Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.
У детей с задержкой психического развития отмечаются и отклонения в развитие двигательной сферы. Обследование мелкой моторики рук показывает, что у этих детей в определенной мере страдают все компоненты: статическая и динамическая координация движений, переключаемость, дифференциация движений, ритмичность движений. Наблюдаются явления истощения, проявляющиеся в замедлении темпа, нечеткости движений. При ускорении темпа движений выделяются трудности контроля.
У детей с задержкой психического развития нет готовности к решению познавательных задач, так как нет особой сосредоточенности и собранности. [9]. У большинства детей с задержкой психического развития не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Очень отчетливо видна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности, что проявляется при решении наглядно-практических задач типа головоломки.
Анализ объектов у детей с задержкой психического развития отмечается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате этого дети выделяют почти в два раза меньше предметов из окружающей действительности. Деятельность детей с задержкой психического развития при анализе зрительно-воспринимаемых объектов недостаточно целенаправлена, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана.
Для многих дошкольников данной категории характерна недостаточность активного произвольного запоминания, что в значительной мере связано со слабостью регуляции произвольной деятельности.
Изучение графических навыков письма у детей с задержкой психического развития, их изобразительной деятельности и активности на уроках физкультуры позволяет выявить недостаточную степень овладения ими. Отмечаются частые отклонения от линии письма, нарушения правильности и точности написания букв и их размеров. Наблюдаются трудности при проведении прямых линий, при раскрашивании и работе с трафаретом и линейкой. [9].
Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повешенная утомляемость, наблюдается отставание развития деятельности общения с взрослыми
Психофизические особенности и своеобразие познавательной деятельности детей с ЗПР обуславливают недостаточную готовность их к обучению в школе. Запас знаний и представлений старших дошкольников об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе, состав семьи и труд ее членов, различные признаки конкретных предметов и др.
Этому способствует внимательное отношение учителя к ученикам, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеет индивидуальный подход к учащимся. Учителю необходимо изучить личные дела детей, протоколы их обследования при поступлении в школу, иметь представление о выраженности основного дефекта, о сопутствующих отклонениях, знать о физическом здоровье каждого, о социально-бытовых условиях жизни.
Для детей с задержкой развития, не готовых к произвольной и целенаправленной деятельности, письмо представляет большие трудности. Автоматизированного письма еще нет: ребенок не умеет управлять движениями пишущей руки, прилагает усилия для написания каждого элемента буквы в отдельности. Для овладения процесса письма требуется направленность ребенка на задание. [9].
У детей с задержкой психического развития резко снижена мотивация. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра. Учитель должен формировать положительное отношение к учению. [28].
У детей задержано и эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи.
Одна из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела и недостаточность у них тонкой моторики.
По мнению Д.Б.Эльконина, при диагностике ребенка к школьному обучению, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.
Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман позволяет сделать вывод о том, что дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту.
Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.
Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.
А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как "установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью".
Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.
В последнее время обучение есть и в дошкольном возрасте, однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению.
Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру [7]. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
У.В. Ульенкова выявила принципиальные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР. У детей с ЗПР была выявлена низкая способность к обучению, отсутствие познавательного интереса к занятиям, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности. У детей с ЗПР отсутствуют такие важные показатели готовности к обучению — сформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности; достаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания; речевая саморегуляция.
У.В. Ульенкова
разработала специальные
1-й уровень.
Ребенок принимает активное
2-й уровень. Задания выполняются с помощью взрослого, не сформированы способы самоконтроля, ребенок не программирует деятельность. Исходя из особенностей этого уровня, можно выделить направления педагогической работы с детьми по формированию общей способности к усвоению знаний: формирование устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности, способов самоконтроля в процессе деятельности.
3-й уровень.
Значительное отставание от
4 уровень. Психологически
выражает еще более
5-й уровень. Ребенок улавливает из инструкции взрослого лишь форму активности — рисовать, рассказывать.
Детям с ЗПР соответствуют второй и третий уровни.
Выводы по первой главе
Итак, опираясь на всё выше изложенное, можно сделать вывод:
В рамках психолого – педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственно –отсталых детей. Задержка психического развития – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребёнка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. Психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.
Глава 2. Исследование психической готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе.
2.1 цели, задачи и методы исследования.
Цель работы: изучить особенности психологической готовности ребенка к школе и определить пути коррекции неготовых детей.
Объектом исследования является готовность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе.
Предметом исследования являются особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школе.
Задачи:
Гипотеза: дети с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень сформированности компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой.
База исследования: группа дошкольников 5-6 лет(12 человек), посещающих ДОУ № 83 «Ласточка» города Мурманска.
Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной [6]. Обследование включает методику «Домик», проводимую коллективно в группе, и индивидуально проводимые методики: беседа по выявлению «Внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки»; методика «Последовательность событий»; «Сказка» (см Приложение).
Методика «Домик».
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».