Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Происходящие в России позитивные процессы, сязанные прежде всего со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.
С учетом результатов исследования были разработаны учебный план и программа повышения квалификации преподавателей и проректоров вузов, кураторов академических групп, заместителей директоров по воспитательной работе ссузов. Большая часть материалов исследования может быть использована при разработке учебных пособий, методических рекомендаций, лекционных курсов для обучения студенческого актива вузов и ссузов, руководителей молодежных организаций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: целостным подходом к решению проблемы исследования, теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, выбором методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; опорой основных положений и научных выводов на современные зарубежные и отечественные фундаментальные работы по проблеме исследования; привлечением большого контингента студентов к участию в эксперименте; использованием статистической обработки экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в практику воспитания студентов вуза; личным опытом работы соискателя в качестве проректора по воспитательной работе АСО (КСЮИ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты проведенного исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-
Результаты исследования по моделированию системы работы куратора академической группы, проектированию и реализации студенческого самоуправления в вузе, организации демократических выборов лидера студенческого самоуправления внедрены в Казанском государственном энергетическом университете, Казанском государственном медицинском университете, Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Институте экономики, управления и права, в ряде ссузов Республики Татарстан, Чувашии. Соискатель, являясь сопредседателем Координационного совета проректоров по воспитательной работе при Совете ректоров Республики Татарстан, оказывает методическую помощь в работе Лиги студентов Республики Татарстан, Клуба межвузовского актива «Лидер», Молодежного движения Республики Татарстан «Мы…»; проводит мастер-классы для слушателей курсов повышения квалификации ИПП ПО РАО.
Авторская программа «Формирование лидерских качеств студентов Академии социального образования (КСЮИ)» заняла I место в Республиканском конкурсе моделей воспитательных систем РТ (Казань, 2007).
Материалы исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях Ученого совета Академии социального образования (КСЮИ) – 2000, 2001, 2003, 2006, 2007гг., лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики Института педагогики, психологии профессионального образования РАО. Результаты исследования отражены в 15 публикациях.
На защиту выносятся:
1. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления.
2. Комплекс педагогических условий эффективного формирования лидерских качеств у студентов вуза посредством вовлечения их в процесс деятельности органов студенческого самоуправления.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список (233 наименования, из них 5 на иностранном языке) и 12 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 10 таблицами, 9 рисунками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, вскрыты противоречия и обусловленная ими проблема, определены цель, задачи, гипотеза, методологические основы и методы исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Формирование лидерских качеств студентов вуза в процессе организации студенческого самоуправления как педагогическая проблема» представлен теоретический анализ проблемы в философской и психолого-педагогической литературе и опыт отечественных и зарубежных вузов по организации студенческого самоуправления.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что современное студенческое самоуправление как форма организации молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, имеет отличия не только от своих предшественников – партийных и комсомольских организаций, обеспечивающих участие студентов в исключительно общественно-политической деятельности, но и отличается от других форм деятельности студентов вуза, связанных с самопроявлением личности студента, что актуализирует значимость научных исследований по изучению механизмов и назначения студенческого самоуправления в жизни внутривузовского сообщества.
Выявлена потенциальная возможность студенческого самоуправления в развитии лидерских качеств студентов, а также обоснована необходимость в моделировании инновационных подходов к развитию его уникальных и специфических форм.
Теоретический анализ современной психолого–педагогической литературы показывает, что имеют место различные подходы к пониманию феномена «студенческое самоуправление», что указывает на необходимость в уточнении содержания, форм, особенностей развития и направлений деятельности его органов. Студенческое самоуправление рассматривается исследователями как специфический вид деятельности (Л.И.Новикова), метод формирования коллектива (В.М.Коротов), как принцип деятельности общественных организаций и как средство воспитания общественников (Н.М.Изосимов), как способ организации жизнедеятельности ученических коллективов (М.И.Рожков).
Интегрируя наиболее существенные точки зрения разных авторов и опираясь на проведенное нами исследование, считаем возможным рассматривать студенческое самоуправление как форму организации жизнедеятельности студентов, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно и личностно-значимых целей, и как механизм формирования лидерских качеств студентов вуза на основе взаимного взаимодействия и взаимодействия с педагогами и социальными партнерами.
Оценивая степень разработанности проблемы самоуправления учащейся молодежи в педагогической науке и практике, следует отметить, что она выступала объектом серьёзного внимания на различных этапах отечественного образования. Изучение и обобщение реального опыта в области развития студенческого самоуправления и соответствующих научных источников указывает на многообразие форм и направлений деятельности, широкий спектр решаемых органами студенческого самоуправления общественных, патриотических, научных, творческих задач и позволяет сделать вывод о том, что студенческое самоуправление создает среду для наиболее полной реализации лидерского потенциала личности и развития социально-значимых качеств студента, необходимых для его успешного становления в качестве всесторонне развитого гражданина и успешного специалиста.
Таким образом, теоретический анализ и результаты исследования позволяют говорить о студенческом самоуправлении как о механизме формирования лидерских качеств студентов вуза, определить теоретико-методологическую основу организации студенческого самоуправления в соответствии с современными тенденциями профессиональной подготовки выпускников вуза, включающая личностно-ориентированный и деятельностный подходы и принципы: ориентации студенческого самоуправления (ССУ) на формирование лидерских качеств студентов, гибкости и обновляемости структуры органов ССУ, обеспечения демократических процедур и выборности лидера ССУ, стимулирования творческой направленности деятельности ССУ, мотивационного обеспечения, системности и взаимосвязанности уровней формирования и реализации ССУ, доминирования проектной технологии в организации деятельности органов ССУ, ориентации на социальный результат деятельности ССУ, преемственности традиций в вузовском сообществе, открытости в региональной среде.
К функциям органов студенческого самоуправления отнесены следующие: информационная, направленная на распространение социально и профессионально значимой информации; деятельностная, заключающаяся в активном участии во всех направлениях жизнедеятельности вуза; коммуникативная, способствующая формированию позитивного взаимодействия обучающихся со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, корпоративной культуры.
С целью изучения состава и содержания качеств лидера было проведено социально-педагогическое исследование, которое включало изучение материалов ЮНЕСКО; данных фонда «Общественное мнение» и исследований института Геллапа (США); анализ результатов социологических исследований проблем молодежи Республики Татарстан, проведенных республиканским учебно-методическим центром; материалов республиканского конкурса детских и молодежных организаций РТ «Лидер года», а также опрос студентов, членов Президиума МОО «Лига студентов Республики Татарстан», членов Клуба межвузовского актива «Лидер» (г. Казань), лидеров Молодежного движения Республики Татарстан «Мы…», Студенческого совета Академии социального образования (КСЮИ), охвативший 309 респондентов.
Анализ результатов анкетирования респондентов и их предпочтений по группам вопросов обозначил выявившиеся тенденции. Исследование показало, что на современном этапе произошли кардинальные изменения в содержании лидерских качеств. В частности, анализ результатов опроса субъектов образовательного процесса позволил выявить наиболее значимые качества, характеризующие лидера: креативность, доверие последователей, мобильность, умение действовать решительно, харизматичность, умение ставить цели, определять перспективы. При этом такие качества личности как демократизм, самостоятельность, оптимизм в рейтинге предпочтений оказались на последнем месте.
Результаты проведенного исследования позволили обозначить следующие группы качеств личности лидера, наиболее значимые с точки зрения представителей рынка труда и субъектов образовательного процесса. К ним отнесены: нравственные качества, гражданские качества, интеллектуально-деловые, коммуникативные, организаторские, рефлексивные качества. Сравнительный анализ предпочтений респондентов по каждой группе обозначил среди них приоритетные качества личности, характеризующие лидера: целеустремленность, социальная активность, самостоятельность в принятии решений, мобильность, способность преодолевать препятствия, коммуникабельность, способность создать команду, способность к творческой самореализации, ответственность, эмпатия, - позволяющих проявиться лидерским тенденциям личности и реализовать ее лидерский потенциал в профессиональной и социально – значимой деятельности.
Качества лидера формируются в образовательно–воспитательном пространстве вуза через осознанное включение студентов в разнообразную деятельность органов студенческого самоуправления. Основополагающие идеи моделирования социально-ориентированной личности (Л.А. Волович, Б.С. Гершунский, А.А. Кирсанов, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, М.И. Рожков и др.) применены в разработке модели формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления, которая в обобщенном виде представлена на рис. 1.
Основные требования, которым должна соответствовать любая теоретическая модель, сформированы в ряде работ по методологии и методике педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.Г. Салмина, Е.Ф. Чапаева и др.): модель как мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Как педагогически организованный процесс формирование лидерских качеств студентов вуза в условиях ССУ включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, принципы, педагогические условия, субъекты деятельности органов ССУ, основные формы ССУ, методы и технологии, субъекты социально-значимой деятельности, критерии и показатели эффективности. Системообразующими элементами модели являются цель (по вертикали) и уровни сформированности лидерских качеств у студентов (по горизонтали). Модель не является жесткой, одновариантной, она достаточно гибка, являясь условным образцом объекта исследования, одновременно служит средством изучения и совершенствования практики формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях ССУ.
Данная модель прошла экспериментальную проверку, методика и результаты которой изложены далее.