Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебная мотивация старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.
Проблема исследования: имеются ли различия в учебной мотивации у девушек и юношей старшего подросткового возраста.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме учебной мотивации в старшем подростковом возрасте.
2)Изучить структуру, сущность и функции учебной мотивации подростков.
3)Проанализировать особенности учебной мотивации девушек и юношей старшего подросткового возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению. ……………………….7
1.2.Особенности мотивации учения подростков………………………………14
1.3.Гендерные психологические особенности ……………………………….17
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………22
2.1. Организация и методы исследования………………………………24
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

курсовая полная.docx

— 321.35 Кб (Скачать)

Так же проанализированы различные уровни учебной мотивации старших  подростков разных полов (рис.№2), полученные данные отображают различия в уровни внутренне мотивации юношей и девушек.

 

Рис.№2. «Уровни внутренней мотивации учения у юношей и у девушек.

  Проанализировав данные уровней внутренней мотивации юношей и девушек получено следующее соотношение (рис. № 2 и Таблица 1):

- средний уровень внутренней мотивации имеют 55% юношей и 70% девушек.

- низкий уровень внутренней  мотивации учебной деятельности  имеют 10% девушек и 30% юношей.

- высокий уровень мотивации  имеют 20% девушек и 15 % юношей.

Таким образом, можно сказать, у большинства учащихся, как у юношей, так и у девушек преобладает пограничный (средний) уровень внутренней мотивации, но у юношей процентное соотношение «низкого» уровня  внутренней мотивации намного выше, чем у девушек, отсюда можно сделать вывод, что у юношей основным мотивом учебной деятельности становятся внешние стимулы, а именно, стремление к получению одобрения со стороны, проявляется тенденция к утверждению своей позиции субъективной исключительности, стремление чем то выделиться, т. е подверженность внешним мотивам больше, нежели внутренним, что отличает их от девушек, которыми движут внутренние мотивы, мотивы – достижения, стремление добиться успеха и результатов, повышать свой уровень знаний и тд.

Со временем, различия между юношей и девушкой становятся все более отчетливыми. Заметны различия в учебных интересах. Возможно, и в этом кроется  ответ на то, что у юношей ниже внутренняя мотивация, чем у девушек.

Проанализировав уровень направленности на приобретение знаний, были получены следующие результаты ( рис. 3 и Таблица 1)

 

Рис. №3. Уровни направленности на приобретение знаний старших подростков

Низкая направленность на приобретение знаний – у юношей 25% , у девушек 15%, характеризуется отсутствием активности на уроке, отсутствием интереса к причинам получения низкой отметки и естественно знаниям; Данный уровень направленности у юношей проявляется больше, чем у девушек.

Средний уровень направленности на приобретение знаний юноши показывают 65%,девушки 50% , характеризуется активностью на уроках (отвечают на уроках), спокойным отношением к отметке, интересом к содержательной стороне отметки. Данный уровень направленности незначительно отличается процентным отношением между полами, то есть характерен для большинства. Высокая направленность на приобретение знаний у девушек значительно выше 35%, чем у юношей 10%. Данный уровень направленности характеризуется высокой активностью на уроках (подростки постоянно тянут руку, чтобы ответить, интересуются, что сделать, чтобы отметка была выше), сильной эмоциональной реакцией на несоответствие полученной и ожидаемой оценки, может обвинить учителя в необъективности оценки, огорчением при низкой отметке и готовностью ее исправить (просят дать возможность ответить еще).

Для выявление различий в учебной мотивации старших подростков разных полов, был применен статистический критерий для несвязных выборок t – критерий (Стьюдента).

 При выявлении различий внутренней  и внешней мотивации учебной  деятельности юношей и девушек  были получены следующие результаты (Приложение 4): Полученное эмпирическое значение t (1.8) находится в зоне незначимости, p > 0,1, следовательно различий между внутренней и внешней мотивации юношей и девушек старшего подросткового возраста не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод, что как для юношей, так и для девушек стимулами к обучению могут выступать, как внешние факторы ( социальные нормы, одобрение родителей и сверстников, оценка учителя и т.д), так и внутренние мотивы, такие как, желание познать что то новое, развитие и совершенствование своей личности и другие.

Так же была проведена статистическая обработка уровней внутренней мотивации, с помощью  критерия – Фишера.

Было сопоставлено 2 выборки с низкими  и высокими показателями по уровню внутренней мотивации юношей и девушек, с целью выявления частоты встречаемости низкого и высокого уровня внутренней мотивации.

Проведя обработку были получены следующие результаты ( Приложение 5 ) :эмпирическое значение φ* = 1,292, находится в зоне не значимости, гипотеза H1 отвергается, отсюда следует, что доля девушек, у которых проявляется искомый фактор в выборке с  низким и высоким уровнем внутренней мотивации, не больше, чем в выборке юношей. Отсюда следует, что для юношей и девушек старшего подросткового возраста  характерно в одинаковой степени преобладание, как низких показателей внутренней мотивации, так и высоких, т.е. для первых характерна низкая сформированности внутренних мотивов, склоняемость больше к внешним факторам, побуждающих их учебную активность, в другом случае молодые люди имеют достаточно высокую направленность на приобретение знаний, на учебную активность, на развитие и формирование учебных навыков, обусловленные именно внутренними мотивами, принятыми ими, а не навязанными окружением.

Для выявления различий между юношами и девушками в уровне направленности на приобретение знаний, был так же использован статистический метод, t- критерий (Стьюдента) и были получены следующие результаты (Приложение 6): полученные эмпирические значения t (2, 2), находятся в зоне неопределенности, т.е. различия между показателями достоверны на 5% уровне, p ≤ 0,05, а среднее значение у девушек больше, чем у юношей (девушки 7,4, юноши 5,8) .Отсюда следует, что различия в направленности на приобретение знаний у юношей и у девушек есть, а значит наша гипотеза подтвердилась, а так же выявлено, что у девушек уровень учебной мотивации выше, чем у юношей. Но стоит сказать, что как у юношей, так и у девушек мотивация к обучению обусловлена, как внешними, так и внутренними мотивами. Но девушки в большей мере ориентированы на приобретение знаний, в большинстве случаев направлена на тщательное изучение материала, его качественной реализации. В то время, как юноши в старшем подростковом возрасте начинают руководствоваться субъективным отношением к учёбе.

Таким образом, исходя из анализа и интерпретации результатов проведенного исследования, описанного во второй главе, можно говорить, что в области учебной мотивации между подростками мужского и женского пола существуют различия в уровне направленности на приобретение знаний, это проявляется в настроении подростков к учебной деятельности, их установок, от отношения к процессу обучения в школе, в то время, как различий в преобладании внешней и внутренней мотиваций у подростков разного пола не выявлено.

Эмпирическое исследование выявило взаимосвязь гендерных различий в формировании учебной мотивации старших подростков. Учебная активность детей – основной показатель формирования мотивации учеников. И если у мальчиков она, прежде всего подчеркивает тесную взаимосвязь с ответственностью, социальной смелостью, уверенностью в себе, то у девочек присутствует осознание интеллектуального показателя. Поэтому проблему мотивации учебной деятельности, а  в частности её гендерный аспект, нужно изучать, освещать, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А так же потому, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а так же гендерных особенностей этих мотивов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изучены гендерные  различия в уровне учебной мотивации старших подростков.

В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, её виды и факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации, а так же раскрыты особенности учебной деятельности подростков и психологические характерные для каждого пола.

Вторая глава посвящена исследованию, влияния гендерных различий на учебную мотивацию старших подростков. Была выдвинута проблема, поставлена цель и задачи, сформирована гипотеза, описан ход события, анализ и интерпретация результатов.

В итоге, гипотеза, поставленная в ходе исследования о том, что существуют гендерные различия в учебной мотивации старших подростков существуют, а так же выявлено, что  уровень учебной мотивации девушек старшего подросткового возраста выше уровня учебной мотивации юношей того же возраста.

Стремление учиться заложено в природе человека. Только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете утверждает свою сущность. Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда.

Итак, в заключении хотелось бы отметить, что проблему мотивации учебной деятельности, а в частности ее гендерный аспект, нужно изучать, освещать в книгах, чтобы выяснить причины неуспеваемости учащихся, обеспечивать психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков, а также гендерных особенностей этих мотивов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асеев В. Г. Мотивация  поведения и формирование личности. М., 1976. 256 с.

2.Берн Ш. Гендерная психология. СПб,2002.318 с.

3.Божович Л.И. Избранные  психологические труды. Проблемы  формирования личности / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Меж. педагогическая академия, 1995. 245 с.

4.Божович Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

5.Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной  деятельности // Вестник Московского  университета. Серия 14. Психология. 2000. №4. С. 33 – 41.

6.Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и  методы обучения в школе // Вестник  Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. №2. С. 16 – 23.

7.Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной  деятельности подростков // Вопросы  психологии. 2000. №6. с. 132 – 135.

8.Гурко, Т.А. Гендерная социология [Текст] // Социология в России. - М., 2009.

9.Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности  учебной мотивации // Психологическая  наука и образование. 2002. №2. с. 42 – 45.

10.Додонов  Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

11.Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.

12.Ковалев В.И. Мотивы  поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.192 с.

13.Кон И.С. Психология  старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.

14.Колесов Д. В. Современный  подросток: Взросление и пол. М.: Московский  психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 200 с.

15.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М, 1999.

16.Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. М.: Просвещение, 1991. 95 с.

17.Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с. (3

18.Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. [Текст]  М., 2008г. № 1.

19.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии. 1987. №5. С. 129 – 141.

20.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. 191 с.

21.Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. №5. С. 30 – 35.

22.Патяева Е. Ю. Мотивация учения: Заданное, стихийное и самоопределяемое.// Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл 2002. 343 с.

23.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.694 с.

24.Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Га-мезо и др.—М …

25.Психология подростка. Полное руководство / под. ред. А.А. Реана. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.

26.Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 256 с.

27.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.

28.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985. 240 с.

29.Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. 210 с.

30.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 240 с.

31.Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. 152 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Возраст:…………………… Пол:…………………….

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

Верно (+ +)

 Пожалуй, верно (+)

 Пожалуй, неверно (-)

 Неверно (- -)

Высказывание 

ответ

1.Изучение школьных предметов  дает мне возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности.

 

2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним  как можно больше.

 

3. В изучении школьных предметов  мне достаточно тех знаний, которые  я получаю на занятиях. 

 

4. Учебные задания по предметам  мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.

 

5.Трудности, возникающие при изучении  какого-то предмета, делают его  для меня еще более увлекательным.

 

6. При изучении предметов кроме  учебников и рекомендованной  литературы самостоятельно читаю  дополнительную литературу. 

 

7. Считаю, что трудные теоретические  вопросы по некоторым предметам  можно было бы не изучать. 

 

8. Если что-то не получается  по какому-то предмету, стараюсь  разобраться и дойти до сути.

 

9. На занятиях у меня часто  бывает такое состояние, когда  «совсем не хочется учиться». 

 

10.Активно работаю и выполняю  задания только под контролем  учителя. 

 

11. Материал, изучаемый по некоторым  предметам, с интересом обсуждаю  в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

 

12. Стараюсь самостоятельно выполнять  задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают  и помогают. 

 

13. По возможности стараюсь списать  у товарищей или прошу кого-то  выполнить задание за меня. 

 

14. Считаю, что все знания по  некоторым предметам являются  ценными и по возможности нужно  знать по этим предметам как  можно больше. 

 

15. Оценка по предметам для меня  важнее, чем знания.

 

16. Если я плохо подготовлен  к уроку, то особо не расстраиваюсь  и не переживаю.

 

17. Мои интересы и увлечения  в свободное время связаны  с учебными предметами. 

 

18.Некоторые предметы даются мне  с трудом, и мне приходится  заставлять себя выполнять учебные  задания. 

19. Если по болезни (или  другим причинам) я пропускаю  уроки, то меня это огорчает. 

 

 

20. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.

 

Информация о работе Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста