Игра как объект междисциплинарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

В жизни невозможно обойтись без игры, как оказывается. Каждая эпоха, каждое поколение пытается выразить свое отношение к игре, которая принадлежит к тем феноменам, от которых нельзя отделаться легко/1/. Игра постоянно побуждает как к действию к размышлению - это не порождение скоропреходящей моды, не модная вещь или каприз, а это игровое поведение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


1. ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ 4
2. РАЗНООБРАЗИЕ ИГР И ИГРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ 8

3. ИГРА С ПОЗИЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ НАУК, ВОСПИТАНИЯ И
ОБРАЗОАНИЯ 14

4. ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 26

Файлы: 1 файл

ссуперигра.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Теперь выделим детальные исследования с целью изучения процесса когнитивного развития и его отношения к игре, что представляет собой важный момент развития личности, отметив новаторские взгляды, разработанные Жана Пиаже, и также связанные с теорией игр напрямую. У автора выделены два инвариантных функциональных модуса интеллекта — через аккомодацию и ассимиляцию, из которых аккомодация означает приспособление организма к внешней окружающей среде, а ассимиляция — усвоение данных о внешнем мире и превращение их в часть собственного «Я» /14/. Учёный создал теорию когнитивного развития, в которую он интегрирует такие феномены, как имитация и игра, связывая их с процессом аккомодации. То есть, игра относится им к сфере ассимиляции, предоставляя игре специфическое место в процессе развития интеллекта личности /12/. Ж. Пиаже выделяет три большие структуры — упражнение, символ и правило, выделив три типа игр, требующих упражнения и навыка,  оперирующие символами, и игры, опирающиеся на свод определенных правил, описав всё это на основе собственных наблюдений и анализа /16/. Вариант игры, требующей навыка и упражнения, относится к сенсомоторной фазе, включая мир животных. Но с тем отличается, что у животных она выходит за рамки рефлекторной схемы /15/. Такая фаза может представлять собой процесс обучения и упражнения, а также сопровождающего или предварительного упражнения. Этот феномен встречается также при осуществлении высших функций нервной деятельности, например, выражаясь в радости, испытываемой от возможности задавать вопросы, в силу чего она и не умещается в границах чисто сенсомоторной фазы.   Вариант игры с использованием символов характеризуются, как вторая категория детских игр - их нет у животных. для них которых характерна более высокая степень ассимиляции, чем в играх у детей и требующих усложнённых упражнений /12/. Здесь символ предполагает наличие фиктивного изображения, поскольку это сравнение заключается в деформирующей ассимиляции, то есть в символических играх, то есть - взаимоотношения играющего с миром и реальностью изменяются. Символ может изображать не существующую в данный момент отсутствующую реальность, равно как и определенные связи с реальностью /12/. Отличия символической игры от игры, опирающейся на выполнение определенных правил, заключается в том, что правило обязательно предполагает наличие социальных или межличностных связей. То есть соответствовать правилу, являющемуся плодом общественной договоренности, которому необходимо подчиняться. Поэтому нарушение правил наказывается - как неправильное поведение - в мире людей /3/. С позиций духовности Пиаже классифицирует игры как три последующих этапа: сначала ведущая роль принадлежит упражнению, далее — символу, потом — правилу. Очевидно, что игры, основанные на соблюдении правил, проявляют свое родство с процессом аккомодации в мире законов и норм. Уровень интеллекта и игры по Пиаже, тесно взаимосвязаны друг с другом, выделяясь тремя варианта игр. То есть - в виде последующих нюансах стадий стадии развития интеллекта/15/. Теперь уже это называется, как сенсомоторика, представление и размышление. Критики учения Пиаже отмечали недостаточно оценённое творческое начало игрового поведения. Это, когда функция когнитивности преобладает  над  аффективностью /14/.  Ставится под сомнение и сама модель развития, полагая неверным отнести редукцию всей сложности игровых форм к ограниченному их количеству. Возникали сожаления, что Пиаже не сделал заслуживающих упоминания о символических играх, отметив лишь поверхностные различия между ребенком и взрослым /7/. А при оценке концепции мотиваций, автором не отмечено значение игр, основанных на упражнении, не отрефлексировано не только удовольствие от выполнения функции, но и мотивы, выходящие за рамки ощущения радости. Тем не менее, восторжествовали идеи, что именно игра является средством когнитивного развития и, тем самым, вообще всякого полноценного развития личности в разных сферах деятельности в художественном творчестве или - в прикладном труде /8/.

Ныне торжествует единое мнение о жизненной необходимости игры для социального развития индивидуума, так как здоровое комплексное развитие личности всегда включает и обеспечивает ее социальное становление /12/. Игра занимает очень важную позицию, она является носителем всех социальных видов поведения, а игровая активность в большинстве случаев обращена к другим людям, к партнерам, являясь действием как контактирующим, так и конфликтующим с ними, как при сотрудничестве, так и при соперничестве. Выявлено, что чем больше ребенок высвобождается из рамок своего первоначального эгоцентрического мира и входит в объективный социальный мир, тем больше растут для него возможности социального действия и развития /4/.

Развитие социальных связей, чему прежде всего может способствовать игра, основаны на выполнении играющими различных ролей. Игра требует таких качеств, как готовность к сотрудничеству, умение поставить себя на место других людей, понять их мысли и чувства, умение менять роли, способность к фантазированию, умению решать возникающие проблемы в беседах и разговорах, улаживать конфликты /8/. То есть, это - коммуникабельность в самом широком смысле. Социальное развитие, как отмечалось, предполагает наличие способности к интеграции в социум. Игра могла бы оказаться абсолютно полезной во всех случаях жизни. Замечено, что дети, с недостаточно развитой моторикой и ослабленные, вынуждены брать роль аутсайдеров — их не принимают в игру, что может иметь губительные последствия, поскольку исключение из игры порождает в них неуверенность и комлекс неполноценности /7/. Такой ребенок все меньше верит в свои силы и, в результате уменьшившейся для него возможности заняться, например, физическими упражнениями или просто  - игрой в догонялки - становится еще более неловким и комплексующим /3/. Очевидно, с социальным развитием тесно связано развитие нравственное, представляющее собой еще один главный аспект всего развития личности, они через игру тесно связаны друг с другом. Так, игра с правилами это - игровая деятельность, обладающая социализированной сущностью, когда символ заменяет простое физическое действие. То есть, как только включается мышление играющего, то правило заменяет символ, подчиняя себе физические действия /2/. Тогда выстраиваются определенные социальные связи, но одновременно возникает дифференциация деления игр с правилами - на игры, которым обучаются, и игры спонтанные/ 15/. Уже тогда спонтанные игры с правилами приходят на основе произошедшей социализации игр с упражнениями. Отчасти символические игры возникают в результате заключаемых в данный момент соглашений между одногодками, то есть игры с правилами уже предполагают наличие различных форм социализации детей и обучаемых. В итоге - развитие личности — это процесс вхождения, врастания личности в культуру, поскольку игра развертывается между инстинктивной динамикой и врастанием в эту культуру. Игра осуществляет помощь по врастанию в культуру, без которого невозможно никакое развитие личности в человеке. Или, иными словами, о помощи, оказываемой игрой по врастанию в культуру, можно говорить в двух аспектах /6/. Во-первых, индивидуум, как бы играя, приспосабливая к культуре, имеющей определяющее значение для его личностного развития, проникается ею /2/. Личность, вырастая - для неё главное, игра создает новую культуру, преломляясь сквозь личность, то есть, врастание в культуру через игру обеспечивает личности адаптацию к культурным традициям общества и само её развитие, давая рост, расширяя кругозор индивидуума /16/.

Таким образом, концепция, согласно которой игра помогает человеку войти в культуру общества, влечет за собой и признание значения игры для всего развития личности в процессе роста, обучения, вхождения в специальность, в семью, социум /3/. Главное - игра имеет исключительно важное значение для формирующейся личности /9/.

 

4. ОБУЧЕНИЕ И ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Развитие индивидуума нельзя понимать односторонне как одну из функций обучения. Эти процессы - развитие и обучение - тесно связаны. Не в последнюю очередь, именно игра свидетельствует о наличии этих связей между развитием и обучением. Это определено четырьмя аспектами, группирующихся вокруг проблем обучения, игры и дидактики /4/. Рассмотрим, что представляет собой играющее обучение. Это набор вопросов - является ли игровое поведение, как предполагает эта формулировка, самостоятельным модусом обучения?.. Или?..   Что может изучаться в процессе игры?.. Как учатся игре?.. Как можно научить игре?../12/.     Известно, что игровое обучения широко распространено не только в рамках дидактики спорта и профессий - по этому поводу существует бесчисленные методические пособия /2/. Игровое обучение может быть выражением суверенной позиции по отношению к обучению, благодаря которой учащийся без всякого видимого напряжения легко усваивает материал, как главный вариант венца процесса. Обучение часто рядится в одежды игры и игра, тем самым, становится самостоятельны модусом. Знак равенства между обучением и игрой является молчаливой предпосылкой для того, чтобы рассматривать игру как самостоятельный способ обучения /8/. Однако именно это слияние игры и обучения следует поставить под сомнение - эта идея не раз критически передавалась от одного поколения дидактов к другому, поэтому спорна /12/. Современные дидактические технологии, включая игровые элементы, содержат различные подходы и варианты методов обучения. Одна из них - по источнику получения знаний, то есть это - словесные, наглядные и практические методы игрового обучения сложным дисциплинам /5/.

Суть дидактики, как технологии, это когда исследуется процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают. То есть - с учётом условий, в которых процесс протекает, а также - результатами, к которым он приводит. Сам процесс - изучаются закономерности, зависимости, обусловливающие ход и результаты ход обучения. Дидактика, как дисциплина, также определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач /7/. Соответственно, частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов и методов. С других позиций, частными дидактиками называют методики преподавания соответствующего учебного предмета, занимаясь проработкой многих задач Для чего учить?.. Также  цели образования, обучения. Кого учить?../2/  Также - субъекты обучения, какие стратегии обучения наиболее эффективны?.. Принципы обучения - чему учить?.. Содержание образования, обучения - как учить?..  Главное - методы обучении я/9/. Это целый набор вопросов. Как организовать обучение?  Каковы формы организации обучения, какие необходимо применять средства обучения?.. Масса других вопросов -  учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др. /1,3/. Далее - что достигается в результате обучения?..  Также - критерии и показатели, характеризующие результаты обучения - как проконтролировать и оценить результаты обучения… методы контроля и оценки результатов обучения?...  И на каждом пункте содержаться игровые элементы, а если их нет, то нужно их сознательно культивировать /7/. Таким образом, частные дидактики в большей степени ориентированые на практику обучения, имеют собственный понятийно-терминологический аппарат, используя определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой, включая игровую практику /9/.

Рассмотрим словесные  методы, когда сообщение учебной информации происходит при помощи слов   устного и печатного характера. Тогда важно использованием логических, организационных и технических игровых приемов, методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками /2/.  Поэтому деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает определённые действия педагогического и игрового характера. Это - постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявление признаков, определение исходных позиций в анализе процессов и объектов, сравнение, обобщение, формулировка выводов и пр. Каждый из этих элементов может носить направленную игровую форму /4/. Тогда деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовок чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и схемами /7/.

Следующее - наглядные методы. Их назначение — подача учебной информации при помощи различных средств наглядности при демонстрации опытов, натуральных объектов, наглядных пособий  - предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д. /8/  Это может быть просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач с комментариями учителя. Функция педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует в игровой форме сам преподаватель или обучаемые. Их деятельность заключается также в наблюдении за демонстрациями /3/ Осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока – главный результат, реализуемый при выполнении различных записей, схем, зарисовок в конспект. Соответственно, практические методы — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися в процессе организации различных практических работ, всё это, как и в первых вариантах, но с ещё большей возможностью вносит. игровые элементы в процесс /12,14/.

Возможны классификационных методов обучения. Это классификация, предложенная (М. Скаткин, И. Лернер), сопровождаемая объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, проблемным изложением, частично-поисковым и исследовательским, где ещё больше игровых возможностей /9/.

Можно отдельно рассмотреть объяснительно-иллюстративный метод, он же - информационно-рецептивный, когда усвоение информации обучаемым идёт путем сообщения им учебного материала также в игровой форме /2/. Идёт обеспечение его успешного восприятия различных дидактических средств  - наглядных пособий, текстов и тестов. Наконец – применим репродуктивный метод, основанный на формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний /12/. Он используется при решении различных упражнения и задач, - также инструкций (алгоритмы) и элементы программированного обучения, включая игровые программы /13/. Можно рассмотреть в нужном игровом аспекте и проблемный метод. Это  - проблемное «провокационное» изложение материала, основное назначение которого в раскрытии в изучаемом учебном материале различных проблем и демонстрации способов их решения с помощью опытов, наблюдений в природе и быту /4/. Как итог - логические умозаключения и собственной интерпретации проблемы, гипотез, доказательств достоверности или ложности выдвинутых идей /9/. Очевидно, что существуют и другие классификации методов обучения, что объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса, особенно с внесением игрового элемент, который, как выяснилось, может многократно увеличить эффект усвоения знаний учащимися без насилия над личностью и без ущерба психическому здоровью /3/.

 

 

 

 

заключение

      Несмотря на интенсивные научные исследования проблем игры, она по-прежнему остается окутанной туманом загадочности и таинственности. Дидактическая игровая наука сквозь эту завесу проходит с колоссальными трудностями, которые начинаются уже с попытки дать дефиниции основных понятий и выработку методологических принципов и интерпретации игровых практик/ 1,3/. Поэтому дефиниции игры могут носить характер лишь временных определений, окончательную формулу пока дать нереально. С позиций методологий требуется больше критического реализм - прогрессивные ученые стали отказываются от господствовавших консервативных традиций 2/. Сейчас повсеместным стало прославлять игру, воспевая ее, как выражение и олицетворение педагогической гуманности. Но не следует забывать и об отвратительных, жестоких играх и ugly player, особенно в проявлениях массовой культуры /16/. Есть мнения, что с точки зрения педагогики чрезмерное подчинение игры педагогическим задачам и целям иногда сомнительно. Этот дуализм невольно заводит в тупик, что может идти только во вред и игре, и играющим, когда часто в игре должен быть возможный максимум игры и необходимый минимум педагогического вмешательства, но это необычно трудная задача, которая в любой момент может закончиться очередным тупиком или кизисом /1-4/.

Анализ материалов по педагогике и, в частности, по дидактической игре позволяют сделать выводы, что наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль - самостоятельные работы учащихся /2/. Это позволяет в учебно-воспитательном процессе воспользоваться методом классификации, основанием которого являются современные трактовки частно-дидактических целей, чтобы полнее открыть суть познавательных задач и специфику учебно-познавательной деятельности с внесением игрового элемента. В итоге, познавательная деятельность обучаемых заключается в узнавании объектов данной области знаний. При повторном восприятии информация в них укрепляется /2/. У учащихся открываются инновационные возможности игровых методов при выполнения заданий, при выборе наиболее правильных из них, - возможности последовательно находить логически, следующие друг за другом способы решения дидактических задач /9/.

В итоге, знание и учет показанных характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в основе своевременного последовательного включения их в учебный процесс при четком определении целей функционирования учебного процесса /3/. Главное это - учет и реализация специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи - творческое взаимодействие обучающего и обучаемых /15/. Речь идёт о творческой реализация иновационных методов, средствах и организационных формах обучения /4/.  О - согласовании специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного игрового типа, способов подачи и усвоения учебной информации /9/. Важно - максимальное использование педагогических возможностей различных информационных структур управления в системе преподаватель-учащийся. Необходимо постоянное освоение передовых методов и инновационных игровых форм обучения /12,17/.

Информация о работе Игра как объект междисциплинарного знания