Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Методика  «Звуковые прятки» .

Низкий уровень  сформированности восприятия звуков, характеризующийся угадыванием менее 50% слов (меньше 10 слов), был выявлен у 20% детей.

Средний уровень  – угадывание более 50% слов(10 – 17 слов), выявился у большей половины испытуемых.

Высокий уровень, характеризующийся угадыванием 18 – 20 слов, выявился у одного ребенка.

Таблица 5

Процентное  распределение уровня сформированности восприятия звуков.

 

низкий

средний

высокий

уровень сформированности восприятия звуков

 

20%

 

70%

 

10%


 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 5

Рисунок 5

 

7 детей (70%) справились с заданием хорошо. У двоих (20%) детей это здание вызвало трудности, а именно – не могли найти искомый звук в читаемых словах.

Таким образом  у детей недостаточно сформированы навыки звукового анализа, недостаточно сформированы фонематический слух и  фонематическое восприятие.

Методика  «Последовательность событий».

Детям предъявлялась  серия картинок (Приложение).

У большинства  детей обнаружен высокий уровень сформированности логического мышления и речи. дети правильно выкладывают последовательность событий и составляют рассказ.

Средний уровень, при котором дети правильно раскладывают картинки, но не составляют рассказ  – был выявлен у одной пятой детей (20%).

Низкий уровень, при котором дети не справились с заданием, был так же выявлен у одной пятой детей (20%).

 

Таблица 6

Процентное  распределение уровня сформированности логического мышления и речи.

 

 

низкий

средний

высокий

уровень сформированности логического мышления и речи

 

20%

 

20%

 

60%


 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 6

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6

Из 10 детей 6 справились с заданием (60%). Двое детей неправильно  выложили последовательность событий, но после дополнительных вопросов, исправились и правильно составили рассказ. Задание считается как хорошо выполненное.

двое детей (20%) не сумели увидеть связь между  картинками, что говорит о неспособности  устанавливать причинно следственные связи.

Речь детей  не связная, бедная. Дети не правильно строят предложения, допуская ошибки в согласовании слов.

 

Исходя  из проведенной диагностической программы, можно сделать следующие рекомендации:

 Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители, первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного  возраста обладает поистине огромными  возможностями развития и способностями  познавать. Помогите ребенку с задержкой психического развития развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время  занятий. Если ребенку весело  учиться, он учится лучше. Интерес  - лучшая из мотиваций, он делает  детей по-настоящему творческими  личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте  упражнения. Развитие умственных  способностей ребенка определяется  временем и практикой. Если  какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к  нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте  излишней тревоги по поводу  недостаточных успехов и недостаточного  продвижения вперед или даже  некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы,  не спешите, не давайте ребенку  задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях  с ребенком нужна мера. Не заставляйте  ребенка делать упражнение, если  он вертится, устал, расстроен.  Постарайтесь определить пределы  выносливости ребенка и увеличивайте  длительность занятий каждый  раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного  возраста плохо воспринимают  строго регламентированные, повторяющиеся,  монотонные занятия. Поэтому,  при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте  в ребенке навыки общения, дух  сотрудничества и коллективизма;  научите ребенка дружить с  другими детьми, делить с ними  успехи и неудачи: все это  ему пригодится в социально  сложной атмосфере общеобразовательной  школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по второй главе.

В ходе выполнения второй главы был проведен констатирующий эксперимент по программе Н.И. Гуткиной [8]. Обследование включало методику «Домик», проводимую коллективно в группе, и индивидуально проводимыми методиками были: беседа по выявлению «Внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки»; методика «Последовательность событий»; «Сказка».

Результаты, полученные при проведении данной диагностики, показали, что у детей с задержкой  психического развития дошкольного  возраста недостаточно сформированы:

    • произвольная сфера,
    • мотивационная сфера.
    • интеллектуальная и речевая сферы.

Так же можно  сделать ввод, что без специальной коррекционной педагогической работы детям с ЗПР сложно адаптироваться в школе, так как у этих детей весьма низкий уровень сформированности школьной готовности.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, у детей с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень сформированности компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально- волевой, подтвердилась.

 

 

 

Заключение

Сейчас очень  высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов  обучения в соответствии с требованиями жизни.

Увеличение  числа детей с задержкой психического развития отмечается во всем мире, и  проблема трудностей обучения стала  одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Дети с задержкой психического развития стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является  перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, и на этой задерживается умственное развитие.

В связи с  этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что  критерием готовности ребенка к  школьному обучению является уровень  его умственного развития. Л.С. Выготский  одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Выявляя особенности  школьной готовности у детей с  задержкой психического развития, показало весьма низкий уровень этой готовности. По результатам констатирующего  эксперимента у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста не достаточно сформированы компоненты психологической готовности к обучению в школе: личностная, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая.

Полученные  данные дают основание утверждать, что в период дошкольной подготовки все дети с задержкой психического развития нуждаются не только в работе коррекционного характера, но и в воздействии нацеленном на исправление тех недостатков, которые вызовут значительные трудности при обучении детей в первом классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития.// Дефектология.-2002,№5.- с.40-45
  2. Бабкина Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР// Воспитание и обучение.-2007.-№5.-С.62-66.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М.:                                  НЦ ЭНАС, 2001 – 136 с. 
  4. Борякова Н.Ю.Психологические особенности дошкольников с ЗПР //    Воспитание и обучение с нарушениями развития.- 2004.- №1.- С. 10 – 17.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. Соч.: в 6 т. - М.: Наука, 1983. - Т.З.
  6. Выготский Л. С. Основы дефектологии.-СПб.: Лань, 2003.
  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- Спб, 2007.
  8. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.- М: МГППУ, 2002.
  9. Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
  10. Коррекционная педагогика. / Под ред. С. П. Пузанова. - М: Академия, 1999.
  11. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1991.—143 с.
  12. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт, 1999.
  13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Просвещение, 1989.
  14. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. - СПб.: Питер, 1997.
  15. Мамайчук  И.  И.   Психологическая  помощь  детям  с  проблемами  в развитии. - СПб.: Питер, 2001.
  16. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помошь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
  17. Мамайчук   И.   И.   Психокоррекционные   технологии   для   детей   с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003.
  18. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997.
  19. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1998.
  20. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева — Ростов-н/Д, 1996.
  21. Основы специальной психологии: Учебное пособие. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 480
  22. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция: Учебное пособие / Под ред. проф. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер,2007. – 304 с.
  23. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Академия, 2000.
  25. Система работы со старшеми дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ./ Под ред. Неретиной Т. Г.-М.,2006.
  26. Специальная психология. / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Изд-во «Академия», 2004.
  27. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М., 1999.
  28. Фадина, Г.В.  Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
  29. Фуреева Е. П. Проблема речевой готовности к школьному обучению детей с ЗПР// Школьный логопед.-2007.-№5.-С.45-48.
  30. Шевченко С. Г. Обучение детей с задержкой психического развития. //Дефектология, 2003. - № 1.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе