Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.

Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной деятельности психолога
1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности……………………………………………7
1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………………..12
1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24
Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….31
2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 149.64 Кб (Скачать)

Оцениваемые в первом и втором исследовании характерологические и ценностно - смысловые характеристики студентов 1,2,3 и 4 курсов обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.

Анализ ценностных ориентаций студентов  первой и второй групп обнаружил  слабую структурированность системы  ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты 3и 4 курса назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к профессиональной деятельности.

Взаимосвязь отвергаемых и характерологических  особенностей, определяющих профессионально  значимые качества психолога позволяет  сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать  профессионально значимых качеств в процессе профессиональной деятельности.

Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально - психологическими и личностными  характеристиками студентов 1,2,3 и 4-го курса. Характерологические особенности лежащие в основе профессионально значимых качеств психологов (эмпатия, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, рефлексия) менее выражены у студентов 1 и 2-го курса.

Исходя из вышесказанного следует, что у студентов 1и 2 курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интерпретировалась система ценностей для данных специальностей, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем с которыми приходится сталкиваться будущим психологам в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения.

Таким образом, невыраженность ПВК у студентов указанных специальностей может быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых сферы личности будущих специалистов.

 

 

 

Заключение.

 

 

Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что определяющим фактором психологической готовности к профессиональной деятельности психолога является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Эта специальность не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.

Психологическая готовность студентов  ВУЗа к профессиональной деятельности определяет то индивидуальное психологическое  своеобразие данного специалиста, которое накладывает на него специфика  профессиональной деятельности психолога. Поэтому психолог — высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенствующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит, мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося психолога, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции.

В результате выполнения курсовой работы мы доказали, что формирование психологической готовности студентов ВУЗа к профессиональной деятельности психолога возможно при создании следующих условий:

- приобретение собственного опыта  на основе непрерывного образования психолога;

- систематизации теоретических  и практических профессиональных  знаний.             Это подтверждает нашу гипотезу, что профессиональная направленность на профессию практического психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.

Входе выполнения курсовой работы, мы проанализировали сущность психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога, теоретически обосновали совокупность профессионально значимых качеств психолога. Выявили условия и закономерности формирования психологической готовности студентов СГУ им.Чернышевского к профессиональной деятельности психолога; определили способы и средства, способствующие и препятствующие развитию психологической готовности студентов ВУЗа к будущей профессии.

 

Литература.

 

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.-243 с.
  2. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 1987.- 167 с.
  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1980. Т. 1.-230с.
  4. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.,1973. -  280с.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 380с.
  6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования локуса современного контроля// Психологический журнал, 1984. -Т.5. - №3. -с.36 - 42.
  7. Божевич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог.Исследование. -М.,1968. - 464с.
  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.  - М., 1986. -206 с.
  9. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./Под ред. Зинченко В.П и др. -М.,1983. - 358с.
  10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. - 273 с.
  11. Зелинченко А.И. , Шмелев А.Г.//Вестник МГУ, серия "Психология", 1987,№4 - с.14-17.
  12. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. -с. 46 - 48.
  13. Кайданов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 19774. - 238с.
  14. Климов В.А. Введение в психологию труда. М., 1988 - 300 с.
  15. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - 400с.
  16. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1970 - 391с.
  17. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1. Л., 1957-1960.- 264с.
  18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. Абодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1988   - 191 с.
  19. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятии решении о выборе профессии//профессиональная ориентации школьников : (Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. Ред.) и др.). - Ярославль, 1976. - 84с.
  20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984. - 215 с.
  21. Леви В.Л. Искусство быть другим. - М., 1980.- 207 с.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
  23. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.(СЖО).М., 1992. - 173 с.
  24. Маркова Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.
  25. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.
  26. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. -М., 1994. - 215 с.
  27. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. (материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград) Отв. Ред. Чл. Кор. АПН РСФСР проф. Мясищев. М., 1962 - 308 с.
  28. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.
  29. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., -1987 с. 124-128.
  30. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., - 1973. - 87 с.
  31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., - 1969. - 659 с.
  32. Платонов К.К. Структуры и развитие личности /Отв. Ред. Глаточкин А.Д., АН СССР, Ин-т психологии. М., 1986. - 254с.
  33. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. - С. - Петербург, 1991. - 152 с.
  34. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога//Вопр. Психол.-1965. -№6 - 126-135 с.
  35. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособ. Л., 1990. 256 с.
  36. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986. - 36с.
  37. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. - 176 с.
  38. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 1996. - 25 с.
  39. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/М.Х. Титма. М., 1975. - 198 с.
  40. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В.И. Дорогайченко. -М., 1974. -231 с.
  41. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. -366с
  42. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. -Кузбассвузиздат, 1995.-128с.
  43. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.
  44. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М., 1994. -320 с.
  45. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1994. -с. 169-175.

 

 

 

 

Пиложение.1

Таблица№1

 

Усредненные показатели по тесту Кеттела студентов 1 группы и 2 группы.

Факторы

Р

Группа 1

Группа 2

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

0.847

0.608

0.369

0.545

0.403

0.433

0.961

0.962

0.629

0.726

0.842

0.278

0.343

0.25

0.631

0.561

11.10

7.43

13.90

12.00

13.10

11.52

11.71

12.29

15.19

11.33

9.95

14.24

10.67

10.14

11.00

14.52

11.30

7.80

15.40

13.10

14.80

10.50

11.60

11.80

11.30

10.90

10.20

12.20

11.90

6.90

10.20

15.80


 

 

Приложение 2

Таблица№2

 

Усредненные показатели теста смысложизненных ориентаций (группа 1) и (группа 2).

Субшкалы

Р

Группа 1

Группа 2

1

2

3

4

5

0.712

0.930

0.913

0.578

0.380

26.4 

24.0

20.5

19.8

23.7

25.4

24.2

20.7

21.2

26.0


 

 

 

Приложение 3

Таблица эмпирического исследования 1 курс

Код

ДДО

Пк1-1

Человек - человек

Пк1-2

Человек - человек

Пк1-3

Человек - худ. образ.

Пк1-4

Человек - человек

Пк1-5

Человек - человек

Пк1-6

Человек - человек

Пк1-7

Человек - человек

Пк1-8

Человек-знак


 

Таблица эмпирического исследования 2 курс

Код

ДДО

Пк2-1

Человек-знак

Пк2-2

Человек - природа

Пк2-3

Человек - человек

Пк2-4

Человек - природа

Пк2-5

Человек - человек

Пк2-6

Человек-знак

Пк2-7

Человек - человек

Пк2-8

Человек-знак

Пк2-9

Человек - человек

Пк2-10

Человек - человек

Пк2-11

Человек - человек

Пк2-12

Человек - техника





 

Таблица эмпирического исследования 3 курс

Код

ДДО

Пк3-1

Человек-знак

Пк3-2

Человек - природа

Пк3-3

Человек - человек

Пк3-4

Человек - природа

Пк3-5

Человек - техника

Пк3-6

Человек - человек

Пк3-7

Человек - знак

Пк3-8

Человек - техника

Пк3-9

Человек - худ. Образ

Пк3-10

Человек - техника

Пк3-11

Человек-знак

Пк3-12

Человек - техника


 

Таблица эмпирического исследования 4 курс

Код

ДДО

Пк4-1

Человек - человек

Пк4-2

Человек - человек

Пк4-3

Человек - человек

Пк4-4

Человек - природа

Пк4-5

Человек - худ. образ

Пк4-6

Человек - техника

Пк4-7

Человек - человек

Пк4-8

Человек - техника

Пк4-9

Человек - худ. Образ

Пк4-10

Человек - человек

Пк4-11

Человек - человек


1 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.

2 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.

3 Никифоров, Г.С., Психология профессиональной подготовки: учебное пособие / Г. С. Никифоров, Н. А. Зиничев - М.: Спб, 1993. – 267 с.

4 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.

5 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.

6 Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи дис. канд. псих. наук / В. Н. Мясищев. - М., 1962 - 308 с.

7 Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.

8 Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. / Л.И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. -Л., 1976. -62 с.

9 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/М.Х. Титма. М., 1975. - 198 с.

10 Маркова Психология труда учителя. - М., 1993. - 190 с.

11 Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 1989.

12 Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. - 176 с.

13 Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Советская педагогика.-1989, №9.-с. 54-60.

14 Халяпина Л.Н. Социализация учителя. -Кузбассвузиздат, 1995.-128с.

15 Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -М., 1981. -95 с.

16 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.

17 Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., -1987 с. 124-128.

18 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. - М., 1985. - 319 с.

19 Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования локуса современного контроля// Психологический журнал, 1984. -Т.5. - №3. -с.36 - 42.

20 Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с.

 


Информация о работе Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности