Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, дипломная работа
Актуальность исследования. Происходящие в России позитивные процессы, сязанные прежде всего со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.
Рис. 1. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления
Во второй главе «Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза в деятельности органов самоуправления» представлены эффективные формы студенческого самоуправления; охарактеризованы инновационные технологии, связанные с созданием социально-педагогических проектов, адекватных развитию лидерских способностей и формированию лидерских качеств у студентов вуза; изложены методы мониторинговых исследований сформированности приоритетных качеств лидера, приведены результаты опытно-экспериментальной работы.
В процессе реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование лидерских качеств студентов вуза, решался вопрос о разработке и внедрении инновационных форм студенческого самоуправления, адекватных требованиям современного социума к подготовке компетентного специалиста в образовательно-воспитательном пространстве вуза. Исследованием установлено, что наиболее эффективными организационными формами ССУ, обеспечивающими формирование лидерских качеств студентов, являются следующие:
- формы соуправления (встреча студсовета с ректором академии, защита программ и проектов ССУ на Ученом совете, создание банка данных о студенческом контингенте по показателям социальной активности – оформление социального паспорта группы);
- формы реализации управленческих полномочий (студсовет, оргкомитет, старостат, совет факультета, совет группы, групповые и факультетские собрания по выдвижению кандидатов в органы ССУ, президентский марафон);
- формы реализации целевых функций (пресс – центр, cтудклуб, аспирантско-студенческое научное общество, студенческая служба безопасности, спорткомитет, профильные объединения на факультетах);
- формы подготовки студенческого лидера (кураторский час, самопрезентация первокурсников, клуб «Познай себя», профильная смена студенческого актива);
- формы социального партнерства (Молодежная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан», Клуб межвузовского актива «Лидер», Молодежное общественное движение Республики Татарстан «Мы…», Совет молодежи Московского района г.Казани, студенческий форум молодежной инициативы);
- формы оценки результативности самоуправленческой деятельности (доклад Президента студсовета на Ученом совете академии, итоговое заседание студсовета, «круглый стол», дебаты, самоотчет, студенческая почта, студенческий мониторинг).
Опытно-экспериментальным путем выявлено, что для формирования и диагностирования лидерских качеств, проявляемых в процессе общественной самоуправленческой деятельности (способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области разных направлений деятельности и готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний), кроме социально ориентированных ситуаций, необходимо введение дополнительных спецкурсов («Я - лидер», мастер-класс «Ломая стереотипы», практикум по проектным технологиям) и др.
В результате нашего исследования были выявлены возможности активных методов и технологий воспитания, адекватных развитию лидерских качеств у обучающихся: метод групповых дискуссий; метод «групповая проблемная работа»; метод коллективных творческих дел (КТД); игровые технологии; клубные технологии; технология социально-педагогических проектов (разработка проектов различного уровня сложности – от уровня учебной группы до уровня республиканского масштаба).
В исследовании определена особая значимость инновационной технологии социально-педагогических проектов в овладении лидерскими качествами. Использование данной технологии для формирования качеств лидера является обоснованным, так как именно эта технология способна осуществить последовательное осознанное включение студентов в предметное содержание усваиваемой социально-значимой деятельности, усилить практическую направленность подготовки лидера; способствует формированию «поля лидерства» и максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа студентов; позволяет развивать у студентов готовность к осуществлению продуктивной социально-значимой деятельности в процессе взаимного взаимодействия, а также взаимодействия с преподавателями и социальными партнерами.
В ходе исследования нами выделены признаки социально-педагогического проекта (целенаправленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптивность к внешним условиям), в соответствии с которыми разработана структура проекта и технология его реализации.
Алгоритм реализации проекта включает в себя: проявление инициативы – создание творческого коллектива – поиск материально-технических ресурсов – реализацию проекта – подведение итогов – последействие. В период последействия проверяется эффективность воспитательного воздействия на участников проекта, ведется пропаганда проекта. Критериями эффективности являются: позитивные изменения в ходе реализации проекта; воспроизводимость социально-значимой деятельности (возможность использовать проект другими).
В ходе исследования разработано и апробировано более 20 авторских программ и социально-педагогических проектов: проекты, направленные на поддержку социальной активности студентов («Подари сердце городу», «Социальный дозор»); на формирование традиций академии («День рождения академии», «Пуд соли», «Признание»); на развитие студенческого творчества («Ярмарка творческих вакансий», «Парад талантов»); на формирование гражданской позиции студентов («Мы голосуем за мир», «Россия, вперед!»); на формирование организаторской культуры, умений и навыков лидерства («Школа управления», «Диалоги») и др.
В результате нашего исследования были определены возможности мониторинга как непременного условия формирования лидерских качеств студентов вуза. В ходе мониторинга состояния студенческого самоуправления, обеспечивающего реализацию лидерского потенциала студентов Академии социального образования (КСЮИ) в процессе обучения, трудоустройства и карьеры, был использован разработанный нами комплекс оценочно-диагностических показателей:
- оценка факта состояния ССУ в вузе (наличие органов студенческого самоуправления в АСО (КСЮИ) на уровне академической группы, на уровне факультета, на уровне вуза;
- оценка результативности ССУ (количество эффективно функционирующих лидеров в органах ССУ, участие студентов в реализации молодежной политики, трудоустройство и карьера выпускников, обладающих лидерскими качествами).
Лидерские качества студентов, проявляющиеся в самоуправленческой деятельности, определялись на основе комплексной качественной оценки уровня их сформированности у студентов в процессе наблюдения за их проявлением в период обучения в вузе и участия в деятельности органов ССУ. Из-за трудности оценивания лидерских качеств (так как они могут проявиться лишь в активной общественной деятельности) в качестве критериев их оценки выбраны следующие: когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентностный (принятие группой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых), деятельностный (вклад в групповую деятельность).
При определении показателей сформированности лидерских качеств нами использован уровневый подход. Было выделено три уровня их сформированности: высокий, средний, низкий.
Проверка эффективности инновационных форм и технологий студенческого самоуправления, установление причинно-следственных связей с процессом формирования лидерских качеств студентов вуза, в том числе отработка системы педагогического мониторинга, осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 680 студентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с использованием статистических методов. Были рассчитаны следующие статистические характеристики: средний балл, дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, критерий χ2 — Пирсона, разность процентных чисел. Статистическая обработка результатов эксперимента (были подсчитаны основные статистические характеристики и построены столбиковые и лепестковые диаграммы) осуществлена с помощью программы Excel.
В ходе опытно-экспериментальной работы проведены опросы преподавателей и студентов, наблюдения (самонаблюдения) за результатами самоуправленческой деятельности студентов, использован комплекс методик по определению уровней сформированности лидерских качеств, а также организовано и проведено комплексное изучение динамики личностных изменений у студентов вуза, вовлеченных в самоуправленческую деятельность в процессе обучения, трудоустройства и карьеры. В определении уровней сформированности лидерских качеств у студентов вуза мы исходили из описания основных видов поведения в социально ориентированных ситуациях, в которых проявляются или могут быть обнаружены лидерские качества.
Для диагностики сформированности значимых для лидера качеств личности использовалась комплексная методика, включающая: методику изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС); опросники для оценки аффилиации и потребности в достижении успеха; тесты на независимость, объективность и силу воли, а также методики «Эффективность лидерства», «Лидер» и др.
Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены таблицами 1, 2.
Таблица 1
Результаты диагностики сформированности лидерских качеств студентов АСО (КСЮИ)
№
| Приоритетные качества лидера |
| ||||||||||||||||||||||||
1 | целеустремленность | 6 | 40 | 54 | 4 | 36 | 60 | |||||||||||||||||||
2 | самостоятельность в принятии решений | 8 | 32 | 60 | 6 | 28 | 66 | |||||||||||||||||||
3 | социальная активность | 16 | 50 | 34 | 8 | 58 | 34 | |||||||||||||||||||
4 | мобильность | 12 | 48 | 40 | 10 | 50 | 40 | |||||||||||||||||||
5 | способность преодолевать препятствия | 36 | 42 | 22 | 28 | 44 | 28 | |||||||||||||||||||
6 | коммуникабельность | 6 | 38 | 56 | 2 | 40 | 58 | |||||||||||||||||||
7 | эмпатия | 24 | 30 | 46 | 16 | 32 | 52 | |||||||||||||||||||
8 | способность к творческой самореализации | 14 | 28 | 42 | 6 | 26 | 68 | |||||||||||||||||||
9 | ответственность | 18 | 24 | 58 | 16 | 36 | 58 | |||||||||||||||||||
10 | способность создать команду | 12 | 26 | 62 | 2 | 28 | 70 |
Таблица 2
Распределение студентов-лидеров АСО (КСЮИ) по уровням сформированности лидерских качеств
Критерии | Выборка (чел.) |
| |||||||||||||||||||||||
Когнитивный | 100 | 61 | 34 | 5 | 16 | 38 | 41 | ||||||||||||||||||
Статусно-компетентност- ный | 100 | 71 | 24 | 5 | 30 | 40 | 30 | ||||||||||||||||||
Эмоциональный | 100 | 64 | 30 | 6 | 24 | 39 | 32 | ||||||||||||||||||
Деятельностный | 100 | 52 | 40 | 8 | 22 | 33 | 45 |