Введение.
Понятие группа
Проблема
группы как важнейшей формы социального
объединения людей в процессе
совместной деятельности и общения
- одна из центральных в социальной
психологии. Интерес к группе обусловлен
рядом принципиальных моментов.
С
одной стороны, личность, ее самосознание,
принятые ею, ценности и нормы, система
представлений о мире формируются
в процессе включения человека на
протяжении его жизни в деятельность
самых различных групп. Его психический
склад, личностное содержание формируются
на пересечении различных групповых
влияний. Следовательно, невозможно понять
человека, исследовать процесс его
развития, не обращаясь к анализу
тех групп, членом которых он является.
С
другой стороны, группа сама по себе не
является простой суммой вошедших в
нее людей, а представляет с момента
своего психологического возникновения
самостоятельное целостное явление
со своими собственными характеристиками,
не сводимыми к индивидуальным характеристикам
ее членов, собственной историей развития
и закономерностями жизнедеятельности.
Так
же по словам К.Маркса, «общество не состоит
из индивидов, а выражает сумму тех связей
и отношений, в которых эти индивиды находятся
друг к другу».
Кроме
того для полного раскрытия данной темы
необходимо указать и само значение понятия
«группа».
«Группа - это некоторая совокупность
людей, рассматриваемых их с точки зрения
социальной, производственной, экономической,
бытовой, профессиональной, возрастной
и т.п. общности. Сразу же следует оговориться,
что в общественных науках в принципе
может иметь место двоякое употребление
понятия “группа”».* С одной стороны,
в практике, например, демографического
анализа, в различных ветвях статистики
имеются ввиду условные группы: произвольные
объединения (группировки) людей по какому
либо общему признаку необходимому в данной
системе анализа. С другой стороны, в целом
цикле общественных наук под группой понимается
реально существующее образование, в котором
люди собраны вместе, объединены одним
общим признаком, разновидностью совместной
деятельности или помещены в какие-то
идентичные условия, обстоятельства, определенным
образом осознают свою принадлежность
к этому образованию.
Проблема
группового развития
в социальной психологии.
Стадии
и уровни развития
группы
Особое значение при разработке
проблемы развития группы имеют
две проблемы. Первая из них
– поиск адекватных методических
средств, позволяющих в экспериментальном
исследовании замерить степень
выраженности в каждой конкретной
группе тех ее качеств и
характеристик, которые дают представление
для эффективной диагностики
уровня развития этой группы.
Второй проблемой является более
конкретное описание тех модификаций,
которые происходят с каждым
из известных групповых процессов,
на каждом новом этапе развития
группы.
Можно указать два русла, по
которым идея развития группы
оформлялась в зарубежной психологии.
Развитие группы не может проходить
без конфликтно. Можно утверждать, что
любая группа в своем развитии проходит
ряд последовательных стадий, при этом
переход от одной стадии к другой часто
представляет собой качественный скачок,
сопровождающийся объективным кризисом
и возможными внутригрупповыми конфликтами.
I. Прежде всего, идея развития
группы была обозначена в психоаналитической
концепции. Оформилась же идея
на базе анализа психотерапевтической
практики. На базе психоаналитической
ориентации возникла теория развития
группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она
построена на осмыслении тех процессов,
которые происходят в так называемых Т-группах,
или группах тренинга. В развитии этих
групп выделяется две фазы, на каждой из
которых группа решает определенный набор
проблем. Они рассматривали групповую
динамику как процесс преодоления двух
зон неопределенности: неопределенность,
связанную с отношением к власти и неопределенность,
связанную с межличностными отношениями.
По мере развития группы доминирование
проблем власти сменяется доминированием
проблемы аффилиации. Отмечалось, что
каждая конкретная группа может по-разному
реализовать общую модель развития: демонстрировать
какие-то отклонения или просто распадаться
в случае недостижения поставленной цели.
В самые последние годы идея
развития группы получила более
широкое распространение. Р. Морленд
и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация
группы», при помощи которого рассматривался
процесс группового развития.
Критерии,
на основе которых можно сравнивать
различные стадии в развитии группы:
1.оценивание (целей
группы, ее положение среди других
групп, значения целей группы
для ее членов);
2.обязательства
группы по отношению к членам
(условия, при которых члены
группы больше «обязаны» ей, последствия
этих взаимных обязательств);
3.преобразование
ролей членов группы (большая
или меньшая включенность членов
группы, их идентифицированность с
ней).
На
основании этих критериев фиксируются
периоды в жизни группы и соответствующие
им различные позиции членов. Каждая
стадия связана со сменой состава
группы, факторами этой смены ролей
являются мера принятия группой каждого
члена и, напротив, принятие членом
группы ее реальности.
На
изменения в группе влияет характер
культуры и общественных отношений,
в рамках которых существует группа.
Механизм этого воздействия раскрывается
через внесение каждым новым членом
группы ценностей общества, которые
им отрефлексированы и применены к оцениванию
ситуации в группе, своего положения в
ней и т.п.
II.
В качестве второго блока исследований
можно назвать исследования по
сравнению таких ориентаций личности,
как коллективизм – индивидуализм.
Исследования, в основном затрагивали
США и страны Юго-Восточной
Азии. Индивидуализм как ценность,
свойственная культуре США, порождает
такие специфические формы поведения
в группе, как ориентацию не
на групповые, а на собственные
цели, стремление подчеркнуть свой
вклад в групповую деятельность,
достаточную закрытость в общении,
признание относительно низкой
цены группы для своего существования
в ней. Коллективизм как норматив
традиционных обществ проявляет себя
в таких нормативах поведения, как позитивное
отношение к целям группы, уважение к уравнительному
распределению благ в ней, большая открытость
в общении, готовность поставить цели
группы выше собственных.
Ш. Проблема развития группы
получила свое специфическое
решение в психологической теории
коллектива. Развитие группы было
интерпретировано как достижение
ею высшей стадии, которая была
названа «коллективом».
В советской психологии вычленение
характеристик группы осуществлялось
на основе принципа деятельности,
поэтому социально-психологическое
исследование группы предполагало
рассмотрение уровней развития
ее деятельности и роли совместной
деятельности в формировании
психологической общности, опосредования
деятельностью всех групповых процессов.
Особое качество, связанное с
общей деятельностью – продукт
развития группы.
Важнейший признак коллектива, по
Макаренко, - это не любая совместная
деятельность, а социально-позитивная
деятельность, отвечающая потребностям
общества. Поэтому первым признаком
коллектива как группы особого
рода является именно его направленность,
которая обеспечивает особое
качество личностей, в него
входящих, а именно – их целеустремленность,
что и позволяет создать организацию
с соответствующими органами управления
и выделением лиц, уполномоченных на выполнение
определенных функций. Природа отношений
в коллективе обладает особым свойством:
признанием важнейшей роли совместной
деятельности в качестве фактора, образующего
коллектив и опосредующего всю систему
отношений между его членами.
Макаренко описал стадии развития
коллектива и то, каким образом
происходит движение коллектива
по ступеням. Здесь важнейшим
условием является непрерывное
развитие тех самых общественно
значимых целей, ради которых
создан коллектив. То есть должны
быть обрисованы перспективные
линии развития коллектива, разработана
диалектика требований, организованы
«завтрашние радости». По Макаренко,
успех внутренних процессов, протекающих
в коллективе, может быть обеспечен
только в том случае, если все
нормы взаимоотношений, вся организация
деятельности внутри коллектива
строятся на основе соответствия
этих образцов более широкой
системе социальных отношений,
развивающихся в обществе в
целом.
Основные
признаки коллектива:
1.объединение
людей во имя достижения определенной,
социально одобряемой цели;
2.наличие добровольного
характера объединения, причем
под добровольностью здесь понимается
не стихийность образования коллектива,
а такая характеристика группы,
когда она не просто задана внешними
обстоятельствами, но стала для индивидов,
в нее входящих, системой активно построенных
ими отношений на базе общей деятельности;
3.существенным
признаком является целостность
коллектива, что выражается в
том, что коллектив выступает
всегда как некоторая система
деятельности с присущей ей
организацией, распределением функций,
определенной структурой руководства
и управления;
4.коллектив
представляет собой особую форму
взаимоотношений между его членами,
которая обеспечивает принцип
развития личности не вопреки,
а вместе с развитием коллектива.
В отечественной социальной психологии
существует несколько моделей развития
группы, фиксирующих особые стадии или
уровни в этом движении.
А.В. Петровский представляет
группу как состоящую из 3 слоев,
каждый из которых характеризуется
определенным принципом, по которому
в нем строятся отношения между
членами группы.
В первом слое реализуются,
прежде всего, непосредственные
контакты между людьми, основанные
на эмоциональной приемлемости
или неприемлемости. Во втором
слое эти отношения опосредуются
характером совместной деятельности.
В третьем слое, названном ядром
группы, развиваются отношения, основанные
на принятии всеми членами
группы единых целей групповой
деятельности. Наличие этого слоя
позволяет говорить, что перед
нами коллектив.
Дальнейшая разработка этого
направления выявила главную
идею всей концепции: «деятельностное
опосредование выступает как системообразующий
признак коллектива». С этой точки зрения
были внесены уточнения в анализ многоуровневого
строения группы.
Центральное звено группы образует
сама предметная деятельность
группы (обязательно социально позитивная).
Она задана той более широкой
социальной структурой, в которую
включена группа. Доказать степень
развития группы можно при
помощи трех критериев: 1. Оценка
выполнения группой основной
общественной функции (успешность
участия в общественном разделении
труда); 2.оценка соответствия группы
социальным нормам; 3.оценка способности
группы обеспечить каждому ее
члену возможности для полноценного
развития личности.
Второй слой представляет собой
фиксацию отношений каждого члена
группы к групповой деятельности,
ее целям и задачам.
Третий слой фиксирует собственно
межличностные отношения, опосредованные
деятельностью.
Четвертый слой фиксирует поверхностные
связи между членами группы.
Это представление о многоуровневой
структуре групповых отношений
позволяет рассмотреть путь, проходимый
каждой группой как последовательное
включение совместной деятельности
в опосредование многообразных контактов
между членами группы.