Индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – описать и опытным путем апробировать индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников. Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы индивидуализированных заданий в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников.
2. Выявить особенности индивидуализированных заданий в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников.
4.Провести экспериментальное исследование по выполнению индивидуализированных заданий в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Д 12031904(о) Кур.р. Психология.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Задача исследования: разработать комплекс индивидуализированных

 заданий способствующих  активизации познавательной деятельности младших школьников.

Индивидуализация  заданий способствует устранению перегрузки учащихся. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

При разработке методики и процедуры  исследования большое внимание уделяли  роли свободного выбора

Нами использовалось три уровня сложности индивидуальных заданий.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно  и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный, даются на выбор задачи разной сложности. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень - творческое задание (можно решить примеры, задачу, уравнения, данные в учебнике, а можно составить самому аналогичные задания и решить их). Используется учителем или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем более высокой отметкой.

Исходя из выше сказанного, возникла необходимость в разработке системы заданий для индивидуализированной   работы, способствующих активизации познавательной деятельности была выбрана тема:                          «Скорая математическая помощь» по программе четырёхлетней начальной школы по математике автор В.Н.Рудницкая.

Конспект индивидуализированного занятия на тему: «Скорая математическая помощь» представлен в приложении 1.

Индивидуализированные задания для  работы распределяются по уровням сложности всего их три.

Задания первого уровня рассчитаны на детей, которые умеют действовать  самостоятельно в пределах обычной  ситуации, в пределах обычных стереотипных действий.

Задания второго уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять  выработанные умения в новых условиях, но однородных с прежними.

Задания третьего уровня рассчитаны на детей, которые умеют применять  выработанные умения в новых условиях.

В зависимости от целей проверки в качестве способа усложнения заданий  от первого уровня к третьему выступают:

1)   увеличение количества выполняемых учащимися операций;

2)   самостоятельность в выборе  способа действия;

3) новизна формулировки заданий,  требующая самостоятельного установления  взаимосвязей между различными  вопросами начального курса математики;

4)   активное использование в процессе выполнения заданий приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.

Каждый ребёнок выбирает себе наиболее подходящий уровень. В этом случае каждый ученик занимается решением посильной для него задачи, и тем самым создаются условия для развития каждого и овладения им знаниями, умениями, навыками.

С целью понижения результативной мотивации нами применялась без  отметочная система оценивания. Без отметочное оценивание навыков мы строили на трех принципах:

1) отметка как социальный инструмент  манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы  должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика  было оценено отдельно;

2) оценка учителя - это, прежде  всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки;

3) самооценка ребенка должна  предшествовать оценке учителя,  лишь тогда оценочные отношения  перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.

При проверке правильности домашней работы учитель исправляет ошибки, не проставляя отметку. Ребенок может  оценивать свою работу после того, как учитель ее проверил. Получив  свою тетрадь с исправленными  ошибками, но без учительской оценки, ребенок изучает исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбраны учителем. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского подсчета баллов, не появится учительский. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детскую оценку своей красной ручкой.

При  систематической проверке выполнения индивидуализированных  заданий в классе  использовались  различные формы контроля: внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке; взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями; самоконтроль учащихся. Индивидуализированная работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе индивидуализированной работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний.

2.3.Анализ результатов исследования

(контрольный эксперимент) 

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по разработке   системы индивидуализированных заданий в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников

На контрольном этапе применялась  повторная диагностика, методика которой  была сходна с констатирующим экспериментом. В ней принимала участие контрольная и экспериментальная группы. При проведении повторной диагностики условия организации были максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе.

Результаты оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом:

1. Высокий:

- активная ориентировка в новом материале;

-самостоятельное выделение ключевых понятий;

-понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;

-владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

2. Низкий:

-учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;

-отсутствие понимания смысла учебной задачи;

- малое приложение личных усилий в учебной работе;

- слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Результаты контрольного эксперимента по контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Вопросы

Ответы

Кол-во учащихся

2 «А»

2 «Б»

Нравится ли тебе в  школе?

Да

10

10

Нет

-

-

Любишь ли ты урок математики?

Да

8

9

Нет

2

1

Любишь ли ты самостоятельно решать задачи, примеры?

Да

9

10

Нет

1

-

Часто ли учитель проводит игры на уроках математики?

Да

9

9

Нет

1

1

Как ты думаешь, можно  ли учиться, играя?

Да

10

10

Нет

-

-


 

Рис. 1 Уровень познавательной активности

(результаты контрольного эксперимента)

Анализ результатов индивидуализированных заданий  в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

- обучение позволяет решить образовательные задачи по следующим направлениям: формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль); развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); формирование учебной мотивации; развитие личностной сферы;

- сравнивая результаты первого и второго анкетирования можно сделать вывод, о том, что дети научились более рационально организовывать и распределять время, затрачиваемое на выполнение индивидуализированного  задания;

- уровень познавательной активизации в процессе обучения математике  младших школьников повысился в обеих группах.  Выявилась положительная динамика мотивов учения; повысился интерес к предметам, требующим умственного напряжения, а именно к математике,  интересы стали носить более глубокий устойчивый характер;

- проанализировав результаты контрольного эксперимента, можно сказать, что, изменив характер и содержание индивидуализированных  заданий второклассников, тем самым изменили мотивацию учебной деятельности на познавательную и повысили уровень активности школьников.

Таким образом, проведенный нами формирующий  эксперимент по выработке положительной  мотивации к индивидуализированным  заданиям  в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников оказался эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак,  данной курсовой  работе поставленные во введении цель  задачи достигнуты, следовательно, можно сделать следующие  выводы.

1) Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение. Под индивидуализацией понимается обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся: уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость; индивидуально-типологические особенности;

познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации); скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно, уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость; индивидуально-типологические особенности; познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации); скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

2) В  реальном  процессе  обучения  знания  усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс  усвоения  знаний  может  быть одинаков, совпадать у детей.  Можно выявить общее в индивидуальном   развитии   детей   в   процессе   обучения.   Общее   может

характеризовать уровень развития детей, сходство в  мотивах  деятельности  и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают  дети  одинакового  возраста. Поэтому знание  общих  психологических  особенностей  детей  данной  группы, данного возраста обеспечивает  в  обучении  возможность  понимания  учебного материала каждым учеником. Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником,  индивидуальные беседы  на  заранее  намеченную  тему,  дополнительные  учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи,  связанные с положением ребенка в коллективе. Главное заключается в том,  чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться  на   его   положительные   качества   в   преодолении   имеющихся недостатков.  В этом  и состоит понимание индивидуального подхода.

3) Анализ результатов диагностики индивидуализированные заданий в процессе обучения математике  как средство познавательной активизации деятельности младших школьников экспериментальной и контрольной группы в контрольном эксперименте показывает:   всех  ребят исследуемых групп   произошли существенные  личностные  изменения. Дети  стали  более  активными, инициативными, способными  к принятию  самостоятельного  решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась  привычка  к свободному  самовыражению. Уровень познавательной активизации в процессе обучения математике  младших школьников повысился в обеих группах.  Выявилась положительная динамика мотивов учения; повысился интерес к предметам, требующим умственного напряжения, а именно к математике,  интересы стали носить более глубокий устойчивый характер.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азиев И.К. Индивидуальные задания для устранения ошибок // Математика в школе.2003.№5. 9-10 с.

Информация о работе Индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников