Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором. Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных  деталей рисунка более чем  в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

в) неправильно  изображенный элемент рисунка;

г) неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

е) разрывы между  линиями в тех местах, где они  должны быть соединены;

ж) залезание  линий одна за другую.

 

Методика  «Да и Нет». Применяется для исследования действовать по правилу.

Методика является модификацией известной детской  игры « «Да» и «нет» не говорите, черного с белым не носите», включающей только первую часть правил игры, а  именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция  испытуемому: Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

Ошибками считаются  только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вместо словесного ответа отвечает утвердительным или отрицательным кивком головы.

Задание выполнено  на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущено более  одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился. Всего задавалось 9 вопросов.

    1. Исследование мотивационной сферы:

Методика  «Сказка».

Методика направлена на определение доминирования познавательного  или игрового мотива ребенка. Перед  ребенком выставляют обычные, не слишком  привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Методика  «Внутренняя позиция школьника».

Беседа, включающая вопросы косвенным образом позволяющая  определить наличие познавательной и учебной мотивации ребенка.

Беседа состоит  из 12 вопросов. 6 вопросов являются ключевыми, т.е. в зависимости от ответа ребенка  делается заключение о наличии или  отсутствии у ребенка внутренней позиции школьника.

Ключевыми вопросами являются: 1, 2(в случае положительного ответа), 5, 9, 11, 12. 

    1. Исследование интеллектуальной и речевой сферы

Методика  «Звуковые прятки».

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова  состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать  и произносить слова. Для примера  взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Предлагается  поочередно искать звуки: «о», «а», «ш», «с».

Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя  каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено «хорошо». Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено «неудовлетворительно»

 

Методика  «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

Инструкция  испытуемому: «Посмотри, перед тобой  лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит  из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Считается, что  испытуемый не справился с заданием, если:

1) не смог  найти последовательность картинок  и отказался от рассказа;

2) по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

3) составленная  испытуемым последовательность  не соответствует рассказу (за  исключением тех случаев, когда  ребенок после наводящего вопроса  взрослого меняет последовательность  на соответствующую рассказу);

4) каждая картинка  рассказывается отдельно, сама по  себе, не связанно с остальными - в результате не получается  рассказа;

5) на каждом  рисунке просто перечисляются  отдельные предметы.

 

 

2.2 Анализ  результатов констатирующего эксперимента.

Проведя, описанную  диагностическую программу в  подготовительной группе детского сада были получены следующие результаты:

Методика  «Домик»

Дети допускают грубые ошибки при срисовывании рисунка. Наблюдаются отсутствие и неправильное изображение деталей рисунка (кольца дыма, труба, забор). У некоторых детей (40%) получается прямая линия, хотя она и прерывается. На одном из рисунков крыша не заштрихована, как на образце, а закрашена полностью.

В группе был  выявлен средний уровень сформированности произвольного внимания и сенсомоторной координации (табл. 1).

Высокий уровень, характеризующийся выполнением всего задания без каких-либо ошибок, был выявлен у 30% детей.

Средний уровень, характеризующийся неправильным изображением деталей рисунка, разрывом линий в тех местах, где они должны быть соединены, был выявлен у 60% детей

Низкий уровень, характеризующийся не полным отображением рисунка, отклонением линий более чем на 30 градусов, неправильным изображением элементов рисунка, выполнил один ребенок.

Таблица 1.

Процентное  распределение уровня  сформированности произвольного внимания и сенсомоторной координации.

 

 

низкий

средний

Высокий

Уровень сформированности произвольного внимания и сенсомоторной  координации

 

10 %

 

60%

 

30%


 

 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

По результатам методики можно сделать вывод, что у большинства детей (60 %) наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: недостаточная координированность и четкая непроизвольность движений. Страдает моторика кистей и пальцев рук.

Методика  «Да и Нет».

Дети отвечали на 9 вопросов (Приложение).

Низкий уровень умения действовать по правилу, характеризуется непринятием инструкции, для выполнения задания ребенку требуется многократное ее повторение, был выявлен  у одного ребенка.

Средний уровень умения действовать по правилу – ребенку достаточно одного прочтения инструкции, но ребенок допускает не более двух ошибок. Соответствует большинству детей (70%).

Высокий уровень, характеризуется выполнением задания  с первого объяснения инструкции и  правильными ответами на все вопросы, не допуская ошибок – был выявлен у двух (20%) детей.

Таблица 2

Процентное  распределение уровня умения действовать  по правилу

 

низкий

средний

высокий

Уровень умения действовать по правилу

 

10%

 

70%

 

20%


 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 2

Рисунок 2

Из 10 детей с  заданием справились 2 (20%) ребенка. Они  ответили на все 9 вопросов без ошибок. Большинство детей (70%) допустили  в ответах не более двух ошибок.

 

 

 

Методика  «Сказка».

Низкий уровень преобладания познавательного мотива выявился у большей половины детей (60%): дети предпочли игрушки, а не дослушать сказку до конца.

Средний уровень – ребенок взял игрушку, но через некоторое время вернулся и предпочел дослушать сказку до конца.

Высокий уровень  – ребенок предпочел дослушать  сказку до конца.

 

Таблица 3

 

Процентное  распределение уровня преобладания познавательного мотива.

 

низкий

средний

высокий

Уровень преобладания познавательного мотива

 

60%

 

10%

 

30%


 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 3

 

 

 

 

Рисунок 3

С заданием справилось только 3 ребенка (30%), они предпочли  дослушать сказку до конца. Больше половины детей (60%) предпочли игрушки, что  говорит о низком уровне преобладания познавательного мотива.

Исходя из результатов  данной методики, можно сделать вывод, что у 60% детей преобладает игровой  мотив в мотивационной сфере  ребенка.

Беседа «Внутренняя  позиция школьника».

Беседа состояла из 12 вопросов, 6 из которых являлись ключевыми (Приложение).

Низкий уровень сформированности мотивационного компонента, показали два ребенка (20%): на все ключевые вопросы, кроме 2, ребенок отвечали «нет».

Средний  уровень  – показала большая часть детей (80%): дети на 2 ключевых вопроса, кроме 2, отвечали «нет».

Высокий уровень – если 2 вопрос ребенок отвечает «нет», на все остальные ключевые вопросы ребенок отвечает «да», выявлен не был.

Таблица 4

Процентное  распределение уровня сформированности мотивационного компонента.

 

низкий

средний

высокий

Уровень сформированности мотивационного компонента

 

20%

 

80%

 

0%


 

Более наглядно результаты представлены на рисунке 4

Рисунок 4

 

У 8 детей (80%) уровень сформированности мотивационного компонента находится на среднем уровне. Дети затрудняются ответить на дополнительные вопросы и объяснить свой ответ. На 12 вопрос 6 детей (60%) из 10 выбирают вариант «учитель», говоря, что так проще. На 8 вопрос 3 ребенка (30%) ответили, что в школу надо ходить, потому что так говорят родители и там будет много друзей. У одного ребенка количество положительных ответов на ключевые вопросы равно количеству отрицательных ответов, что говорит о нахождении внутренней позиции школьника в стадии формирования.

Информация о работе Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе