Индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – описать и опытным путем апробировать индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников. Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы индивидуализированных заданий в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников.
2. Выявить особенности индивидуализированных заданий в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников.
4.Провести экспериментальное исследование по выполнению индивидуализированных заданий в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Д 12031904(о) Кур.р. Психология.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблема активизации познавательной деятельности школьников

В настоящее время перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

 Познавательная деятельность  – избирательная направленная  деятельность личности на предметы  и явления окружающие действительность, характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Любая деятельность человека имеет  определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

К.Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».(19)

Необходимость соотносить предъявляемые  учащимся задания с уровнем их развития вытекает из теории мышления. С. Л. Рубинштейн неоднократно обращал внимание на то, что «каждый акт освоения тех или иных знаний предполагает в качестве своего внутреннего условия соответствующую продвинутость мышления, необходимого для их освоения».(14)

Л. С. Выготский считал, что «обучение носит развивающий характер тогда, когда оно лежит в зоне ближайшего развития ребенка» (3). Под зоной ближайшего развития он понимал те умственные операции, которые ребенок еще не может проделать самостоятельно, но которые посильны ему при небольшой помощи извне. «Зона ближайшего развития ребенка — это расстояние между уровнем его актуального развития, определенным с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами». Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развития творческих познавательных способностей учащихся.

Система работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и. т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы. Например, характерной чертой восприятия является его осмысленность. «Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории». Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся — это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы. В период перехода ко всеобщему среднему образованию ответственность учителя за формирование необходимого уровня мотивации деятельности школьников возрастает. Такие факторы, как интерес учащихся к предмету, их познавательная активность, желание учиться, чувство радости перед каждым уроком, жажда нового знания и т. п., следует рассматривать как важнейшие показатели качества работы учителя. Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой, ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей, у учащихся, невозможно развить и их мышление. Используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотивов учения.

Итак, развитие познавательных способностей учащихся — цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Характеристика исследования учащихся

(констатирующий эксперимент)

При изучении проблемы индивидуализированных заданий  в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений.

В соответствии с гипотезой и целью исследования нами была сформирована экспериментальная и контрольная группы детей.

В данные группы вошло двадцать младших школьников 8-9 летнего возраста, посещающие общеобразовательную школу. Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом. Отбор содержания занятия осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература,  сборники дидактических упражнений и заданий для детей, задания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения, возрасту, особенностям детей. В педагогическом эксперименте принимали участие 20 школьников 8-9 лет.

Для изучения уровня познавательной активизации  младших школьников проведено исследование, которое проводилось в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент.

В эксперименте приняли участие 10 школьников 2 «А» класса, составляющих экспериментальную группу. Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с младшими школьниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 школьников 2 «Б» класса.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в контрольном и экспериментальном классах.

Задачи  констатирующего эксперимента:

1)выявить психолого-педагогическую сущность индивидуализированных заданий  в процессе обучения математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

2)выявить эффективные психолого-педагогические условия индивидуализированных заданий  в процессе обучения математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Система заданий  должна обеспечивать усвоение всех базовых знаний, умений и навыков. Для того чтобы, определить уровень активизации познавательной деятельности детям из экспериментальной и контрольной группы было предложено ответить на вопросы анкеты. Параметрами оценки являлись: полнота, существенность, обобщённость, системность, а также познавательный интерес детей. Диагностика представляла собой серию вопросов для выявления степени активизации познавательной деятельности.

В таблице 1 приводятся результаты анкетирования по выявлению степени активизации познавательной деятельности.

Таблица 1

Вопросы

Ответы 

Кол-во учащихся

2 «А»

2 «Б»

Нравится ли тебе в  школе?

Да

5

6

Нет

5

4

Любишь ли ты урок математики?

Да

4

4

Нет

6

6

Любишь ли ты самостоятельно решать задачи, примеры?

Да

3

4

Нет

7

6

Часто ли учитель проводит игры на уроках математики?

Да

9

9

Нет

1

1

Как ты думаешь, можно  ли учиться, играя?

Да

7

4

Нет

3

6


 

Анализируя результаты двух групп, можно сделать вывод, о том, что результаты в обеих группах мало отличаются друг от друга.

Проведённое нами исследование показало, что большинству учащихся не нравится в школе, они любят урок математики и, следовательно, выполнять самостоятельно задания по математике.  Дети с трудом представляю как «можно учиться играя». Предполагаем, что причины этого кроются как в недостатках применения индивидуализированных заданий  в процессе обучения математике как средство познавательной активизации,  так и в недостаточной разработанности методики. Учащиеся имеют низкий уровень познавательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Описание методики исследования

(формирующий эксперимент)

Цель исследования: разработать  системы индивидуализированных заданий в процессе обучения математике как средство познавательной активизации деятельности младших школьников.

Информация о работе Индивидуализированные задания в процессе обучения как средство познавательной активизации деятельности школьников