Формирования лидерских качеств у студентов вуза в процессе их деятельности в органах студенческого самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Происходящие в России позитивные процессы, сязанные прежде всего со стабилизацией общественно-политической жизни, социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного к сотрудничеству, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, нести ответственность за судьбу страны.

Файлы: 1 файл

avtorefShigapova.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в условиях студенческого самоуправления

 

Во второй главе «Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза в деятельности  органов самоуправления»  представлены эффективные формы студенческого самоуправления; охарактеризованы инновационные технологии, связанные с созданием  социально-педагогических проектов, адекватных развитию лидерских  способностей и формированию лидерских качеств у студентов вуза; изложены методы мониторинговых исследований сформированности приоритетных качеств лидера, приведены результаты опытно-экспериментальной работы.

В процессе реализации педагогических условий, обеспечивающих формирование лидерских качеств студентов вуза, решался вопрос о разработке и внедрении инновационных форм студенческого самоуправления, адекватных требованиям современного социума к подготовке компетентного специалиста в образовательно-воспитательном пространстве вуза. Исследованием установлено, что наиболее эффективными организационными формами ССУ, обеспечивающими формирование лидерских качеств студентов, являются следующие: 

-  формы соуправления (встреча студсовета с ректором академии, защита программ и проектов ССУ на Ученом совете, создание банка данных о студенческом контингенте по показателям социальной активности – оформление социального паспорта группы);

- формы реализации управленческих полномочий (студсовет, оргкомитет, старостат, совет факультета, совет группы, групповые и факультетские собрания по выдвижению кандидатов в органы ССУ, президентский марафон);

- формы реализации целевых функций (пресс – центр,  cтудклуб, аспирантско-студенческое научное общество, студенческая служба безопасности, спорткомитет, профильные объединения на факультетах);

- формы подготовки студенческого лидера (кураторский час, самопрезентация первокурсников, клуб «Познай себя», профильная смена студенческого актива);

- формы социального партнерства  (Молодежная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан», Клуб межвузовского актива «Лидер», Молодежное общественное движение Республики Татарстан «Мы…», Совет молодежи Московского района г.Казани, студенческий форум молодежной инициативы);

- формы оценки результативности самоуправленческой деятельности (доклад Президента студсовета на Ученом совете академии, итоговое заседание студсовета, «круглый стол», дебаты, самоотчет, студенческая почта, студенческий мониторинг).

          Опытно-экспериментальным путем выявлено, что для формирования и диагностирования лидерских качеств, проявляемых в процессе общественной самоуправленческой деятельности (способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области разных направлений деятельности и готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний), кроме социально ориентированных ситуаций, необходимо введение дополнительных спецкурсов («Я - лидер», мастер-класс «Ломая стереотипы», практикум по проектным технологиям) и др.

В результате нашего исследования были  выявлены возможности активных методов и технологий воспитания, адекватных развитию лидерских  качеств у обучающихся: метод групповых дискуссий; метод «групповая проблемная работа»;  метод коллективных творческих дел (КТД); игровые технологии; клубные технологии;  технология социально-педагогических проектов (разработка проектов различного уровня сложности – от уровня учебной группы до уровня республиканского масштаба).

В исследовании определена особая значимость  инновационной технологии социально-педагогических проектов в овладении лидерскими качествами. Использование данной технологии для формирования качеств лидера  является обоснованным, так  как именно эта технология способна осуществить последовательное осознанное включение студентов в предметное содержание усваиваемой социально-значимой деятельности, усилить практическую направленность подготовки лидера; способствует формированию «поля лидерства» и максимальному проявлению лидерского потенциала у максимально большего числа студентов; позволяет развивать у студентов  готовность к осуществлению продуктивной социально-значимой деятельности в процессе взаимного взаимодействия, а также взаимодействия с преподавателями  и  социальными партнерами.

В ходе исследования нами выделены признаки социально-педагогического проекта (целенаправленность, целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптивность к внешним условиям), в соответствии с которыми разработана структура проекта и технология его реализации.

Алгоритм реализации проекта включает в себя: проявление инициативы – создание творческого коллектива – поиск материально-технических ресурсов – реализацию проекта – подведение итогов – последействие. В период последействия проверяется эффективность воспитательного воздействия на участников проекта, ведется пропаганда проекта. Критериями эффективности являются: позитивные изменения в ходе реализации проекта; воспроизводимость социально-значимой деятельности (возможность использовать проект другими).

В ходе исследования разработано и апробировано более 20 авторских программ и социально-педагогических проектов: проекты, направленные на поддержку социальной активности студентов («Подари сердце городу», «Социальный дозор»); на формирование традиций академии («День рождения академии», «Пуд соли», «Признание»);  на развитие студенческого творчества («Ярмарка творческих вакансий», «Парад талантов»); на формирование гражданской позиции студентов («Мы голосуем за мир», «Россия, вперед!»); на формирование организаторской культуры, умений и навыков лидерства («Школа управления», «Диалоги») и др.

В результате нашего исследования были определены возможности мониторинга как непременного условия формирования лидерских качеств студентов вуза. В ходе мониторинга состояния студенческого самоуправления, обеспечивающего реализацию лидерского потенциала студентов  Академии социального образования (КСЮИ) в процессе обучения, трудоустройства и карьеры, был использован разработанный нами комплекс  оценочно-диагностических показателей:

-  оценка факта состояния ССУ в вузе (наличие органов студенческого самоуправления в АСО (КСЮИ) на уровне академической группы, на уровне факультета, на уровне вуза; 

- оценка результативности ССУ (количество эффективно функционирующих лидеров в органах ССУ, участие студентов в реализации молодежной политики, трудоустройство и карьера выпускников, обладающих лидерскими качествами).

Лидерские  качества студентов, проявляющиеся в самоуправленческой деятельности, определялись  на основе  комплексной качественной оценки уровня их сформированности у студентов в процессе наблюдения за их проявлением в период обучения в вузе и участия в  деятельности органов ССУ. Из-за трудности оценивания лидерских качеств (так как они могут проявиться лишь в активной общественной деятельности) в качестве критериев их оценки выбраны следующие: когнитивный (принятие роли лидера), статусно-компетентностный (принятие группой лидера), эмоциональный (влияние на ведомых), деятельностный (вклад в групповую деятельность).

При определении показателей сформированности лидерских  качеств нами использован уровневый подход. Было выделено три уровня их сформированности: высокий, средний, низкий.

Проверка эффективности инновационных форм и технологий студенческого самоуправления, установление причинно-следственных связей с процессом формирования лидерских качеств студентов вуза, в том числе отработка системы педагогического мониторинга, осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. В эксперименте участвовало 680 студентов. Достоверность полученных результатов оценивалась с использованием статистических методов. Были рассчитаны следующие статистические характеристики: средний балл, дисперсия, среднеквадратичное (стандартное) отклонение, критерий χ2 — Пирсона, разность процентных чисел.  Статистическая обработка результатов эксперимента (были подсчитаны основные статистические характеристики и построены столбиковые и лепестковые диаграммы) осуществлена с помощью программы Excel.

В ходе опытно-экспериментальной работы проведены опросы преподавателей и студентов, наблюдения (самонаблюдения) за результатами самоуправленческой деятельности студентов, использован комплекс методик по определению уровней сформированности лидерских качеств, а также организовано и проведено комплексное изучение динамики личностных изменений у студентов  вуза, вовлеченных в самоуправленческую деятельность в процессе обучения, трудоустройства и карьеры. В определении  уровней сформированности лидерских качеств у студентов вуза мы исходили из описания основных видов поведения в социально ориентированных  ситуациях, в которых проявляются или могут быть обнаружены лидерские  качества.

Для диагностики сформированности значимых для лидера качеств личности использовалась комплексная методика, включающая: методику изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС); опросники для оценки аффилиации и потребности в достижении успеха; тесты на независимость, объективность и силу воли, а также методики «Эффективность лидерства», «Лидер» и др.

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, представлены  таблицами 1, 2.

 

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности лидерских качеств студентов АСО (КСЮИ)

 

 

 

Приоритетные качества лидера

До эксперимента

После эксперимента

Уровни сформированности  лидерских качеств (в %)

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

целеустремленность

6

40

54

4

36

60

2

самостоятельность в принятии решений

8

32

60

6

28

66

3

социальная активность

16

50

34

8

58

34

4

мобильность

12

48

40

10

50

40

5

способность преодолевать препятствия

36

42

22

28

44

28

6

коммуникабельность

6

38

56

2

40

58

7

эмпатия

24

30

46

16

32

52

8

способность к творческой самореализации

14

28

42

6

26

68

9

ответственность

18

24

58

16

36

58

10

способность создать команду

12

26

62

2

28

70

 

Таблица 2

Распределение студентов-лидеров АСО (КСЮИ) по уровням сформированности лидерских качеств 

Критерии

Выборка (чел.)

Количество студентов (в %)

До эксперимента

После эксперимента

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Когнитивный

100

61

34

5

16

38

41

Статусно-компетентност-

ный

100

71

24

5

30

40

30

Эмоциональный

100

64

30

6

24

39

32

Деятельностный

100

52

40

8

22

33

45

Информация о работе Формирования лидерских качеств у студентов вуза в процессе их деятельности в органах студенческого самоуправления