Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа
Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология".
Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной деятельности психолога
1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности……………………………………………7
1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………………..12
1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24
Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….31
2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54
Оцениваемые в первом и втором исследовании характерологические и ценностно - смысловые характеристики студентов 1,2,3 и 4 курсов обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.
Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты 3и 4 курса назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к профессиональной деятельности.
Взаимосвязь отвергаемых и
Данный вывод подтверждается наличием
взаимосвязи между
Исходя из вышесказанного следует, что у студентов 1и 2 курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интерпретировалась система ценностей для данных специальностей, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем с которыми приходится сталкиваться будущим психологам в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения.
Таким образом, невыраженность ПВК у студентов указанных специальностей может быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых сферы личности будущих специалистов.
Заключение.
Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что определяющим фактором психологической готовности к профессиональной деятельности психолога является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Эта специальность не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.
Психологическая готовность студентов
ВУЗа к профессиональной деятельности
определяет то индивидуальное психологическое
своеобразие данного
В результате выполнения курсовой работы мы доказали, что формирование психологической готовности студентов ВУЗа к профессиональной деятельности психолога возможно при создании следующих условий:
- приобретение собственного
- систематизации теоретических
и практических
Входе выполнения курсовой работы, мы проанализировали сущность психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога, теоретически обосновали совокупность профессионально значимых качеств психолога. Выявили условия и закономерности формирования психологической готовности студентов СГУ им.Чернышевского к профессиональной деятельности психолога; определили способы и средства, способствующие и препятствующие развитию психологической готовности студентов ВУЗа к будущей профессии.
Пиложение.1
Таблица№1
Усредненные показатели по тесту Кеттела студентов 1 группы и 2 группы.
Факторы |
Р |
Группа 1 |
Группа 2 |
A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 |
0.847 0.608 0.369 0.545 0.403 0.433 0.961 0.962 0.629 0.726 0.842 0.278 0.343 0.25 0.631 0.561 |
11.10 7.43 13.90 12.00 13.10 11.52 11.71 12.29 15.19 11.33 9.95 14.24 10.67 10.14 11.00 14.52 |
11.30 7.80 15.40 13.10 14.80 10.50 11.60 11.80 11.30 10.90 10.20 12.20 11.90 6.90 10.20 15.80 |
Приложение 2
Таблица№2
Усредненные показатели теста смысложизненных ориентаций (группа 1) и (группа 2).
Субшкалы |
Р |
Группа 1 |
Группа 2 |
1 2 3 4 5 |
0.712 0.930 0.913 0.578 0.380 |
26.4 24.0 20.5 19.8 23.7 |
25.4 24.2 20.7 21.2 26.0 |
Приложение 3
Таблица эмпирического исследования 1 курс
Код |
ДДО |
Пк1-1 |
Человек - человек |
Пк1-2 |
Человек - человек |
Пк1-3 |
Человек - худ. образ. |
Пк1-4 |
Человек - человек |
Пк1-5 |
Человек - человек |
Пк1-6 |
Человек - человек |
Пк1-7 |
Человек - человек |
Пк1-8 |
Человек-знак |
Таблица эмпирического исследования 2 курс
Код |
ДДО |
Пк2-1 |
Человек-знак |
Пк2-2 |
Человек - природа |
Пк2-3 |
Человек - человек |
Пк2-4 |
Человек - природа |
Пк2-5 |
Человек - человек |
Пк2-6 |
Человек-знак |
Пк2-7 |
Человек - человек |
Пк2-8 |
Человек-знак |
Пк2-9 |
Человек - человек |
Пк2-10 |
Человек - человек |
Пк2-11 |
Человек - человек |
Пк2-12 |
Человек - техника |
Таблица эмпирического исследования 3 курс
Код |
ДДО |
Пк3-1 |
Человек-знак |
Пк3-2 |
Человек - природа |
Пк3-3 |
Человек - человек |
Пк3-4 |
Человек - природа |
Пк3-5 |
Человек - техника |
Пк3-6 |
Человек - человек |
Пк3-7 |
Человек - знак |
Пк3-8 |
Человек - техника |
Пк3-9 |
Человек - худ. Образ |
Пк3-10 |
Человек - техника |
Пк3-11 |
Человек-знак |
Пк3-12 |
Человек - техника |
Таблица эмпирического исследования 4 курс
Код |
ДДО | ||
Пк4-1 |
Человек - человек | ||
Пк4-2 |
Человек - человек | ||
Пк4-3 |
Человек - человек | ||
Пк4-4 |
Человек - природа | ||
Пк4-5 |
Человек - худ. образ | ||
Пк4-6 |
Человек - техника | ||
Пк4-7 |
Человек - человек | ||
Пк4-8 |
Человек - техника | ||
Пк4-9 |
Человек - худ. Образ | ||
Пк4-10 |
Человек - человек | ||
Пк4-11 |
Человек - человек |
1 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.
2 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.
3 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.
4 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.
5 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.
6 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.
7 Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.
8 Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. / Л.И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. -Л., 1976. -62 с.
9 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/М.Х. Титма. М., 1975. - 198 с.
10 Маркова Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
11 Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.
12 Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. - 176 с.
13 Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Советская педагогика.-1989, №9.-с. 54-60.
14 Халяпина Л.Н. Социализация учителя. -Кузбассвузиздат, 1995.-128с.
15 Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.
16 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
17 Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., -1987 с. 124-128.
18 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.
19 Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования локуса современного контроля// Психологический журнал, 1984. -Т.5. - №3. -с.36 - 42.
20 Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с.