Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 22:25, реферат

Краткое описание

В работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения проблемы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
2. Определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
3. Разработать технологии индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.
4. Разработать систему дидактических заданий для уроков ознакомления с окружающим миром, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации.
5. Изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся.

Оглавление

Введение
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации
обучения
1.1 Понятия “индивидуализация и дифференциация”
обучения
1.2 Цели индивидуализации в обучении
1.3 Направления и методики изучения индивидуальных
особенностей учащихся
1.4 Внутриклассная индивидуализация учебной работы
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших школьников
2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств
учащихся на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной
самостоятельной работы учащихся
2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств учащихся на завершающем этапе эксперимента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Индивидуализация и внутриклассная дифференциация.docx

— 98.45 Кб (Скачать)

Индивидуализация и внутриклассная дифференциация

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Введение

Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации

обучения

1.1 Понятия “индивидуализация  и дифференциация” 

обучения

1.2 Цели индивидуализации  в обучении

1.3 Направления и методики  изучения индивидуальных 

особенностей учащихся

1.4 Внутриклассная индивидуализация учебной работы

Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших школьников

2.1 Характеристика когнитивных  и аффективных качеств 

учащихся на констатирующем этапе эксперимента

2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной

самостоятельной работы учащихся

2.3 Характеристика когнитивных  и аффективных качеств 

учащихся на завершающем этапе эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования:

Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром.

Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой работы.

 

Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей начальных классов совершенно недостаточно.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром, с одной стороны, и отсутствием теоретического и опытно – экспериментального обоснования реализации этой возможности – с другой.

В связи с выше изложенным проблема исследования заключается в изучении возможности индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации в процессе ознакомления с окружающим миром и определении условий его реализации в педагогическом процессе. Рассматривая проблему мы ограничились учебно – познавательной деятельностью на уроках ознакомления с окружающим миром.

Решение данной проблемы определило цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: методические основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях внутриклассной дифференциации.

Гипотеза исследования: решение проблемы индивидуального подхода и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром будет наиболее успешным если развивать познавательные способности учащихся посредством практической деятельности; разработать комплекс разноуровневых заданий для уроков ознакомления с окружающим миром; целенаправленно, педагогически обоснованно осуществлять индивидуальный подход; внедрить в практику технологию внутриклассной индивидуальной самостоятельной работы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать основные  тенденции развития теории и  практики решения проблемы индивидуализации  и дифференциации процесса обучения.

2. Определить условия  эффективности индивидуализации  и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

3. Разработать технологии  индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

4. Разработать систему  дидактических заданий для уроков  ознакомления с окружающим миром, ориентированных на реализацию  в условиях внутриклассной дифференциации.

5. Изучить особенность  воздействия разработанной системы  на индивидуальное развитие учащихся.

База исследования: 1 «В» класс средней школы №23 г. Сысерти.

Этапы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы, разработка программы  исследования. Отбор методик для  диагностики индивидуальных особенностей  младших школьников; проведение  диагностического исследования.

2. Разработка технологии  внутриклассной дифференциации в процессе обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром и внедрение в учебно-воспитательный процесс.

3. Изучение диагностической  картины развития индивидуальных  особенностей младших школьников. Обобщение результатов.

Методологической основой исследования является концепции педагогов, психологов разрабатывающих проблемы теории познания; педагогического процесса, развития личности, индивидуализации обучения.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдения за работой учащихся, индивидуальные и коллективные беседы с ними; ведущим методом явился эксперимент.

Новизна и практическая значимость:

1. Систематизирован и  скорректирован понятийный аппарат  теории индивидуализации и дифференциации  учебного процесса.

2. Определён и систематизирован  круг проблем диагностики индивидуальных  особенностей младших школьников  как составного компонента индивидуализации  дифференциации учебного процесса.

3. Определены, охарактеризованы  основные направления и этапы  диагностики индивидуальных особенностей  младших школьников.

4. Разработана система  заданий и технология, ориентированные  на индивидуализацию и внутриклассную дифференциацию учебного процесса применительно к урокам ознакомления с окружающим миром.

На защиту выносится:

1. Концептуальные основы  индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром.

2. Технология организации  ознакомления с окружающим миром  в 1 классе на основе внутриклассной дифференциации.

3. Система дифференцированных  заданий.

4. Диагностическая картина  развития индивидуальных особенностей  учащихся в процессе ознакомления  с окружающим миром.

Объём и содержание работы.

Объём работы составляет страниц. Дипломный проект включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.

 

ГЛАВА I

Психолого-педагогические основы индивидуализации обучения

 

1.1 Понятия “индивидуализация”  и “дифференциация” обучения

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории по названием принципа индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает:

* устранение трудностей  в учении отдельных школьников.

* возможность развития  всех сил и способностей учащихся. [32]

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием позновательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,

идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений. [22]

Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. [33]

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

* систематическое изучение  каждого ученика;

* постановка ближайших  педагогических задач в работе  с каждым учеником;

* выбор и применение  наиболее эффективных средств  индивидуального подхода к ученику;

* фиксация и анализ  полученных результатов;

* постановка новых  педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

 

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. [14]

При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой. [5]

Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения.

Информация о работе Индивидуализация и внутриклассная дифференциация