Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Происходящие в России позитивные процессы, сязанные прежде всего со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.
Анализ табличных данных свидетельствует о том, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательно-воспитательном пространстве АСО (КСЮИ) условиями формирования лидерских качеств у студентов и позитивным ростом показателей их сформированности. Была выявлена явная тенденция постепенного перехода студентов-лидеров с первого (низкого) уровня на второй (средний) и третий (высокий) уровни. Количество студентов, имеющих средний и высокий уровни сформированности лидерских качеств, возросло, что позволяет считать поставленную задачу выполненной.
Динамика роста среднего балла сформированных лидерских качеств студентов АСО (КСЮИ) в период эксперимента с 2004 по 2007 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика развития лидерских качеств у
студентов – представителей студенческого актива АСО (КСЮИ)
№ | Приоритетные качества лидера | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | Рост показа-телей |
Показатели сформированности (балл) | ||||||
1 | Целеустремленность | 4,2 | 5,9 | 7,5 | 7,8 | + 3,6 |
2 | Социальная активность | 3,1 | 6 | 8,2 | 8,8 | + 5,7 |
3 | Самостоятельность в принятии решений | 2,6 | 4,7 | 7,8 | 8,1 | + 5,5 |
4 | Мобильность | 6,2 | 6,6 | 7,3 | 8,5 | + 2,3 |
5 | Способность преодолевать препятствия | 4,7 | 5,4 | 6,3 | 8,7 | + 4,0 |
6 | Коммуникабельность | 6,6 | 7 | 7,5 | 8,2 | + 1,6 |
7 | Способность создать команду | 4,3 | 5,1 | 6,2 | 7,4 | + 3,1 |
8 | Способность к творческой самореализации | 4,1 | 6,4 | 7 | 7,2 | + 3,1 |
9 | Ответственность | 4,8 | 5,7 | 7,2 | 8,7 | + 3,9 |
10 | Эмпатия | 6,8 | 7,2 | 8,2 | 8,9 | + 2,1 |
Средняя величина | 4,7 | 6 | 7,3 | 8,2 | + 3,5 | |
|
|
Наблюдаемый к концу эксперимента значительный рост показателей у студентов, вовлеченных в деятельность органов ССУ, свидетельствует об эффективности проведенной работы. За период реализации педагогических условий повысился количественный показатель среднего балла сформированности лидерских качеств с 4,7 балла до 8,2 балла, т.е. на 3,5 балла.
Дополнительным аргументом для подтверждения достоверности достигнутых в эксперименте результатов может служить востребованность выпускников академии из числа представителей студенческого актива вуза как на региональном рынке труда, так и в общественно-политической жизни Республики Татарстан. Анализ результатов анкетного опроса выпускников - представителей студенческого актива АСО (КСЮИ) - свидетельствует о том, что, пройдя через реализуемую в вузе систему студенческого самоуправления и школу лидерства, выпускники академии профессионально самореализовались и самоутвердились за счет приобретенного коммуникативного опыта социально-значимой деятельности, сформированных умений творчески решать задачи в профессиональной сфере, успешно выстраивать траекторию карьерного роста.
В заключении изложены общие научные результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы по диссертации.
Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и систему ее доказательств, позволяет сделать следующие выводы:
1. Установлено, что студенческое самоуправление в вузе обладает особыми возможностями в подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов, востребованных современным рынком труда, выступая механизмом формирования лидерских способностей, повышающих возможности личности в будущей профессиональной и социально-значимой деятельности в новых социально-экономических условиях.
2. Определена теоретико-методологическая основа организации студенческого самоуправления в соответствии с современными тенденциями профессиональной подготовки выпускников вуза, включающая личностно-ориентированный и деятельностный подходы и принципы: ориентации студенческого самоуправления на формирование лидерских качеств студентов, гибкости и обновляемости структуры органов ССУ, обеспечения демократических процедур и выборности лидера ССУ, стимулирования творческой направленности деятельности ССУ, мотивационного обеспечения, системности и взаимосвязанности уровней формирования и реализации ССУ, доминирования проектной технологии в организации деятельности органов ССУ, ориентации на социальный результат деятельности ССУ, преемственности традиций в вузовском сообществе, открытости в региональной среде.
3. Разработана модель формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления, обеспечивающая адекватность результатов подготовки социально-активной личности требованиям современного социума и включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, субъекты деятельности органов ССУ, основные формы ССУ, методы и технологии, субъекты социально-значимой деятельности, критерии и показатели эффективности.
4. Выявлены и обоснованы педагогические условия, при реализации которых студенческое самоуправление оказывает определяющее влияние на формирование лидерских качеств студентов вуза:
- вовлечение студентов в разнообразную, специально организованную деятельность органов студенческого самоуправления, обеспечивающих их пребывание в роли лидера;
- разработка и внедрение в деятельность органов самоуправления инновационных технологий, связанных с созданием социально-педагогических проектов, адекватных развитию лидерских способностей и формированию приоритетных качеств лидера;
- реализация непрерывного педагогического мониторинга личностных изменений у студентов, включенных в деятельность органов студенческого самоуправления.
5. Установлены критерии и показатели эффективности процесса формирования лидерских качеств студентов на основе анализа результатов педагогического мониторинга, к которым отнесены: субъективные – когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентностный (принятие группой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых), деятельностный (вклад в групповую деятельность) уровни сформированности лидерских качеств; объективные – оценка факта состояния ССУ в вузе, оценка результативности ССУ, количество эффективно функционирующих лидеров.
6. Статистическая обработка данных, проведенная во время констатирующего и формирующего этапов эксперимента (средний балл, дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, критерий χ2 – Пирсона, разность процентных чисел), показала, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательно-воспитательном пространстве учреждения высшего профессионального образования условиями формирования лидерских качеств студентов и позитивным ростом показателей их сформированности.
7. Успешное решение задач опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность предложенных нами педагогических условий, разработанных и апробированных способов формирования лидерских качеств студентов, а также засвидетельствовало, что развитие лидерских качеств влияет на повышение социально-профессионального роста обучающихся в целом, способствует успешной карьере.
Однако наше исследование не исчерпывает всех аспектов многогранной и сложной проблемы формирования лидерских качеств студентов. Специального исследования требуют вопросы влияния внешних и внутренних факторов на развитие лидерских способностей студентов, проблемы педагогического стимулирования лидерства в молодежной среде, возможности внеаудиторной деятельности студентов в развитии у них лидерского потенциала.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Шигапова, Л.П. И мастерство, и вдохновенье / Л.П. Шигапова // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. – 2001. - № 3 - С. 70-74.
2. Шигапова, Л.П. Роль куратора в подготовке специалиста нового типа / Л.П. Шигапова // Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.И. Ибрагимова. – Казань: ИСПО РАО, 2002. - С. 162-164.
3. Шигапова, Л.П. Развивающая оргмодель воспитательной работы – основа социального партнерства КСЮИ / Л.П. Шигапова // «Роль современных технологий социального партнерства в подготовке компетентного специалиста в условиях научно-образовательного комплекса «колледж-вуз-НИИ»: Материалы итоговой IV научно-практической конференции Казанского социально-юридического института / Под общ. ред. Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова. – Казань: ИПП ПО РАО, 18 февраля 2004г. - С. 18-21.
4. Шигапова, Л.П. Студенческого самоуправление в КСЮИ: сборник документов и материалов / Л.П. Шигапова – Казань: КСЮИ, 2004. – 74 с.
5. Шигапова, Л.П. Традиции как фактор воспитания будущего профессионала в вузе / Л.П. Шигапова // Воспитательные стратегии и технологии в современном вузе: реалии и перспективы. – Казань: Институт экономики, управления и права, 2005. – С. 200 – 209.
6. Шигапова, Л.П. Организационно-педагогические аспекты адаптации первокурсников к условиям вуза / Л.П. Шигапова // Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и пути их решения: Сборник трудов / Под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой, к.п.н. – Г.Н. Морозовой – Казань: КСЮИ, 2005. - С. 64-72.
7. Шигапова, Л.П. Традиции как средство воспитания компетентного специалиста в условиях негосударственного вуза: из опыта АСО (КСЮИ) / Л.П. Шигапова // Научно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов негосударственных вузов: Материалы итоговой научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1. – Казань: КСЮИ, 2006. – С. 38-44.
8. Мухаметзянова, Г.В., Шигапова, Л.П., Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы Академии социального образования (КСЮИ) / Г.В. Мухаметзянова, Л.П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 5 (42) С. 3-11.
9. Масленникова В.Ш., Воспитательная деятельность в учебном заведении системы среднего профессионального образования: Методическое пособие / В.Ш. Масленникова, Л.П. Шигапова, Л.П. Рудакова и др. – Казань: ИСПО РАО, 2005. – 76 с.
10. Шигапова, Л.П. К вопросу об инновациях в воспитательной работе в условиях негосударственного вуза / Л.П. Шигапова // Развитие воспитательной системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства (из опыта воспитания студенческой молодежи в Республике Татарстан и Свердловской области): Сборник научно-методических статей Межрегиональной научно-практической конференции (23-25 октября 2006г.). – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2006. – С. 114-120.
11. Шигапова, Л.П. Президентский марафон (о студенческом самоуправлении в негосударственном вузе) / Л.П. Шигапова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2006. - № 3 (27). – С. 20-21.
12. Шигапова, Л.П. Роль студенческого самоуправления в адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза / Л.П. Шигапова // Система воспитательной работы в вузе со студентами первого курса: сборник научно-методических статей III Республиканского научно-практического семинара (21-22 февраля 2007г.). Елабуга: Издательство Елабужского государственного педагогического университета, 2007. – С. 51-57.
13. Шигапова, Л.П. Формирование органов студенческого самоуправления в негосударственном вузе (из опыта АСО (КСЮИ)) / Л.П. Шигапова // Студенческое самоуправление в вузе: сборник научно-методических статей и материалов из опыта работы высших учебных заведений Свердловской области и Республики Татарстан. – Екатеринбург: 2007. – С. 69-74.
14. Шигапова, Л.П. Проектные технологии формирования лидерских качеств студентов / Л.П. Шигапова // Компетентностный подход к обеспечению качества подготовки специалиста в негосударственном вузе: теория, технологии, практика (материалы итоговой научно-практической конференции). - Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – С. 42-47.
15. Шигапова, Л.П. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза: из опыта работы АСО (КСЮИ) / Л.П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 2 (56) – С. 83-92.