Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Провести констатирующий эксперимент, количественную и качественную обработку полученных данных.
Провести преобразующий эксперимент, количественную и качественную обработку полученных данных.
Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и преобразующего экспериментов.
Дать рекомендации учителям и родителям по развитию мышления у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы проблемы развития мышления
1.Феномен мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………61.1.Виды мышления, мыслительные операции, качества ума……………9
2. Особенности мышления учащихся младших классов……………..…..15
2.1. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов…………………………………………………………………………18
3.Экспериментальная часть…………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………….33
Обобщая
все вышеизложенное, следует подчеркнуть,
что только основные методы: констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты
– способны дать нам достоверную информацию
об особенностях мышления младших школьников
и эффективности проведенной работы по
его развитию. Отобранные для исследования
методики позволяют провести оценку вербально-логического
и наглядно-образного мышления младших
школьников, а также сопоставить между
собой полученные показатели.
Процедура проведения практического исследования состояла из трех этапов.
Для
проведения первого этапа был
использован метод
Целью
констатирующего эксперимента являлась
оценка вербально-логического и
наглядно-образного мышления учащихся
1-го класса контрольной и
Проведение данного этапа практического исследования было необходимо нам для того, чтобы выявить доминирующий вид мышления у младших школьников, а также впоследствии констатировать какие-либо произошедшие изменения и выявить влияние обучения на развитие мышления младших школьников.
Для реализации цели этого этапа исследования были использованы специально отобранные методики
Оценка
вербально-логического и
Для проведения второго этапа практического исследования был использован метод формирующего эксперимента, целью которого являлась целенаправленная, систематическая работа по развитию мышления учащихся 1-го класса экспериментальной группы.
На третьем этапе исследования был применен метод контрольного эксперимента. Его целью являлась повторная оценка вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса контрольной и экспериментальной групп.
Проведение данного этапа исследования было необходимо для того, чтобы выявить, произошли ли какие-либо изменения в развитии мышления детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента.
Повторная
оценка вербально-логического и
наглядно-образного мышления младших
школьников в контрольной и
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, учитывая требования школьной программы, основываясь на исследованиях и разработках данной проблемы: К. М. Гуревич, О. Н. Истратовой, В. Н. Дружинина, А. З. Зака, А. А. Люблинской, Е. И. Рогова, В. Л. Соколова, Т. В. Эксакусто, Д. Б. Эльконина, а также используя материалы с сайтов всемирной сети Интернет, был разработан и применен на практике методический комплекс для проведения формирующего эксперимента.
Формирующий
эксперимент проводился в течение
трех месяцев. Поскольку в основе
коррекции и развития наглядно-образного
мышления в школьном возрасте лежат
выявление и отражение
Для
осуществления данной задачи активно
применялись такие виды конструктивной
деятельности, как конструирование
по образцу (модельное, по элементам, путем
отбрасывания элементов из фоновой
фигуры), по условиям и по замыслу. Поскольку
развитие мышления учащихся 1-го класса
должно осуществляться в контексте
как учебной, так и игровой
деятельности, в занятия с детьми
по всем школьным предметам, согласно
составленному методическому
В процесс проведения формирующего эксперимента значительное внимание уделялось также развитию словесно-логического мышления. Занятия были направлены на формирование предпосылок овладения младшими школьниками системой научных понятий, ставя своей целью развитие у детей логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.
На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры. В работе были использованы игры, направленные на развитие координационных движений в мелких мышечных группах: “Пальчики”, “Кулак – ладонь”, “Машинка работает”, “Живой цветок”, “Блошки”, “Ухо – нос”, “Соревнование лошадок”.
Поскольку
младшие школьники имеют весьма
различные психологические
Часть уроков проводилась с элементами соревнований, что с энтузиазмом воспринималось младшими школьниками.
В процессе проведения эксперимента наблюдался возрастающий интерес детей к ежедневным урокам. Родители отмечали желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен школы.
Суммируя все вышесказанное, следует отметить, что для проведения формирующего эксперимента был разработан и применен на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие наглядно-образного мышления младших школьников экспериментальной группы. За время проведения эксперимента был отмечен возрастающий интерес детей к ежедневным урокам, повышение успеваемости и желание детей использовать выученные игры и упражнения вне стен школы.
После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключение слов” для оценки вербально-логического мышления и методика “Укажи лишний предмет” для оценки наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса контрольной и экспериментальной групп, были проведены количественный и качественный анализ результатов, и вновь сопоставлены полученные данные.
В экспериментальной группе:
*
по методике “Исключение слов”
после произведения всех
*
по методике “Укажи лишний
предмет” после необходимых
– Уровень развития вербально-логического мышления
–
Уровень развития наглядно-образного
мышления
Уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса экспериментальной группы на момент контрольного эксперимента (синим цветом обозначен - уровень развития вербально-логического мышления, красным - уровень развития наглядно-образного мышления) |
В контрольной группе:
* по методике “Исключение слов” по общему показателю 6 младших школьников получили по 15–16 баллов и 6 детей по 21–22 балла. Переведя полученные абсолютные значения в шкальные оценки: у 6 учащихся – шкальная оценка равна 8, что соответствует низкому уровню развития вербально-логического мышления и у 6 детей – шкальная оценка равна 11, что соответствует среднему уровню развития вербально-логического мышления;
* по методике “Укажи лишний предмет” по общему показателю 6 младших школьников получили по 36–37 баллов и 6 детей получили по 45–47 баллов. Переведя полученные абсолютные значения в шкальные оценки 6 детей получили шкальную оценку равную 12, что соответствует среднему уровню развития наглядно-образного мышления и у 6 младших школьников шкальная оценка равна15, что соответствует высокому уровню развития наглядно-образного мышления (Рис. 5).
– Уровень развития вербально-логического мышления
– Уровень развития наглядно-образного мышления
Рис. 6. Уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса контрольной группы на момент контрольного эксперимента (синим цветом обозначен - уровень развития вербально-логического мышления, красным - уровень развития наглядно-образного мышления) |
Таблица 1. Результаты проведения контрольного эксперимента | ||||
Группы | Виды мышления | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Экспериментальная группа | Вербально-логическое | - | К.А., Ф.К., К.К., Я.А., Н.И., П.А., Т.И. | Т.О., Л.К., Ш.Л., У.К., Г.Ж. |
Наглядно-образное | К.А., Ф.К., К.К., Я.А., Т.И., Н.И., П.А., Т.О., У.К. | Л.К.,Ш.Л.,Г.Ж. | - | |
Контрольная группа | Вербально-логическое | - | Б.Е., К.Н., Б.Ф., Л.Ю., Р.Т., З.А. | Д.В., С.Д., М.Т., К.О., З.Т., П.А. |
Наглядно-образное | Б.Е., К.Н., Б.Ф., Р.Т., З.А., П.А. | Д.В., С.Д., М.Т., К.О., З.Т., Л.Ю. | - |
Следовательно,
в экспериментальной группе 42% младших
школьников имеют низкий уровень
и 58% – средний уровень развития
вербально-логического
Таким образом, из результатов данного этапа исследования видно, что уровень развития наглядно-образного мышления у младших школьников экспериментальной группы значительно повысился после проведения формирующего эксперимента, кроме того, у детей стал выше и уровень развития вербально-логического мышления. А в контрольной группе, где формирующий эксперимент не проводился уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления у детей остался неизменным.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что результаты проведенного контрольного эксперимента показали – при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления младших школьников, большинство учащихся имеют высокий уровень его развития
Информация о работе Индивидуальные особенности мышления учащихся младших классов