сюжета воображаемой фантазии. Дети имели возможность посмотреть на привычные предметы и явления глазами волшебников. Они убеждались, что мир изменяем, и изменить его может хорошо управляемая фантазия.
«Необыкновенные обитатели города Фантазий» - Подбирая черты характера, которыми может обладать тот или иной житель необыкновенного города Фантазий, дошкольники учились анализировать свои поступки, а также поступки своих товарищей. Вымышленных персонажей они невольно сравнивали с окружающими их людьми. В этой серии занятий дети лепили город Фантазий, каждый придумывал своего героя.
«Репортажи из города Фантазий» - Дети имели возможность применить испробованные на других занятиях методы и приемы для получения фантастических идей и создания иллюстраций в газету города Фантазий. В этой серии занятий дети рисовали то, что хотели для воплощения своих фантастических идей и замыслов.
В занятиях обучающего периода мы стремились активизировать имеющиеся у детей представления, всячески поощряли инициативу детей в дополнении образов рисунка новыми данными, свидетельствующими о наблюдательности ребенка, стремились воспитывать у ребенка не только умение самостоятельно создавать интересный замысел, но и самостоятельность в выполнении его. С этой целью поддерживали и поощряли поиски ребенка в выборе новых изобразительных средств и способов выражения своих представлений.
Серия занятий по аппликации, в отличие от двух серий занятий по рисованию, имела некоторую специфику. Каждому участнику эксперимента предлагались 11 одноцветных геометрических фигур. Ребенку нужно было придумать и составить самостоятельно картинку из этих фигур. В середине каждого стола лежали те же фигуры, но в большем количестве. Здесь же лежали листы бумаги, ножницы и карандаш (для предполагаемого случая, если ребенок не будет удовлетворен предложенными ему фигурами и у него возникает потребность в создании новых).
Таким образом, на формирующем
этапе эксперимента мы провели работу
по развитию воображения у детей
старшего дошкольного возраста. Для
анализа эффективности реализов
2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы.
На этом этапе была
проведена повторная
«Рисунок» - анализ результатов показал, что только в 7 рисунках экспериментальной группы, т.е. 16,8% от общего числа работ, слабо просматривается фантазия, не проработаны отдельные детали и элементы (для сравнения - на констатирующем этапе их было 16). Эти работы испытуемых были оценены 3 - 4 баллами, что соответствовало низкому уровню развития воображения. Рисунки 12 дошкольников, т.е. 74,1% от общего числа опрошенных, показали средний уровень развития воображения, и 2, т.е. 9,1% от общего числа представленных в ходе проведения диагностики рисунков, - высокий уровень развития воображения. Таким образом, на контрольном этапе исследования появились рисунки ребят, соответствующих высокому уровню развития воображения. Они отличались необычностью и оригинальностью. Сравнительные результаты диагностики по методике «Рисунок» на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 5.
Таблица 5
Сравнительные результаты диагностики по методике «Рисунок»
Группа |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |||
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. | |
Экспериментальная группа |
0% |
9,1% |
69,5% |
74,1% |
30,5% |
16,8% |
Контрольная группа |
0% |
0% |
73,9% |
73,9% |
26,1% |
26,1% |
«Вербальная фантазия» - анализ результатов позволил сделать вывод о том, что если рассказы 27,3% детей экспериментальной группы на констатирующем этапе соответствовали среднему уровню развития воображения, то на контрольном этапе их количество увеличилось до 74,6%. При этом число работ, соответствующих низкому уровню развития воображения снизилось с 54,5% до 17,3%. Появились творческие работы детей, соответствующие высокому уровню развития воображения (8,1% от общего числа). Сравнительные результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия» на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 6.
Таблица 6
Сравнительные результаты диагностики по методике «Вербальная фантазия»
Группа |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Очень низкий | ||||
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт |
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. | |
Экспериментальная группа |
0% |
8,1% |
27,3% |
74,3% |
54,4% |
17,3% |
18,1% |
0% |
Контрольная группа |
0% |
0% |
30,4% |
30,4% |
56,5% |
56,5% |
13,1% |
13,1% |
«Скульптура» - анализ результатов показал, что если на констатирующем этапе 11 детей, т.е. 50% от общего числа испытуемых, вылепили из пластилина очень простые фигурки (кубик, шарик, колечко и т.д.), то на контрольном - всего 7, т.е. 31,8% от общего количества опрошенных, что соответствовало низкому уровню развития воображения. Уже работы 2 детей, т.е. 9,1% от общего количества, соответствовало высокому уровню развития воображения (на констатирующем - их было 4,6%). Сравнительные результаты диагностики по методике «Скульптура» на констатирующем и контрольном этапах отражены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнительные результаты диагностики по методике «Скульптура»
Группа |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Очень низкий | ||||
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. |
Конст.эт. |
Конт.эт. | |
Экспериментальная группа |
4,6% |
9,1% |
31,8% |
59,1% |
50% |
31,8% |
13,6% |
0% |
Контрольная группа |
4,4% |
4,4% |
34,8% |
34,8% |
51,2% |
51,2% |
8,7% |
8,7% |
Исходя из этого, можно
сделать вывод об эффективности
использованного комплекса
Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена (таблица 8). В данном случае коэффициент ранговой корреляции применялся, чтобы проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у испытуемых и насколько варьируют ранговые показатели у группы в ситуации "до" и "после".
Таблица 8
Метод ранговой корреляции Спирмена
№ |
имя |
Экспериментальная группа | |||||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||||
баллы |
Ранг А |
баллы |
Ранг Б |
d (А-В) |
d2 | ||
1 |
Алёна Я. |
3 |
5.5 |
5 |
1 |
4.5 |
20.25 |
2 |
Анфиса Т. |
7 |
18.5 |
9 |
18 |
0.5 |
0.25 |
3 |
Валя Я. |
4 |
12.5 |
7 |
6.6 |
6.0 |
36 |
4 |
Варя С. |
4 |
12.5 |
6 |
2.5 |
10.0 |
100 |
5 |
Вера С. |
4 |
12.5 |
7 |
6.6 |
6.0 |
36 |
6 |
Вика Я. |
5 |
16 |
8 |
14.5 |
1.5 |
2.25 |
7 |
Витя Я. |
3 |
5.5 |
7 |
6.6 |
-1.1 |
1.21 |
8 |
Влад Б. |
3 |
5.5 |
6 |
2.5 |
3.0 |
9 |
9 |
Гена А. |
3 |
5.5 |
7 |
6.6 |
-1.1 |
1.21 |
10 |
Диана Я. |
4 |
12.5 |
8 |
14.5 |
-2.0 |
4 |
Итого |
305.72 |
Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это воображение в ситуации "до" и "после" в экспериментальной группе), равен 0.771 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.
rs = 1-6 Х 305.72 = 1-6 Х 305.72/7980 = 1 - 1834.32/7980= 1 - 0.229 = 0.771
20 (202 - 1)
rs = 1 - 0.229
rs = 0.771
Таким образом, наша гипотеза о влиянии изобразительной деятельности на формирование воображения дошкольников подтвердилась.
Проведенное изучение и
интерпретация полученных результатов
полностью подтвердили
Заключение
Отличительная особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и меняются по любому поводу, буквально на каждом Шагу. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.
В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе, нами были определены особенности развития воображения в дошкольном возрасте и выявлены индивидуальные различия воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Характерной особенностью формирования образов воображения у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.
Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
При этом было отмечено, что отсутствие необходимых представлений у ребенка не позволяло ему создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.
Информация о работе Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей