Формирования лидерских качеств у студентов вуза в процессе их деятельности в органах студенческого самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Происходящие в России позитивные процессы, сязанные прежде всего со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.

Файлы: 1 файл

avtorefShigapova.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 

Анализ табличных данных свидетельствует о том, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательно-воспитательном пространстве АСО (КСЮИ) условиями формирования лидерских качеств у студентов и позитивным ростом показателей их сформированности. Была выявлена явная тенденция постепенного перехода студентов-лидеров с первого (низкого) уровня на второй (средний) и третий (высокий) уровни. Количество студентов, имеющих средний и высокий уровни сформированности лидерских качеств, возросло, что позволяет считать поставленную задачу выполненной.

Динамика роста среднего балла сформированных лидерских качеств студентов АСО (КСЮИ) в период эксперимента с 2004 по 2007 гг. представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

Динамика развития лидерских качеств у

студентов – представителей студенческого актива АСО (КСЮИ)

Приоритетные качества лидера

2004

год

2005 год

2006

год

2007 год

Рост показа-телей

Показатели сформированности (балл)

1

Целеустремленность

4,2

5,9

7,5

7,8

+ 3,6

2

Социальная активность

3,1

6

8,2

8,8

+ 5,7

3

Самостоятельность в принятии решений

2,6

4,7

7,8

8,1

+ 5,5

4

Мобильность

6,2

6,6

7,3

8,5

+ 2,3

5

Способность преодолевать препятствия

4,7

5,4

6,3

8,7

+ 4,0

6

Коммуникабельность

6,6

7

7,5

8,2

+ 1,6

7

Способность создать команду

4,3

5,1

6,2

7,4

+ 3,1

8

Способность к творческой самореализации

4,1

6,4

7

7,2

+ 3,1

9

Ответственность

4,8

5,7

7,2

8,7

+ 3,9

10

Эмпатия

6,8

7,2

8,2

8,9

+ 2,1

Средняя величина

4,7

6

7,3

8,2

+ 3,5

 

 

Наблюдаемый к концу эксперимента значительный рост показателей у студентов, вовлеченных в деятельность органов ССУ, свидетельствует об эффективности проведенной работы. За период реализации педагогических условий повысился количественный показатель среднего балла сформированности лидерских качеств с 4,7 балла до 8,2 балла, т.е. на 3,5 балла.

Дополнительным аргументом для подтверждения достоверности достигнутых в эксперименте результатов может служить востребованность выпускников академии из числа представителей студенческого актива вуза как на региональном рынке труда, так и в общественно-политической жизни Республики Татарстан. Анализ результатов анкетного опроса выпускников - представителей студенческого актива АСО (КСЮИ) - свидетельствует о том, что, пройдя через реализуемую в вузе систему студенческого самоуправления и школу лидерства, выпускники академии профессионально самореализовались и самоутвердились за счет приобретенного коммуникативного опыта социально-значимой деятельности, сформированных умений творчески решать задачи в профессиональной сфере, успешно выстраивать траекторию карьерного роста.  

В заключении изложены общие научные результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы по диссертации.

Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и систему ее доказательств, позволяет сделать следующие выводы:

1.               Установлено, что студенческое самоуправление в вузе обладает особыми возможностями в подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов, востребованных современным рынком труда, выступая механизмом формирования лидерских способностей, повышающих возможности личности в будущей профессиональной и социально-значимой деятельности в новых социально-экономических условиях. 

2. Определена теоретико-методологическая основа организации студенческого самоуправления в  соответствии с современными тенденциями профессиональной подготовки выпускников вуза, включающая личностно-ориентированный и деятельностный подходы и принципы: ориентации студенческого самоуправления на формирование лидерских качеств студентов, гибкости и обновляемости структуры органов ССУ, обеспечения демократических процедур и выборности лидера ССУ, стимулирования творческой направленности деятельности ССУ, мотивационного обеспечения, системности и взаимосвязанности уровней формирования и реализации ССУ, доминирования проектной технологии в организации деятельности органов ССУ, ориентации на социальный результат деятельности ССУ, преемственности традиций в вузовском сообществе, открытости в региональной среде.

3.               Разработана модель  формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления, обеспечивающая адекватность результатов подготовки социально-активной личности требованиям современного социума и включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, субъекты деятельности органов ССУ, основные формы ССУ,  методы и технологии, субъекты социально-значимой деятельности, критерии и показатели эффективности.

4.               Выявлены и обоснованы педагогические условия, при реализации которых студенческое самоуправление оказывает определяющее влияние на формирование лидерских качеств студентов вуза:

- вовлечение студентов в разнообразную, специально организованную деятельность органов студенческого самоуправления, обеспечивающих их пребывание в роли лидера;  

- разработка и внедрение в  деятельность органов самоуправления инновационных технологий, связанных с созданием социально-педагогических проектов, адекватных развитию лидерских способностей и формированию приоритетных качеств лидера;

- реализация непрерывного педагогического мониторинга личностных изменений у студентов, включенных в деятельность органов студенческого самоуправления.

5.               Установлены критерии и показатели эффективности процесса формирования лидерских качеств студентов на основе анализа результатов педагогического мониторинга, к которым отнесены: субъективные – когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентностный (принятие группой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых), деятельностный (вклад в групповую деятельность) уровни сформированности лидерских качеств; объективные – оценка факта состояния ССУ в вузе, оценка результативности ССУ, количество эффективно функционирующих лидеров.

6.               Статистическая обработка данных, проведенная во время констатирующего и формирующего этапов эксперимента (средний балл, дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, критерий χ2 – Пирсона, разность процентных чисел), показала, что существует достоверная зависимость между создаваемыми в образовательно-воспитательном пространстве учреждения высшего профессионального образования условиями формирования лидерских качеств студентов и позитивным ростом показателей их сформированности.

7.               Успешное решение задач опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность предложенных нами педагогических условий, разработанных и апробированных способов формирования лидерских качеств студентов, а также засвидетельствовало, что развитие лидерских  качеств влияет на повышение социально-профессионального роста обучающихся в целом, способствует успешной карьере.

Однако наше исследование не исчерпывает всех аспектов многогранной и сложной проблемы формирования лидерских качеств студентов. Специального исследования  требуют вопросы влияния внешних и внутренних факторов на развитие лидерских способностей студентов, проблемы педагогического стимулирования лидерства в молодежной среде, возможности внеаудиторной деятельности студентов в развитии у них лидерского потенциала.

 

 

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

 

1.      Шигапова, Л.П. И мастерство, и вдохновенье / Л.П. Шигапова // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. – 2001. - № 3 - С. 70-74.

2.      Шигапова, Л.П. Роль куратора в подготовке специалиста нового типа / Л.П. Шигапова // Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.И. Ибрагимова. – Казань: ИСПО РАО, 2002. - С. 162-164.

3.      Шигапова, Л.П. Развивающая оргмодель воспитательной работы – основа социального партнерства КСЮИ / Л.П. Шигапова // «Роль современных технологий социального партнерства в подготовке  компетентного специалиста  в условиях научно-образовательного комплекса «колледж-вуз-НИИ»: Материалы итоговой IV научно-практической конференции Казанского социально-юридического института / Под общ. ред. Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова. – Казань: ИПП ПО РАО, 18 февраля 2004г. - С. 18-21.

4.      Шигапова, Л.П. Студенческого самоуправление в КСЮИ: сборник документов и материалов / Л.П. Шигапова – Казань: КСЮИ, 2004. – 74 с.

5.      Шигапова, Л.П. Традиции как фактор воспитания будущего профессионала в вузе / Л.П. Шигапова // Воспитательные стратегии и технологии в современном вузе: реалии и перспективы. – Казань: Институт экономики, управления и права, 2005. – С. 200 – 209.

6.      Шигапова, Л.П. Организационно-педагогические аспекты адаптации первокурсников к условиям вуза / Л.П. Шигапова // Подготовка компетентного специалиста в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и пути их решения: Сборник трудов / Под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой, к.п.н. – Г.Н. Морозовой – Казань: КСЮИ, 2005. - С. 64-72.

7.      Шигапова, Л.П. Традиции как средство воспитания компетентного специалиста в условиях негосударственного вуза: из опыта АСО (КСЮИ) / Л.П. Шигапова // Научно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов негосударственных вузов: Материалы итоговой научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1. – Казань: КСЮИ, 2006. – С. 38-44.

8.      Мухаметзянова, Г.В., Шигапова, Л.П., Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы Академии социального образования (КСЮИ) / Г.В. Мухаметзянова, Л.П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. - 2005. - № 5 (42)  С. 3-11.

9.      Масленникова В.Ш., Воспитательная деятельность в учебном заведении системы среднего профессионального образования: Методическое пособие / В.Ш. Масленникова, Л.П. Шигапова, Л.П. Рудакова и др. – Казань: ИСПО РАО, 2005. – 76 с.

10. Шигапова, Л.П. К вопросу об инновациях в воспитательной работе в условиях негосударственного вуза / Л.П. Шигапова // Развитие воспитательной системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства (из опыта воспитания студенческой молодежи в Республике Татарстан и Свердловской области): Сборник научно-методических статей Межрегиональной научно-практической конференции (23-25 октября 2006г.). – Казань: Издательство «Таглимат» Института  экономики, управления и права (г. Казань), 2006. –  С. 114-120.

11. Шигапова, Л.П. Президентский марафон (о студенческом самоуправлении в негосударственном вузе) / Л.П. Шигапова // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2006. - № 3 (27). – С. 20-21.

12. Шигапова, Л.П. Роль студенческого самоуправления в адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза / Л.П. Шигапова // Система воспитательной работы в вузе со студентами первого курса: сборник научно-методических статей III Республиканского научно-практического семинара (21-22 февраля 2007г.). Елабуга: Издательство Елабужского государственного педагогического университета, 2007. – С. 51-57.

13. Шигапова, Л.П. Формирование органов студенческого самоуправления в негосударственном вузе (из опыта АСО (КСЮИ)) / Л.П. Шигапова // Студенческое самоуправление в вузе: сборник научно-методических статей и материалов из опыта работы высших учебных заведений Свердловской области и Республики Татарстан. – Екатеринбург: 2007. – С. 69-74.

14. Шигапова, Л.П. Проектные технологии формирования лидерских качеств студентов / Л.П. Шигапова // Компетентностный подход к обеспечению качества подготовки специалиста в негосударственном вузе: теория, технологии, практика (материалы итоговой научно-практической конференции). - Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – С. 42-47.

15. Шигапова, Л.П. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза: из опыта работы АСО (КСЮИ) / Л.П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 2 (56) – С. 83-92.

 

 

 

 



Информация о работе Формирования лидерских качеств у студентов вуза в процессе их деятельности в органах студенческого самоуправления