Индивидуально - психологические особенности личности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Исследование индивидуально - психологических особенностей личности является актуально, потому что, в основе личности лежит её структура. Связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: темперамента, способностей, характера, воли, чувств, эмоций, мотивации человека - определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................2
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИОЛОГОВ.....................................................................................................4
1.1. Индивидуально – психологические особенности в психологической структуре личности……………………………………………………………...4
1.2. Темперамент…………………………………………………………….….5
1.3.Характер…………………………………………...………………………..7
1.4.Способности…………………………………………...…………………….9
1.5.Чувтсва и эмоции………………………………………..……...………….11
1.6.Воля……………………………………………...…………………………..12
1.7.Мотивация…………………………………..……………………………....15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИОЛОГОВ………………………………………….17
2.1. Организация и методы эмпирического исследования ............................ 17
2.2. Анализ полученных результатов............................................................... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

·  Артистический тип (А)

Определяется тип личности с помощью шкалы, из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

На основании результатов использования методики можно выявить несколько групп испытуемых:

1. Испытуемые, с интеллектуальным типом личности;

2. Испытуемые, с социальным типом личности;

3. Испытуемые, с артистическим типом личности.

 

2.2. Анализ  результатов

1. Исследование мотивационной сферы  личности с помощью методики оценки мотивации достижения. Результаты представлены в Приложении 1, а также на рисунке 1.

В данном исследовании была принята 3х уровневая шкала мотивации достижении: 1) низкий уровень (2 – 11баллов); 2) средний (12 – 15 баллов); 3) высокий (16 – 19 баллов).

 

Рисунок 1. Результаты диагностики уровня мотива достижения у студентов психологов и социологов.

 

Из рисунка 1 мы видим, что у 38% студентов социологов и 46 % студентов психологов мотивация в достижении находится на высоком уровне.

У 31% социологов и 38% психологов мотивация в достижении выражена на среднем уровне.

В первой группе 31% испытуемых, а во второй группе 15% имеют низкий уровень исследуемой мотивации.

Обработка данных проводилась с применением статистических методов (U-Критерий Манна-Уитни). В ходе анализа данных различия в уровне мотивации в достижении находятся в зоне незначимости.

Между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности существует тесная связь. Люди обладающие высоким уровнем этой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении в препятствиями.

2.Исследование социальной направленности с помощью методики определения типа личности. Результаты представлены в Приложении 2, а также на рисунке 2.

В данном исследовании были выделены 6 типов личности. К ним прилагаются ключи для подсчета результатов и выявления типа личности.

Рисунок 2. Результаты диагностики типа личности у студентов ФФСиН, ФП.

 Из рисунка 2 мы видим, что у 46,1% социологов и 38,5% психологов выявлен социальный тип личности. У 23% социологов и 30,7% психологов выявлен интеллектуальный тип личности, а также у 15,4% социологов и 23% психологов преобладает артистический тип личности. Конвенциальный тип выявлен у 15,4% социологов и 7,7% психологов. Реалистический тип и предприимчивый тип не были выявлены.

Таким образом, выявлены только 4 типа личности. Каждый тип личности характеризуется некоторыми особенностями:

- определенными чертами  характера и складом ума;

- способностями к определенным  видам деятельности;

-предпочтениями определенного  рода занятий;

- содержанием увлечений;

- профессиональными возможностями.

Каждому типу соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.

 

Типы профессиональной направленности личности.

Таблица.

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности.

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость мышления.

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, регламентированного рабочего времени.

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса, воображения.

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.


 

 

Обработка данных проводилась с применением статистических  методов (U-Критерий Манна-Уитни). В ходе анализа данных различия находятся в зоне незначимости.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющий наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Д. Голланда, шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями и наиболее отличается от противоположного.

В результате исследования мы выявили индивидуально-психологические особенности личности студентов ФП и ФФСиН. Для этого нами были исследованы мотивационно – потребностная сфера: оценка мотивации достижения, выявление преобладающего типа личности. Таким образом, мы выявили, что у студентов психологического и социологического факультетов уровень мотивации достижения находится на одном уровне. Это говорит о том, что студенты психологи и социологи стремится к улучшению своих результатов, у них присутствует неудовлетворѐнность достигнутым, настойчивость в достижении поставленных целей, стремление добиться «своего» во что бы то ни стало. При исследовании типа личности, нами было установлено, что большинство испытуемых как психологов, так и социологов склоняются к одинаковым типам: социальному, интеллектуальному, артистическому и конвенциальному.

Таким образом, мы выявили, что существуют сходства в индивидуально - психологических особенностях личности у студентов психологов и социологов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В изучении индивидуально – психологических особенностях личности в отечественной психологии сложились различные направления: теория потребностей и мотивов (С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Н. Мясищев) и другие. Все теории в той или иной степени взаимосвязаны между собой, и под особенностями личности понимается такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели еѐ жизни и деятельности. В зарубежной психологии вопрос индивидуально – психологических особенностей личности рассматривали: З. Фрейд, Дж. Келли, С. Холл.

Основными компонентами психологической особенности личности являются:

1. Темперамент, характер, способности, чувства и эмоции;

2. Воля, мотивация.

В результате данного исследования мы выявили индивидуально – психологические особенности личности у студентов психологического и социологического факультетов. Для этого нами были исследованы: мотивационно – потребностная сфера (оценка мотивации достижения), выявление типов личности.

Проведя исследование, мы получили следующие выводы:

· у студентов психологов и студентов социологов выявлены сходства в уровне мотивации достижения;

· значимыми типами личностями для студентов психологов и социологов  являются: социальный, интеллектуальный, конвенциальный и артистический.

Таким образом, мы выявили сходства индивидуально – психологических особенностей  личности студентов психологического и социологического факультетов, чем подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Такие сходства можно объяснить тем, что социологов и психологов  интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии. Так, социологов и психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверин, В.А. Психологическая структура личности// Психология личности: Учебное пособие. - СПб., 1999.
  2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – Москва, 1976. – 415 с.
  3. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
  1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

  1. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
  2. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
  4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. – СПб, 1996.
  5. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1992.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Оценка мотивации достижения.

Студенты психологического факультета.                                                                                                           

Шифр

Количество баллов

Стены

Уровень мотивации достижения

1

ЗКА

               15

2

Средний

2

ММС

               10

2

Низкий

3

МЭВ

16

8

Высокий

4

КАС

15

7

Средний

5

РЮН

17

9

Высокий

6

СМВ

10

2

Низкий

7

ГИИ

13

2

Средний

8

ГАМ

15

7

Средний

9

БВИ

16

8

Высокий

10

ТТА

17

9

Высокий

11

ТАС

17

9

Высокий

12

МОИ

17

9

Высокий

13

ПВС

13

5

Средний

 

Среднее

14,07

6,07

 

Информация о работе Индивидуально - психологические особенности личности студентов