Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.
3. Определить методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Введение

      Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Дошкольник попадает в мир знаний, новых правил, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к обучению.

Однако не все  дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками. Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.

Готовность  обучения детей, поступающих в 1 класс, предполагает определенный уровень  развития психических процессов, обеспечивающих включение ребенка в новую  для него систему социальных отношений, а также успешное овладение чтением, счетом, письмом, решением арифметических задач.

Психологическая готовность к обучению в школе  в настоящее время определяется не столько присутствием у ребенка определенных качеств, необходимых школьнику, сколько наличием предпосылок к формированию  этих качеств (П.Я. Гальперин). В современной дошкольной психологии определены некоторые условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольного, управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов учения.

Основным компонентами психологической готовности к школе  являются: умственная, мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность к общению со сверстниками и с учителем.

По данным исследования Г.Р. Новицкой психической сферы детей, поступающих в первый класс, показал, что от 52 до 73 % обследованных детей характеризуются отставанием в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, сфере образов-представлений и вербально-логического мышления.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, отнесенная к особой категории — детей с задержкой психического развития (ЗПР) [11].

Изучением детей  данной категории с конца 50-х годов ХХ века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский и другие. Исследования проблемы лиц с задержкой психического развития отражены в работах Н.В Бабкиной, Л.Н. Блиновой, У. В. Ульенковой, Е.П. Фуреевой, С.Г. Шевченко  и других.

На практике существуют трудности правильного распознавания и своевременного выявления детей с данной патологией и оказания им психолого-педагогической помощи.

Тема представленной работы: “Психологическая готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе”.

Объектом  исследования является готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе.

Предметом исследования являются особенности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к школе.

Гипотеза: дети с задержкой психического развития имеют недостаточный уровень сформированности компонентов психологической готовности к школе: личностной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой.

Цель  исследования: Изучение особенностей психологической готовности ребёнка с задержкой психического развития к школьному обучению и определение путей коррекции неготовности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать  литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности  психологической готовности у детей дошкольного возраста с ЗПР к школе.

3. Определить  методы коррекции неготовых дошкольников к школьному обучению.

Методы  исследования:

- изучение специальной, научно-методической литературы по данной проблеме;

- наблюдение;

- констатирующий эксперимент.

Практическая значимость обусловлена получением данных об уровне психологической готовности дошкольников с ЗПР к обучению в школе.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Этапы работы:

1 этап: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей с ЗПР к обучению в школе

2 этап: констатирующий эксперимент по изучению особенностей готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

    1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития.

В зависимости  от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Дети с задержкой психического развития - полиморфная группа. В одних случаях задержки развития оказываются более легкими и касаются главным образом незрелости эмоционально-волевой сферы, в других – этот процесс может иметь церебральную природу и быть связанным с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

  Понятие – «задержка психического развития» является психолого-педагогической и характеризует отставание в развитии психической деятельности. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возрасту) характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский).

Все варианты  задержки психического развития, предложенные этиопатогенетической классификацией Т.В. Власовой и К.С. Лебединской (1982) отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов: структурой инфантилизма;  характером нейродинамических расстройств.

Задержка психического развития цереброастенического (церебрально-органического) происхождения встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития [28].

У детей данной группы наблюдаются явления церебральной астении, которая проявляется в  повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары и т.д. типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликтны, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении - вялы, пассивны, медлительны, пугливы, тревожны [9].

Обучение таких  детей в обычном классе общеобразовательной  школы бесперспективно. Им нужна  систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения [28].

Причины задержки психического развития анализировались такими исследователями,  как М.С. Певзнер (1966),  Г.Е. Сухарева (1974),  Т.А. Власова, К.С. Лебидинская (1975) и другими.

Слабовыраженная органическая недостаточность головного  мозга ведет к значительному  замедлению темпа развития детей. В результате к началу школьного обучения у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению.

Психологический аспект готовности к школе подразумевает  сформированность определенного уровня.  Знаний и представлений об окружающем мире, умственных операций, действий и навыков, речевого развития, предполагающего владение довольно обширным  словарем, основами грамматического строя речи, связанными высказываниями и элементами монологической речи, познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации, регуляции поведения.

Цыпина И.А. и  С.Г. Шевченко,1987 выделяют ряд специфических  особенностей, свойственных детям с  задержкой психического развития, поступающих  в школу:

1.  Ребенок  с задержкой психического развития уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей несамостоятельностью, непосредственностью, он  часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время ребенок с задержкой психического развития  прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Но игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с задержкой психического развития недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2.  Не осознавая  себя учеником и не понимая  мотивов учебной деятельности  и ее целей, такой ребенок  затрудняется в организации собственной  целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4.  У детей  с задержкой психического развития  низкий уровень работоспособности,  быстрая утомляемость, объем и  темп работы ниже, чем у нормального  ребенка. 

5.  Для детей  с задержкой психического развития  недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6.   В массовой  школе ребенок с задержкой  психического развития впервые  начинает осознавать свою несостоятельность  как ученика, у него возникает  чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Отставание  в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой  психического развития от нормально  развивающихся сверстников (Т.В. Егорова, У.В. Ульенкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовский и др.), а именно:

  • в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
  • в нерациональности регуляционно-целевого компонента обусловленной отсутствием ставить цель;
  • в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с  задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления.   Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно – действенное мышление  (связанное с реальным физическим  преобразованием предмета).

Внимание таких детей характеризуется – неустойчивостью, большой отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия.  Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире говорят о сравнительно низком уровне развития восприятия. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Существенными недостатками восприятия является значительно замедленные процессы переработки информации, поступающей через органы чувств.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены нарушением функции поиска:  если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный ему предмет, бывает трудно его обнаружить. Отмечаются также и недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сплошного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долго оказывается неполноценным [28].

Память у  детей с задержкой психического развития значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с задержкой психического развития склонны к механическому бездумному заучиванию материала, быстро забывают изученное. Дети значительно хуже воспроизводят словесный материал, заметно страдает самоорганизация мнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приемы запоминания [9].

Речь детей  с задержкой психического развития в целом развивается с отставанием  от возрастной нормы и обладает рядом  особенностей. В словаре детей  преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями как существительное и глагол. Замедленно включают в свою речь новые слова [29].

В письменных работах  дети с задержкой психического развития делают специфические ошибки, которые можно разделить на следующие группы:

 

    • отражающие несформированность фонематического слуха;
    • связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;
    • вызванные недостатками лексико-грамматического строя речи.

Информация о работе Готовность детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению в школе