Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.
Введение
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Дошкольник попадает в мир знаний, новых правил, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к обучению.
Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками. Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.
Готовность обучения детей, поступающих в 1 класс, предполагает определенный уровень развития психических процессов, обеспечивающих включение ребенка в новую для него систему социальных отношений, а также успешное овладение чтением, счетом, письмом, решением арифметических задач.
Психологическая готовность к обучению в школе в настоящее время определяется не столько присутствием у ребенка определенных качеств, необходимых школьнику, сколько наличием предпосылок к формированию этих качеств (П.Я. Гальперин). В современной дошкольной психологии определены некоторые условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольного, управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов учения.
Основным компонентами
психологической готовности к школе
являются: умственная, мотивационная,
эмоционально-волевая
По данным исследования Г.Р. Новицкой психической сферы детей, поступающих в первый класс, показал, что от 52 до 73 % обследованных детей характеризуются отставанием в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, сфере образов-представлений и вербально-логического мышления.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, отнесенная к особой категории — детей с задержкой психического развития (ЗПР) [11].
Изучением детей данной категории с конца 50-х годов ХХ века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие. Исследования проблемы лиц с задержкой психического развития отражены в работах Н.В Бабкиной, Л.Н. Блиновой, У. В. Ульенковой, Е.П. Фуреевой, С.Г. Шевченко и других.
На практике существуют трудности правильного распознавания и своевременного выявления детей с данной патологией и оказания им психолого-педагогической помощи.
Тема представленной работы: “Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе”.
Объектом исследования является готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе.
Предметом исследования являются особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к школе.
Гипотеза: дети с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень сформированности компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой.
Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии
с целью и гипотезой
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить
методы коррекции неготовых дош
Методы исследования:
- изучение специальной, научно-методической литературы по данной проблеме;
- наблюдение;
- констатирующий эксперимент.
Практическая значимость обусловлена получением данных об уровне психологической готовности дошкольников с ЗПР к обучению в школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Этапы работы:
1 этап: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей с ЗПР к обучению в школе
2 этап: констатирующий эксперимент по изучению особенностей готовности детей с ЗПР к школьному обучению.
Глава 1. Характеристика высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Дети с задержкой психического развития - полиморфная группа. В одних случаях задержки развития оказываются более легкими и касаются главным образом незрелости эмоционально-волевой сферы, в других – этот процесс может иметь церебральную природу и быть связанным с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
Понятие – «задержка психического развития» является психолого-педагогической и характеризует отставание в развитии психической деятельности. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возрасту) характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский).
Все варианты задержки психического развития, предложенные этиопатогенетической классификацией Т.В. Власовой и К.С. Лебединской (1982) отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
Задержка психического развития цереброастенического (церебрально-органического) происхождения встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития [28].
У детей данной
группы наблюдаются явления
Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения [28].
Причины задержки психического развития анализировались такими исследователями, как М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухарева (1974), Т.А. Власова, К.С. Лебидинская (1975) и другими.
Слабовыраженная органическая недостаточность головного мозга ведет к значительному замедлению темпа развития детей. В результате к началу школьного обучения у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению.
Психологический аспект готовности к школе подразумевает сформированность определенного уровня. Знаний и представлений об окружающем мире, умственных операций, действий и навыков, речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связанными высказываниями и элементами монологической речи, познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации, регуляции поведения.
Цыпина И.А. и С.Г. Шевченко,1987 выделяют ряд специфических особенностей, свойственных детям с задержкой психического развития, поступающих в школу:
1. Ребенок с задержкой психического развития уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время ребенок с задержкой психического развития прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Но игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с задержкой психического развития недоступны и вызывают страх или отказ играть.
2. Не осознавая
себя учеником и не понимая
мотивов учебной деятельности
и ее целей, такой ребенок
затрудняется в организации
3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
4. У детей
с задержкой психического
5. Для детей
с задержкой психического
6. В массовой
школе ребенок с задержкой
психического развития впервые
начинает осознавать свою
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников (Т.В. Егорова, У.В. Ульенкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовский и др.), а именно:
У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно – действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Внимание таких детей характеризуется – неустойчивостью, большой отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия. Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире говорят о сравнительно низком уровне развития восприятия. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Существенными недостатками восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающей через органы чувств.
Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены нарушением функции поиска: если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный ему предмет, бывает трудно его обнаружить. Отмечаются также и недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сплошного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долго оказывается неполноценным [28].
Память у детей с задержкой психического развития значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с задержкой психического развития склонны к механическому бездумному заучиванию материала, быстро забывают изученное. Дети значительно хуже воспроизводят словесный материал, заметно страдает самоорганизация мнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приемы запоминания [9].
Речь детей
с задержкой психического развития
в целом развивается с
В письменных работах дети с задержкой психического развития делают специфические ошибки, которые можно разделить на следующие группы: