Функции застенчивости в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение психологических особенностей застенчивости и способов ее преодоления.
Объект исследования: застенчивость как психологический феномен.
Предмет исследования: застенчивость: генезис и психологические особенности ее преодоления.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию застенчивость;
2. Изучить причины возникновения застенчивости;
3. Раскрыть формы ее проявления;
4. Рассмотреть патологические последствия застенчивости;
5. Рассмотреть положительные ее стороны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Понятие застенчивости………………………………………………..5
1.1. Генезис застенчивости…………………………………………………8
1.2 . Особенности личности застенчивых………………………………...13
1.3. Психофизиологические и психосоциальные проявления
застенчивости ……………………………………………………. ….14
1.4. Особенности проявления беззастенчивости………………………….21
РАЗДЕЛ 2 .Функции застенчивости в жизни человека ………………………….23
2.1. Негативные последствия застенчивости……………………………..23
2.2. Пути к преодолению застенчивости ……………………………..…...28
2.3. Положительные стороны застенчивости ………………………….....30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…….35

Файлы: 1 файл

Курсовая застенчивость.docx

— 74.02 Кб (Скачать)

Вот некоторые источники  застенчивости: представления застенчивого ребенка о самом себе, очередность  рождения, чувствительность к застенчивости  родителей и детей друг к другу, а так же наследование застенчивости. Застенчивые дети считают себя менее  привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые  дети. Это говорит о том, что  они чувствуют себя не соответствующим  неким стандартам. Потому что их собственные стандарты нереалистично  завышены.

Очередность рождения ребенка  в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах. Для всех первенцев характерно ощущение своей неадекватности, поэтому среди них и больше застенчивых. Они менее популярны, поскольку недостаточно развили у себя те навыки общения, которые свойственны их младшим братьям и сестрам (например, умение убеждать, добиваться расположения и т. д.). Поэтому старшие дети приклеивают себе ярлык «застенчивый». Согласно такой точке зрения, они становятся застенчивыми, так как они не популярны, а не наоборот. Интересно, но дети абсолютно нечувствительны к проявлениям застенчивости у своих родителей, поскольку для них застенчивость – это нежелательная черта, которая не может присутствовать у их родителей. Из родителей с большой точностью распознают застенчивость у своих детей застенчивые матери. Застенчивые отцы точны в распознавании стеснительности, но они не так точны в определении своих не застенчивых отпрысков. А не застенчивые отцы совсем не чувствуют этой черты у своих детей. Застенчивость родителей жестко коррелирует с застенчивостью детей. Примерно 70 % родителей награждают своих детей застенчивостью. Однако у застенчивых родителей в семье в основном только один ребенок бывает застенчив, как правило, первенец, а остальные не являются застенчивыми. Причиной являются высокие требования родителей, а так же неосознанное распределение ролей в семье (говорун – пассивный слушатель).

Всем детям необходимо чувство веры. Школа и дом должны защищать от страха, а не быть источником сомнений в собственных силах. Однако школа усугубляет проблему застенчивости. Школа – хорошее убежище для  застенчивых детей, если в ней  плохие учителя. Как правило, плохой учитель не чувствует застенчивости  своих учеников. Те учителя, которые  сами страдали застенчивостью, передавали ее своим застенчивым ученикам, так  что они лучше чувствовали  их присутствие. У людей с детских  лет, привыкших к коллективу, любящих работу в коллективе, застенчивости либо совсем нет, либо она слабо выражена.

Застенчивость  могут  активизировать презрение, насмешка со стороны других или себя самого, а так же вызываться критикой, но может возникнуть и в ответ  на похвалу.  Так как в этой ситуации присутствует, по крайней  мере, одно условие активации застенчивости – возрастание внимания к себе. Чаще всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью человека, недооценкой своих возможностей, но это не всегда так. Иногда застенчивость – следствие переоценки своей роли в коллективе, но только тщательно скрываемой переоценки. Человеку кажется, что все внимание людей, с которыми он общается, привлечено только к нему, что те ошибки и недочеты, которые другому простили бы, ему «никто никогда не простит». Иными словами, застенчивость в этом случае вызывается чувством своей исключительности [10].

  О том, что застенчивость — качество врожденное, в конце XIX в. писал лондонский врач Г. Кэмпбелл.  Однако и в наше время Раймонд Кэттелл рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Я) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. Это находит подтверждение в данных А. А. Баранова (2002), выявившего отрицательную корреляцию между силой нервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характерна слабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью. Правда, данная корреляция была выявлена только у учителей, обладающих высоким профессиональным мастерством.

Дж. Чик (1984) тоже считает, что  около 40% людей застенчивы от природы. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

Д. Дэниэлс и Р. Пломин считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали 1-2-годовалых приемных детей с их родными и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях. В последнем случае застенчивость ребенка напрямую была связана с низкой общительностью и интровертированностью матери. Подобное же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница свидетельствует о социальном факторе. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилось, что их застенчивость тесно связана с интровертированностью родных матерей — факт, свидетельствующий о роли наследственности.

В работах психоаналитического  толка застенчивость увязывается  с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго  и Супер-Эго. Д. Каплан ,например, понимает застенчивость как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он считает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т. е. к ярким и продолжительным мечтаниям — «снам наяву»). Но, как справедливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной черты.

Трудности изучения генезиса застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение — к страху. Поэтому некоторые  авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о  феномене поведенческого торможения или  сдерживания. Выявлено, что данный феномен  устойчиво проявляется с 21-го месяца жизни ребенка до пяти с половиной  лет.

Бассе попытался провести различие между эмоциями смущения и стыда на поведенческом и физиологическом уровнях. Полученные им данные позволяют предположить, что эти две эмоции отражают различные типы реактивности вегетативной нервной системы, причем смущение предполагает относительно большее возбуждение симпатической нервной системы, а стыд - парасимпатической нервной системы. Эксперимент Басса не был проверен исследованиями других ученых.

Каган, Резник и Шнидман обобщили данные, имеющие отношение к функционированию сердечно-сосудистой системы у детей, демонстрирующих крайнее подавление большинства поведенческих проявлений; эта черта, по мнению авторов, должна характеризовать чрезвычайно робких детей. Если ребенок крайне скован перед лицом неведомого, то по сравнению с более решительными детьми у него отмечается учащенный и более стабильный сердечный ритм в ответ на предъявление нового стимула. Каган и соавт. несколько раз повторили свой эксперимент и получили те же самые результаты, однако эти исследования не позволяют ответить на вопрос, как соотносится крайняя степень подавления поведенческих реакций с нормальным смущением или с другими дискретными эмоциями, например со страхом.

1.2. Особенности личности застенчивых. У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.

Н. В. Шингаева (1998) выявила целый комплекс личностных особенностей застенчивых подростков. Различия между застенчивыми и «свободными в общении» выявились по параметрам (р < 0,01) экстраверсии — интроверсии, общительности, уравновешенности, личностной тревожности, сензитивности к отвержению, целеустремленности, решительности; по параметрам (р < 0,05) депрессивное, реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности, реактивной тревожности, тенденции к присоединению, инициативности — самостоятельности, настойчивости, выдержке. Это позволило описать психологический портрет таких людей.

Они склонны к стрессовому  реагированию на обычные жизненные  ситуации, причем их реакция выстраивается  по пассивно-оборонительному типу. Мучительно переживают ситуации, когда  оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством  и мнительностью. В состоянии накала тревоги не могут сконцентрировать внимание. Нерешительны, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решение. Испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола.

Согласно Каспи, те мужчины, которые были в детстве застенчивыми, позже по сравнению с другими  женились, позже становились отцами и позже приобрели стабильное положение. Женщины, отличавшиеся застенчивостью в детстве, не переставали быть таковыми без негативных для себя последствий. Они не засиживались незамужними и рожали детей, но меньше времени посвящали профессиональной карьере. Кроме того, застенчивые женщины выходили замуж за мужчин, имеющих более высокое социальное положение, возможно потому, что такая супруга считается более подходящей для домашней жизни.

Вопреки распространенному  мнению о низкой самооценке себя как  личности застенчивых, Л. Н. Галигузова (2000) этого не выявила: застенчивые дети по самооценке не отличались от незастенчивых.

1.3. Психофизиологические и психосоциальные проявления застенчивости.  Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности [10].

Любые эмоциональные (рожденные  эмоцией) нарушения деятельности могут  более отчетливо проявляться  либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости; такие как:

1.     внешнее поведение  человека, сигнализирующее о застенчивости;

2.     физиологические  симптомы;

3.     внутренние  ощущения и ранимость интеллектуальных  функций.

Основными признаками, характеризующими поведение человека, как сигнализирующее  о застенчивости является: нежелание  вступать в беседу, затруднителен  или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком мягкий, избегание людей, не проявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость – это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.

На физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие  ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при  любом  сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом  застенчивости служит покраснение  на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени  краснеем, сильнее бьется сердце или  сводит живот. Правда, незастенчивые  люди к этим реакциям относятся как  к мягкому неудобству, а застенчивые  склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в  ситуации, чреватой для них неловкостью  или смущением. Они переживают эти  симптомы загодя и, думая только о  плохом, решают не вступать в разговор, не учиться танцам и т. д.

Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения – кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.

Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они  краснеют и смущаются, заново переживая  свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем. Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость. Неловкость – это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием [2]. Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личности. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой – это мозг,  обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д. Каждая собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим микроскопом.

Застенчивость имеет отрицательные  последствия не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость  повергает человека в такое  состояние, которое характеризуется обострением  самосознания и специфическими чертами  восприятия себя. Человек кажется  себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить  логично и эффективно, а нередко  ощущением неудачи, поражения. В  какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. После  того, как  включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые  все меньше внимания уделяют поступающей  информации. Агония застенчивости убивает  память, искажается восприятие. Таким  образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия. Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубостью. Это так называемая гиперкомпенсация застенчивости [10]. За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.

Информация о работе Функции застенчивости в жизни человека