Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:20, курсовая работа
Объект исследования: учебная мотивация старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.
Проблема исследования: имеются ли различия в учебной мотивации у девушек и юношей старшего подросткового возраста.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме учебной мотивации в старшем подростковом возрасте.
2)Изучить структуру, сущность и функции учебной мотивации подростков.
3)Проанализировать особенности учебной мотивации девушек и юношей старшего подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению. ……………………….7
1.2.Особенности мотивации учения подростков………………………………14
1.3.Гендерные психологические особенности ……………………………….17
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………22
2.1. Организация и методы исследования………………………………24
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
1.3. Гендерные психологические различия
Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения, уже на этот момент ребенок получает определенные набор хромосом, который в дальнейшем определяет его половую принадлежность, а с нею и характер реакций на условия развития.
Помимо физиологических различий мальчики и девочки имеют свои характерные психологические особенности, а именно:
Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания психики, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство[14].
Уже с раннего возраста проявляются психологические особенности детей разной половой принадлежности: воспитание девочки и уход за нею обычно связаны с множеством мелких забот и беспокойств, чего, как правило, при воспитании мальчика и уходе за ним нет. Но зато в течение более длительного времени девочки находятся «при матери» - рядом. Мальчики же по мере взросления склонны удаляться на более значительные расстояния, что порождает беспокойство родителей [28].
С возрастом гендерные различия проявляются всё ярче, но стоит отметить, что эти характерные особенности, свойственные для каждого пола, начинают проявляться задолго до полового созревания и не определяются характером воспитания: от него зависит лишь манера их проявления.
Считается, что ребенок неосознанно еще с раннего детства начинает подражать родителям или взрослым своей половой принадлежности, так мальчик подражает отцу, помогая что то мастерить, он стремится повторить манипуляции с инструментами, девочка же в этот момент может довольствоваться лишь участием в общем деле, вспомогательной ролью, т. е. выбирая одни и те же занятия или участвуя в общей игровой деятельности дети ведут себя по - разному [2].
Различия проявляются и в познавательных процессах детей разного пола. Например, женский пол хуже чувствует ход времени – видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками игрушки – это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части – и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками игрушки – это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора игрушек. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам [14].
В отличие от мальчиков, девочки больше склонны к попечительской деятельности, им нравится заботиться и ухаживать, нянчить, поучать, наставлять и критиковать своих младших братьев и даже взрослых, подобные поучительные отношения редко проявляются у мальчиков [28].
Половые, психологические различия проявляются и в творческой деятельности, еще в раннем возрасте дети по- разному начинают использовать игрушки, так девочки, как правило используют их по назначению, в свою очередь мальчики умеют приспосабливать её к различным целям, осознанно, применяя её даже в неожиданных действиях.
Их больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение, поэтому мальчики постоянно «разламывают» игрушку, чтобы узнать, что у нее «внутри». В игровой деятельности мальчики более изобретательны, нежели девочки, они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями [2].
Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество – черта преимущественно женского пола. Мальчиков-подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях [23].
Девочки исполнительней и покорней, чем мальчики, вторым же нужно непременно убедиться в необходимости и правомерности определенных действий.
Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов [21].
Мальчики быстрее ориентируются и принимают решение, находясь в непривычной обстановке, они с лёгкостью находят себе занятие, но оно будет менее организовано, чем у девочек, которые в свою очередь теряются в непривычной для них обстановке.
Зато мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому [14].
Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми.
Еще одна особенность женской психики связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мужчины больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично [1].
Таким образом, мужской и женский пол психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
В начале работы была выдвинута гипотеза: предполагается, что существуют гендерные различия в учебной мотивации старших подростков.
Для того чтобы доказать гипотезу мы провели опытно-экспериментальную работу на базе средней общеобразовательной школы МБОУ № 40 г. Белгорода. В качестве контингента для исследования выступали учащиеся 9 - х классов, в количестве 40 человек. В выборке представлено равное количество девушек и юношей (20 юношей и 20 девушек) одинакового возраста 16 лет.
Цель исследования – выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации старших подростков.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1.Провести
теоретико-методологический
2.Провести
эмпирическое исследование
3.Провести
анализ и интерпретацию
Исследование состояло из следующих этапов:
1.Первое исследование было проведено на выборке 40 человек ( 20 юношей и 20 девушек), учащихся 9 -х классов. Исследование было направлено на выявление направленности учебной мотивации юношей и девушек.
2. втрое исследование было проведено на той же выборке с целью определения направленности на приобретение знаний у юношей и у девушек.
3. Обработка
данных осуществлялась в
В данном исследовании были использованы следующие методики:
« Методика диагностики направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой.
Методика направлена на диагностику направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в образовательном процессе и служит основой повышения эффективности обучения.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. (Приложение 1). Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12- ти летнего возраста.
Данная методика может использоваться для выяснения причин неуспеваемости, для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения, для исследования эффективности преподавания дисциплин и поиска резервов его совершенствования.
«Методика изучения направленности на приобретение знаний» под редакцией Е.П.Ильина, Н.А. Курдюковой.
Цель методики - выявления направленности на приобретение знаний в том или ином предмете.
Общая характеристика методики. Методика состоит из 12 – ти утверждений – вопросов с парными ответами. Их двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву( а или б), соответствующую выбранному ответу.(Приложение 2).
2.2.Анализ и
интерпретация результатов
Первая обработка сырых данных (Приложение 3) показывает, что действительно существуют гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно: у девушек, принимавших участие в исследовании, внутренний тип мотивации учения соответствует 65%, тогда как этот же тип мотивации лишь у 30% юношей. То есть для девушек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности, стремление к новизне, стремлением к двигательной активности, к эффективному освоению мира, а также стремлением к самодетерминации и к самореализации, в то время, как юноши ориентированы на внешне окружение в процессе обучения, на достижение уважения и самореализации в соответствии с половой принадлежностью, поэтому часто данная потребность удовлетворяется в других сферах деятельностей юношей – подростков, а не в учебной деятельности.
Таблица 1.
Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни внутренней направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте.
Методика диагностики направленности на получение знаний |
Методика диагностики направленности учебной мотивации | ||||
Тип мотивации |
Уровень направленности на приобретение знаний |
Уровень внутренней мотивации | |||
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Внешняя- 35% Внутренняя- 65% |
Внешняя-70% Внутренняя 30% |
Низкий 10% Средний 70% Высокий 20% |
Низкий 30% Средний 55% Высокий 15% |
Низкий 15% Средний 50% Высокий 35% |
Низкий 25% Средний 65% Высокий 10% |
Проанализировав полученные результаты по типам направленности мотиваций можно наблюдать (рис. № 1) , что у девушек доминирует внутренняя мотивация (65 % учащихся), а внешняя мотивация к учебной деятельности наблюдается лишь у 35% девушек. В то время, как у юношей обратная ситуация, а именно большинство респондентами движет внешние мотивы учебной деятельности ( 70% учащихся), и лишь у 30% юношей наблюдается внутренняя мотивация ( желание реализоваться в дальнейшей жизни побуждают юношей заниматься учебной деятельностью).
Рис. №1. Типы мотиваций учебной деятельности старших подростков разных
В подростковом возрасте
большой процент юношей ориентированы
больше на формировании новых, более широких
интересов, возникают различные увлечения,
и появляется стремление занять иную,
более самостоятельную, более "взрослую"
позицию, которая связана с таким поведением
и такими качествами личности, которые,
как им кажется, не могут найти своей реализации
в "обыденной", школьной жизни. Также степень адекватности
самооценки учебных способностей подростков
в значительной степени влияет на мотивацию
учения. У учащихся с адекватной самооценкой
наблюдаются высокоразвитые познавательные
интересы и положительная мотивация к
учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой
учебных способностей (как заниженной,
так и завышенной) часто допускают ошибки
в своих выводах о степени трудности и
путях достижения успеха в обучении, что
приводит к фрустрациям.
Высоко успевающие
подростки осознают свое отношение к учению,
в их мотивации большое место занимают
познавательные интересы. Они имеют высокий
уровень притязаний и тенденцию к его
повышению. Слабоуспевающие школьники
хуже осознают свою мотивацию учения.
Их привлекает содержание учебной деятельности,
но познавательная потребность выражена
слабее.
Информация о работе Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста