Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Провести констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку полученных данных.
Провести преобразующий эксперимент, количественную и качественную обработку полученных данных.
Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и преобразующего экспериментов.
Дать рекомендации учителям и родителям по развитию мышления у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы проблемы развития мышления
1.Феномен мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………61.1.Виды мышления, мыслительные операции, качества ума……………9
2. Особенности мышления учащихся младших классов……………..…..15
2.1. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов…………………………………………………………………………18
3.Экспериментальная часть…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………….33
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.
Изучением развития мышления занимались такие ученые какЛ. М. Веккер, Л. С. Выготский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин,Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. К индивидуальным особенностям мышления специалисты относят такие качества ума как: широта мышления, самостоятельность мышления, быстрота, торопливость и критичность ума. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали – у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали – при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления младших школьников, большинство учащихся имеют высокий уровень его развития. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в данной курсовой работе: у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления – подтверждена.
Цель, поставленная нами в данной работе, полностью достигнута.
Таким
образом, проблема развития мышления в
младшем школьном возрасте сегодня
является актуальной, поскольку мышление
у младших школьников развивается
на основе усвоенных знаний, и если
нет последних, то и нет основы
для развития мышления, и оно не
может созреть в полной мере. Но,
как показывает практика, распространенным
примером преподавания является организация
учителями действий учащихся по образцу:
излишне часто учителя
1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Педагогика, 1979. – 400 с.
2. Блонский П. П. Педология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
3. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т., – СПб.: Изд-во Ленинградсткого университета, Т. 3. 1981. – 325 с.
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994. – 296 с.
5. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
6. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.//В сб.: “Исследование мышления в советской психологии”. – М.: Просвещение, 1966. –446 с.
8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
9.
Детская практическая
10. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984. – 220 с.
11. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Наука, 1970. – 198 с.
12. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
13.
Материалы с сайта Интернет: http://ido.edu.ru/ffec/psych/
14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
15. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 1997. – 688 с.
16. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997. – 608 с.
17. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн.3, 1997. – 640 с.
18. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Академия, 1995. – 360 с.
19. Педагогика./Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Роспедагенство, 1995. – 638 с.
20. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
21. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, Кн 1., 2002. – 384 с.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
24. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Наука, 1958. – 220 с.
25. Смирнов А. А. Психология. – М.: Учпедгиз, 1962. – 556 с.
26. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./Под ред. Циркина С. Ю. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
27. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Наука, 1984. – 280 с.
28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
29. Холодная М. А. Общие вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
30. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. – Р.-на-Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
31. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974. – 198 с.
32. Энциклопедический словарь./Под ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 736 с.
33.
Ярошевский М. Г. История психологии. –
М.: Мысль, 1985. – 574 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общие рекомендации для учителей
Информация о работе Индивидуальные особенности мышления учащихся младших классов