Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.
Методика «Звуковые прятки» .
Низкий уровень сформированности восприятия звуков, характеризующийся угадыванием менее 50% слов (меньше 10 слов), был выявлен у 20% детей.
Средний уровень – угадывание более 50% слов(10 – 17 слов), выявился у большей половины испытуемых.
Высокий уровень, характеризующийся угадыванием 18 – 20 слов, выявился у одного ребенка.
Таблица 5
Процентное распределение уровня сформированности восприятия звуков.
низкий |
средний |
высокий | |
уровень сформированности восприятия звуков |
20% |
70% |
10% |
Более наглядно результаты представлены на рисунке 5
Рисунок 5
7 детей (70%) справились с заданием хорошо. У двоих (20%) детей это здание вызвало трудности, а именно – не могли найти искомый звук в читаемых словах.
Таким образом у детей недостаточно сформированы навыки звукового анализа, недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие.
Методика «Последовательность событий».
Детям предъявлялась серия картинок (Приложение).
У большинства детей обнаружен высокий уровень сформированности логического мышления и речи. дети правильно выкладывают последовательность событий и составляют рассказ.
Средний уровень, при котором дети правильно раскладывают картинки, но не составляют рассказ – был выявлен у одной пятой детей (20%).
Низкий уровень, при котором дети не справились с заданием, был так же выявлен у одной пятой детей (20%).
Таблица 6
Процентное распределение уровня сформированности логического мышления и речи.
низкий |
средний |
высокий | |
уровень сформированности логического мышления и речи |
20% |
20% |
60% |
Более наглядно результаты представлены на рисунке 6
Рисунок 6
Из 10 детей 6 справились с заданием (60%). Двое детей неправильно выложили последовательность событий, но после дополнительных вопросов, исправились и правильно составили рассказ. Задание считается как хорошо выполненное.
двое детей (20%) не сумели увидеть связь между картинками, что говорит о неспособности устанавливать причинно следственные связи.
Речь детей не связная, бедная. Дети не правильно строят предложения, допуская ошибки в согласовании слов.
Исходя из проведенной диагностической программы, можно сделать следующие рекомендации:
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители, первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребенку с задержкой психического развития развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте,
чтобы ребенок скучал во время
занятий. Если ребенку весело
учиться, он учится лучше.
2. Повторяйте
упражнения. Развитие умственных
способностей ребенка
3. Не проявляйте
излишней тревоги по поводу
недостаточных успехов и
4. Будьте терпеливы,
не спешите, не давайте
5. В занятиях
с ребенком нужна мера. Не заставляйте
ребенка делать упражнение, если
он вертится, устал, расстроен.
Постарайтесь определить
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте
в ребенке навыки общения, дух
сотрудничества и
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Выводы по второй главе.
В ходе выполнения второй главы был проведен констатирующий эксперимент по программе Н.И. Гуткиной [8]. Обследование включало методику «Домик», проводимую коллективно в группе, и индивидуально проводимыми методиками были: беседа по выявлению «Внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки»; методика «Последовательность событий»; «Сказка».
Результаты, полученные при проведении данной диагностики, показали, что у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста недостаточно сформированы:
Так же можно сделать ввод, что без специальной коррекционной педагогической работы детям с ЗПР сложно адаптироваться в школе, так как у этих детей весьма низкий уровень сформированности школьной готовности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, у детей с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень сформированности компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально- волевой, подтвердилась.
Заключение
Сейчас очень
высокие требования жизни к организации
воспитания и обучения заставляют искать
новые, более эффективные психолого-
Увеличение
числа детей с задержкой
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Под психологической
готовностью к школьному
Выявляя особенности школьной готовности у детей с задержкой психического развития, показало весьма низкий уровень этой готовности. По результатам констатирующего эксперимента у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста не достаточно сформированы компоненты психологической готовности к обучению в школе: личностная, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая.
Полученные данные дают основание утверждать, что в период дошкольной подготовки все дети с задержкой психического развития нуждаются не только в работе коррекционного характера, но и в воздействии нацеленном на исправление тех недостатков, которые вызовут значительные трудности при обучении детей в первом классе.
Литература