Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебная мотивация старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.
Проблема исследования: имеются ли различия в учебной мотивации у девушек и юношей старшего подросткового возраста.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме учебной мотивации в старшем подростковом возрасте.
2)Изучить структуру, сущность и функции учебной мотивации подростков.
3)Проанализировать особенности учебной мотивации девушек и юношей старшего подросткового возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению. ……………………….7
1.2.Особенности мотивации учения подростков………………………………14
1.3.Гендерные психологические особенности ……………………………….17
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………22
2.1. Организация и методы исследования………………………………24
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

курсовая полная.docx

— 321.35 Кб (Скачать)

 

1.3. Гендерные психологические различия

 

Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения, уже на этот момент ребенок получает определенные набор хромосом, который в дальнейшем определяет его половую принадлежность, а с нею и характер реакций на условия развития.

Помимо физиологических различий мальчики и девочки имеют свои характерные психологические особенности, а именно:

Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство[14].

Уже с раннего возраста проявляются психологические особенности детей разной половой принадлежности: воспитание девочки и уход за нею обычно связаны с множеством мелких забот и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом. Мальчики же по мере взросления склонны удаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей [28].

С возрастом гендерные различия проявляются всё ярче, но стоит отметить, что эти характерные особенности, свойственные для каждого пола, начинают проявляться  задолго до полового созревания и не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.

Считается, что ребенок неосознанно еще с раннего детства начинает подражать родителям или взрослым своей половой принадлежности, так мальчик подражает отцу, помогая что то мастерить, он стремится повторить манипуляции с инструментами, девочка же в этот момент может довольствоваться лишь участием в общем деле, вспомогательной ролью, т. е. выбирая одни и те же занятия или участвуя в общей игровой деятельности дети ведут себя по -  разному [2].

Различия проявляются и в познавательных процессах детей разного пола. Например, женский пол хуже чувствует ход времени – видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками игрушки – это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части – и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками игрушки – это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора игрушек. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам [14].

В отличие от мальчиков, девочки больше склонны к попечительской деятельности, им нравится заботиться и ухаживать, нянчить, поучать, наставлять и критиковать своих младших братьев и даже взрослых, подобные поучительные отношения редко проявляются у мальчиков [28].

Половые, психологические различия проявляются и в творческой деятельности, еще в раннем возрасте дети по- разному начинают использовать игрушки, так девочки, как правило используют их по назначению, в свою очередь мальчики умеют приспосабливать её к различным целям, осознанно, применяя её даже в неожиданных действиях.

Их больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение, поэтому мальчики постоянно «разламывают» игрушку, чтобы узнать, что у нее «внутри». В игровой деятельности мальчики более изобретательны, нежели девочки, они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями [2].

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество – черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях [23].

Девочки исполнительней и покорней, чем мальчики, вторым же нужно непременно убедиться в необходимости и правомерности определенных действий.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов [21].

Мальчики быстрее ориентируются и принимают решение, находясь в непривычной обстановке, они с лёгкостью находят себе занятие, но оно будет менее организовано, чем у девочек, которые в свою очередь теряются в непривычной для них обстановке.

Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому [14].

Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми.

Еще одна особенность женской психики связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично [1].

Таким образом, мужской и женский пол психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация и методы  исследования

 

В начале работы была выдвинута гипотеза: предполагается, что существуют гендерные различия в учебной мотивации старших подростков.

Для того чтобы доказать гипотезу мы провели опытно-экспериментальную работу на базе средней общеобразовательной школы МБОУ № 40 г. Белгорода.  В качестве контингента для исследования  выступали   учащиеся 9 - х классов, в количестве 40 человек. В выборке представлено равное количество девушек и юношей (20 юношей и 20 девушек) одинакового возраста 16 лет.

Цель исследования – выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации старших подростков.

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач: 

1.Провести  теоретико-методологический анализ  отечественной и зарубежной литературы  по проблеме учебной мотивации  в старшем подростковом возрасте. 

2.Провести  эмпирическое исследование влияния  гендерных различий на учебную  мотивацию старших подростков. 

3.Провести  анализ и интерпретацию результатов  исследования. 

Исследование состояло из следующих этапов:

1.Первое исследование было проведено на выборке 40 человек ( 20 юношей и 20 девушек), учащихся 9 -х классов. Исследование было направлено на выявление направленности учебной мотивации юношей и девушек.

2. втрое  исследование было проведено  на той же выборке с целью  определения направленности на  приобретение знаний у юношей  и у девушек.

3. Обработка  данных осуществлялась в программе Excel, а так же   SPSS с помощью непарного t-критерия (Стьюдента) и критерия Фишера. В обоих случаях в качестве зависимой переменной выступила мотивация подростков, независимой – гендерная идентичность.

В данном исследовании были использованы следующие методики:

  •  « Методика диагностики направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой;

  • «Методика  направленности на приобретение знаний" под редакцией Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой;

« Методика диагностики направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой.

Методика направлена на диагностику направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служит основой повышения эффективности обучения.

 Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. (Приложение 1). Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться  в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12- ти летнего возраста.

Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.

«Методика изучения направленности на приобретение знаний» под редакцией Е.П.Ильина, Н.А. Курдюковой.

Цель методики - выявления направленности на приобретение знаний в том или ином предмете.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 12 – ти утверждений – вопросов с парными ответами. Их двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву( а или б), соответствующую выбранному ответу.(Приложение 2).

 

2.2.Анализ и  интерпретация результатов исследования

 

Первая обработка сырых данных (Приложение 3) показывает, что действительно существуют гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно: у девушек, принимавших участие в исследовании, внутренний тип мотивации учения соответствует 65%, тогда как этот же тип мотивации лишь у 30% юношей. То есть для девушек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности, стремление к новизне, стремлением к двигательной активности, к эффективному освоению мира, а также стремлением к самодетерминации и к самореализации, в то время, как юноши ориентированы на внешне окружение в процессе обучения, на достижение уважения и самореализации в соответствии с половой принадлежностью, поэтому часто данная потребность удовлетворяется в других сферах деятельностей юношей – подростков, а не в учебной деятельности.

Данные полученных результатов по двум методикам приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип мотивации  учения, уровни внутренней мотивации и уровни внутренней направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте.

Методика диагностики направленности на получение знаний

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Тип мотивации

Уровень направленности на приобретение знаний

Уровень внутренней мотивации

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Внешняя-

35%

Внутренняя-

65%

Внешняя-70%

Внутренняя

30%

Низкий

10%

Средний

70%

Высокий

20%

Низкий

30%

Средний

55%

Высокий

15%

Низкий

15%

Средний

50%

Высокий

35%

Низкий

25%

Средний

65%

Высокий

10%




 

Проанализировав полученные результаты по типам направленности  мотиваций можно наблюдать (рис. № 1) , что у девушек доминирует внутренняя мотивация (65 % учащихся), а внешняя мотивация к учебной деятельности наблюдается лишь у 35% девушек. В то время, как у юношей обратная ситуация, а именно большинство респондентами движет внешние мотивы учебной деятельности ( 70% учащихся), и лишь у 30% юношей наблюдается внутренняя мотивация ( желание реализоваться в дальнейшей жизни побуждают юношей заниматься учебной деятельностью).

 

Рис. №1. Типы мотиваций учебной деятельности старших подростков разных

В подростковом возрасте большой процент юношей ориентированы больше на формировании новых, более широких интересов, возникают различные увлечения, и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в "обыденной", школьной жизни. Также степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям.  
Высоко успевающие подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее.

Информация о работе Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста