Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Владимирский
государственный университет
имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых» (ВлГУ)
Спец. 030301
Психология
№ ________
|
Гуманитарный институт
Кафедра Общей и педагогической
психологии
ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧСЕКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ.
КУРСОВАЯ РАБОТА:
Студентки группы Пл-112
специальности 030301
Трибунских Анастасии
Сергеевны
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
доцент кафедры Общей и
педагогической психологии
ВлГУ,
кандидат психологический наук
Писненко Александр
Георгиевич
Дата защиты: _________
Оценка:_______________
Владимир 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................2
ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИОЛОГОВ.....................................................................................................4
1.1. Индивидуально – психологические
особенности в психологической структуре
личности……………………………………………………………...4
1.2. Темперамент…………………………………………………………….….5
1.3.Характер…………………………………………...………………………..7
1.4.Способности…………………………………………...…………………….9
1.5.Чувтсва и эмоции………………………………………..……...………….11
1.6.Воля……………………………………………...…………………………..12
1.7.Мотивация…………………………………..……………………………....15
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИОЛОГОВ………………………………………….17
2.1. Организация и методы
эмпирического исследования ............................
17
2.2. Анализ полученных результатов...............................................................
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Исследование индивидуально
- психологических особенностей личности
является актуально, потому что, в основе
личности лежит её структура. Связь и взаимодействие
относительно устойчивых компонентов
личности: темперамента, способностей,
характера, воли, чувств, эмоций, мотивации
человека - определяют его успехи в различных
видах деятельности. От темперамента зависят
реакции человека на окружающий мир –
других людей, обстоятельства жизни. Характер
человека определяет его поступки в отношении
других людей.
Личность представляет собой
во многом жизненно устойчивое образование.
Устойчивость личности заключается в
последовательности и предсказуемости
её поведения, в закономерности её поступков.
Но следует учитывать, что поведение личности
в отдельных ситуациях довольно вариативно.
Успешность в деятельности и общении с
другими людьми определяется не одной,
а целой системой различных способностей,
волей, мотивацией.
В изучении психологических
особенностей личности в отечественной
и зарубежной психологии этой проблемой
занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
Д.Н. Узнадзе, М.В. Гамезо, Р.С. Немов, А.В.
Петровский, В.С. Аверин, В.С Мерлин, З.Фрейд,
С. Холл, Ж. Пиаже, Дж. Келли.
Цель исследования - выделить психологические
особенности личности студентов психологического
и социологического факультетов.
Из поставленной цели вытекают
следующие задачи:
- Проанализировать теоретические
источники по проблеме;
- Исследовать компоненты психологических
особенностей личности у студентов психологического
и социологического факультетов;
- Выявить индивидуально - психологические
особенности личности студентов психологов
и социологов.
Объект исследования – личностная сфера студентов
психологов и социологов.
Предмет исследования
– психологические особенности личности
студентов психологов и социологов.
Гипотезой исследования выступило предположение
о том, что особенности мотивационной
сферы и ведущие типы личности у студентов
психологического и социологического
факультетов сходны.
Эмпирической базой исследования выступили 13 студентов
психологического и 13 студентов социологического
факультетов, в возрасте от 19 до 26 лет.
Методы исследования: метод анализа теоретических
источников; метод тестирования с применением
следующих методик: «Мотивация достижения»
А. Мехрабиан, «Тест по определению типа личности»
Д. Голланда.
ГЛАВА I АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ПОДХОДОВ К
ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1.Индивидуально-психологические
особенности в психологической
структуре личности
Личность человека является
интегральной целостностью биогенных,
социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности
охватывает нервную систему, процессы
обмена веществ, половые различия, анатомические
особенности, процессы созревания и развития
организма.
Социальное «измерение» личности
обусловливается влиянием культуры и
структуры общностей, в которых человек
был воспитан и в которых он участвует
(семья, школа, группа ровесников).
Большинство исследователей
считает, что личность есть прижизненно
формирующаяся и индивидуально
своеобразная совокупность черт,
определяющих образ (стиль) мышления
данного человека, строй её чувств
и поведения.
В основе личности лежит её
структура – связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности:
способностей, темперамента, характера,
волевых качеств, эмоций и мотивации.
Индивидуально-психологическими
особенностями называются своеобразные
свойства психической активности личности,
которые выражаются в темпераменте, характере,
способностях, чувствах и эмоциях, а также
проявление воли. Они образуются в результате
системного обобщения индивидуальных
биологических и социально приобретенных
свойств, вовлеченных в функционирование
системы поведения человека, а также его
деятельности и общения. Они связанны
со всеми психическими процессами: мотивационно-
потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.
Считается, что темперамент
и характер обозначают динамические и
содержательные аспекты поведения, эмоционально-
волевая устойчивость личности является
составной частью характера человека,
а способности- это такие особенности
личности, которые являются условием выполнения
той или иной продуктивной деятельности.
1.2 Темперамент
История возникновения учения
о темпераментах относится к V в. до н.э.,
когда древнегреческий врач Гиппократ
выдвинул идею о том, что жизнедеятельность,
здоровье человека зависят от четырех
основных соков организма: крови, лимфы,
желчи и черной желчи. Опираясь на эти
представления, древнеримский врач Гален
(II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию,
согласно которой различное соотношение
этих жидкостей влияет не только на здоровье,
но и определяет психическое состояние,
поведение человека. Гален предложил первую
классификацию видов темперамента. В зависимости
от преобладания в организме той или иной
жидкости люди, согласно его теории, отличаются
друг от друга силой, скоростью, темпом,
ритмом движений, экспрессивностью выражения
чувств. Отсюда пошли названия четырех
типов темперамента: сангвинический, флегматический,
холерический и меланхолический.
Поведение зависит не только
от социальных условий, но и от особенностей
природной организации личности. Темперамент
как раз и обусловлен биологической организацией
индивида, а потому обнаруживается довольно
рано и четко у детей в игре, занятиях,
общении.
Рассмотрим характеристики
четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются
повышенной возбудимостью, а вследствие
этого и неуравновешенностью поведения.
Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен
в отношениях, энергичен в деятельности.
Для холериков характерна цикличность
в работе. Они со всей страстью отдаваться
делу, увлечься им. Но вот истощились силы,
упала вера в свои возможности, наступило
подавленное настроение, и они нечего
не делают.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной,
подвижной нервной системой. Он обладает
быстрой скоростью реакции, его поступки
обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря
чему ему свойственна высокая сопротивляемость
трудностям жизни. Он продуктивный деятель,
но лишь тогда, когда много интересных
ему дел. В противном случае он становится
вялым, скучным.
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну
сил: рассчитав их, он доводит дело до конца.
Он ровен в отношениях, в меру общителен,
не любит попусту болтать. Недостатками
флегматика являются его инертность, малоподвижность.
Ему нужно время для раскачки,
для сосредоточения внимания, для переключения
его на другой объект.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой,
обладающий повышенной чувствительностью
даже к слабым раздражителям. Он часто
грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен;
у него могут возникнуть невротические
расстройства.
От темперамента зависят такие свойства
как впечатлительность, эмоциональности,
импульсивность и тревожность. В чистом
виде указанные четыре типа темперамента
встречаются крайне редко, так как различные
свойства нервной системы человека в их
разнообразных сочетаниях определяют
большое количество промежуточных типов.
Таким образом, при анализе индивидуально-психологических
особенностей личности требуется установить
степень преобладания тех или иных характеристик
традиционно выделяемых четырех типов
темперамента.
1.3 Характер
Характер - это совокупность
устойчивых индивидуально-психологических
свойств, проявляющихся в жизнедеятельности,
поведении человека в виде его отношения
к окружающим людям, к самому себе, к делу,
другим различным обстоятельствам бытия.
Характер формируется, как правило, постепенно
в процессе познания и практической деятельности.
Характер проявляется в деятельности,
общении, в манере поведения человека.
В нем выражается отношение субъекта к
явлениям общественно-трудовой, личной
жизни в различных ситуациях, в которых
субъект проявляет себя в целом как личность.
Эти отношения формируют индивидуальный
стиль поведения.
Характер в отличие от темперамента
обусловлен не только свойствами нервной
системы, наследственными факторами, но
он также формируется и в условиях активного
воздействия на человека социально-культурной
среды, зависит от воспитания, общественных,
межличностных отношений, в которые он
вовлечен.
Существуют различные подходы к описанию,
классификации свойств, черт характера.
Условно их можно сгруппировать следующим
образом.
Черты, в которых отражается отношение
человека к другим людям (к родным, близким,
знакомым и незнакомым, к лицам противоположного
пола, к людям, которые к нему относятся
хорошо или настроены враждебно).
Черты, в которых проявляется отношение
человека к самому себе (к своему социальному
статусу, своей внешности, собственному
здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются
с чертами характера, проявляющимися в
отношениях с людьми.
Черты, выражающие отношение к делу, работе,
служебной, профессиональной деятельности
(трудолюбие, добросовестность, аккуратность,
леность, безответственность и т.п.). Эти
черты характера влияют на авторитет,
социальный престиж человека. Среди них
необходимо также выделить черты характера,
выражающие отношение к дисциплине, правопорядку:
исполнительность, пунктуальность.
Черты, в которых отражается
отношение к вещам, материальному
благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие,
бережливость и некоторые другие).
Большинство исследователей выделяет
в структуре сложившегося характера прежде
всего две стороны: содержание и форму.
Они неотделимы друг от друга и составляют
органическое единство. Содержание характера
составляет жизненную направленность
личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, идеалы и социальные
установки. Содержание характера проявляется
в виде определенных индивидуально-своеобразных
отношений, которые говорят об избирательной
активности человека. В разных же формах
характера выражаются различные способы
проявления отношений, темперамента, закрепившиеся
эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в
отечественной психологии в структуре
характера представлены индивидуальные
особенности личности: интеллектуальные,
волевые и эмоциональные. В связи с этим
исследователи выделяют в структуре характера
темперамент, волю, убеждения, потребности,
интересы, чувства и интеллект.
1.4 Способности
В самом общем виде способности
- это индивидуально-психологические особенности
личности, обеспечивающие успех в деятельности,
в общении и легкость овладения ими. Способности
не могут быть сведены к знаниям, умениям
и навыкам, имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение,
фиксацию и эффективное практическое
применение. Успешность в деятельности
и общении определяется не одной, а системой
различных способностей, при этом они
могут взаимно компенсироваться. Существует
целый ряд классификаций способностей.
Воспроизведем одну из них наиболее значимую:
- природные (или естественные
способности в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными
задатками, формирующиеся на их базе, при
наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно рефлекторных связей;
- специфические человеческие
способности, имеющие общественно-историческое
происхождение и обеспечивающие жизнь
и развитие в социальной среде (общие и
специальные высшие интеллектуальные
способности, в основе которых лежит пользование
речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).