Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.

Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной деятельности психолога
1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности……………………………………………7
1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………………..12
1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24
Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….31
2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 149.64 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Волгоградский филиал

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Психодиагностика»

Тема:  Формирование готовности студентов-психологов

к профессиональной деятельности.

 

 

 

 Подготовила:

Студентка группы П-3-10

Савкина Е.В.

Проверила:

Болычевская В.В.

 

Волгоград-2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3.

 

Глава I. Теоретические предпосылки исследований           профессиональной деятельности психолога

1.1 Теоретическое обоснование психологической  готовности студентов к профессиональной  деятельности……………………………………………7

1.2. Психологические механизмы  формирования профессиональной  направленности личности……………………………………………………..12

1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24

Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога 

2.1. Методы и организация  исследования……………………………..28

2.2 Анализ результатов эмпирического  исследования……………….31

2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список  литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54  

Введение

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой  жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны  для тех, кому не приходилось соприкасаться  с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни  побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто  такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под  магическим действием слова "психология".

В связи с большой популярностью  слова "психология" многие молодые  люди, выбирая пути продолжения образования, стремятся получить профессию психолога. Таким образом, они надеются глубже познать себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, "что такое психология" и "кто такой психолог". Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология - это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии -патопсихология - правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.           Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной  направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала психологических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.

Объект  исследования: студенты факультета «Общей психологии» гуманитарного ВУЗа. 

Предмет исследования: психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности.

Цель  настоящей работы явилось исследование профессиональной  направленности личности студентов психологического факультета на профессию практического психолога и исследование готовности студентов к профессиональной  деятельности. 

Исходя  из вышеизложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию практического психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.

Для достижения и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявление профессионально значимых качеств психолога и исследование профессиональной направленности личности. (Теоретический анализ проблемы).
  2. Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющих профессионально значимые качества практического психолога.
  3. Выявление взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов очно - заочной формы обучения психологического факультета.

Методологической основой для курсовой работы нами выбран деятельностный подход в русле которого трудились многие выдающиеся отечественные психологи. В качестве теоретической основы нами выбраны теории о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, П.Я. Гальперин, В.М.Мясищев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина и др.); научные подходы к проблемам сущностного понимания коммуникативной компетентности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, В.Н.Мясищев, Б.М. Теплов, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская и др.), практико-ориентированные работы по организации психолого-педагогической поддержки в образовательных учреждениях (Е.В.Бондаревская, А.Г.Асмолов, О.С.Газмана, И.Б.Котова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Б.С.Братусь, А.И.Волкова, Т.П.Гаврилова и др.).

В исследовании использовались методы:

-теоретические (теоретический  анализ философской, педагогической, социально-педагогической, психологической  литературы; анализ, обобщение и  систематизация психолого-педагогического опыта; синтез научной теории и психолого-педагогической практики; метод аналогии, моделирования.);

-эмпирические (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение, и т.д.);

Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий практический психолог, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии.

Практическая  значимость настоящей курсовой работы заключается в выдаче рекомендаций психологической службе университета.

Эмпирической базой исследования стал Саратовский государственный университет имени Н.Г Чернышевского. Исследование проводилось в период с 14.05.12. по 17.07.12г. Выборка исследования составляет 47 человек – студентов 1, 2, 3, 4-ого курса, факультета психологии.

 

 

Глава I. Теоретические предпосылки исследований           профессиональной деятельности психолога

 

1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности

Существенным критерием выбора профессии является соответствие склонностей  и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет  к работнику. Несомненно, что такое  соответствие будет тем более  оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями  молодого человека. Вопрос о соотношении  склонности как направленности на деятельность и способности к этой деятельности имеет первостепенное значение для  построения научной теории профессиональной консультации.

Принципиальное решение некоторых  основных сторон данного вопроса  содержится в исследованиях А.Г. Ковалева и В.Н. Мясищева, а также Б.М. Теплова1, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности.

О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что  в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность.

Таким образом, развитие способностей к деятельности не может происходить  вне склонности, а склонность неизбежно  приводит к развитию способностей. В связи с этим утверждается закон  соответствия способностей и склонностей. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев2 подчеркивают, что случаи несовпадения склонностей свидетельствуют о наличии побочных влияний. Так, случается что "родители стремятся развить у ребенка то, для чего нет достаточных предпосылок", или человек попадает в такую среду, где господствуют специальные интересы (например, художественные, технические, сценические), где оценка человека и отношение к нему связаны с его успехами в соответствующей области. "Заразившись" этими интересами и оценками, человек ищет и мечтает о достижениях, но если способностей нет, то усилие не дает достаточно продуктивных результатов. И в этом и в другом случае обнаруживается противоречие между кажущийся склонностью и отсутствием способности"3.

Очевидно, что деятельность ребенка, вызванная принуждением со стороны  родителей или стремлением к  успеху, к самоутверждению, нельзя рассматривать  как действительную склонность. Поэтому, когда говорят о случаях расхождения  между способностями и склонностями, имеют в виду именно кажущиеся  склонности. Что же касается действительных склонностей, то они попадают под "естественный закон соответствия склонностей  и способностей". Многочисленные наблюдения за развитием способностей подтверждают несомненную реальность "закона соответствия". Он отражает наиболее общую зависимость, существующую между склонностями и способностями. Наблюдения Мясищева В.Н., однако, указывают на то, что возникновение и первоначальное развитие склонности не всегда связано с потребностью человека в реализации собственных возможностей.

Согласно преобладающему в психологии мнению, задатки нельзя понимать, как  определенные психические свойства. Природные возможности являются особенностями анатомо-физиологическими. Каким образом физиологические  особенности могут способствовать появлению склонности как явления  психологического или тормозить  ее появление, как происходит скачок от анатомо-физиологического задатка  к способности остается неясным. Действительно рассмотрение задатка, как понятия анатомо-физиологического4 имеет для психолога "смысл лишь как ссылка на ту область, которой он не занимается. Это вместе с тем формально-логическое допущение того, что раз есть способности, то нечто должно быть до их появления".

Интересной является точка зрения В.Н. Мясищева5, вводящего промежуточное (между задатками и способностями) понятие данные ребенка. Данные - это относительно элементарные психические особенности, не являющиеся еще способностями и обусловленные соответствующими задатками. "Анализ способностей позволяет выявить их по структуре более общие и простые свойства, которые, будучи психологическими, лишь в своем сочетании и, главное, в своей сработанности становятся способностями. Эти элементарные свойства и представляют тот материал, те так называемые данные, из которых в дальнейшей жизни могут сформироваться способности. Обнаружив достаточные, голосовые и тембральные данные, точность различия и воспроизведения звуков, аккордов и мелодий и т.п., можно сказать о задатках певца, но лишь процесс обучения обеспечивает их формирование в способности"6.

Эта концепция представляет для  нас особый интерес, так как позволяет  понять одну из основных психологических  предпосылок избирательного отношения  к окружающей действительности. Имеются  в виду многочисленные случаи, когда  данные человека являются основным условием возникновения склонности. Избирательность  реагирования при этом обусловлена прежде всего более высокой чувствительностью к определенным сторонам внешних воздействий, более тонким и дифференцированным их восприятием. В свою очередь, это способствует возникновению эмоционального отклика и эстетического отношения к обстоятельствам и к деятельности, с которой человек соприкасается. Таким образом, встреча с деятельностью, для которой у человека имеются специфические данные, может актуализировать психические особенности, повышающие реактивность в отношении всего, что касается данной деятельности. Последняя становится все более притягательной для человека, все сильнее влияет на различные стороны его психической деятельности.

Элементарные психические особенности, из которых могут сложиться специальные  способности к большей части  других видов деятельности (оператора, врача, педагога, юриста и т.п.), обычно возникают позднее, так как в  значительно большей степени  являются производными от условий жизни  и деятельности человека.

Особый интерес представляет мотивационная  сторона деятельности. Склонность к  ней пробуждается в связи с  такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может  полнее и глубже отразить специфическое  содержание деятельности. В связи  с этим возникшая склонность является именно в этом основном содержании. Человек увлечен деятельностью ради нее самой, ради того удовлетворения, которое оно приносит. И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов. Совершенно очевидно, что в подобных случаях склонность находится в гармонии со способностями.

Захваченность деятельностью, соответствующей возможности человека, обеспечивает ее результативность. Способности у человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей привод при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается потребность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. П.А. Шавир7 рассматривал такие формы взаимосвязи между профессиональной направленностью и способностями, при которой возникшие склонности профессии происходит в связи с данными человека. Склонность здесь, по сути дела, является потребностью в реализации своих способностей.

Наблюдения, однако, показывают, что  данная форма взаимосвязи склонностей  и способностей не единственная. Нередко  избирательное отношение к деятельности возникает не на основе реактивности личности на специфическое содержание этой деятельности, а в связи с  тем, что она удовлетворяет некоторые  другие потребности, являющиеся доминантными.

Нередко профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей молодого человека. Формирование направленности на деятельность может  происходить под влиянием потребности  человека в своем более разностороннем развитии. Таким образом, влияние фактора способностей на возникновение избирательного отношения к деятельности может быть более отдаленным и опосредованным.

Несомненно, однако, что в отдельных  случаях возникновение склонности еще не свидетельствует о ее соответствии врожденностям человека. Здесь, в  свою очередь, встречаются два основных варианта. В процессе пробы сил, а  тем более регулярной практической деятельности возможности для ее мастерского выполнения может оказаться  недостаточно, и тогда склонность, не подкрепляемая чувством удовлетворения от труда, будет ослабевать. Либо в процессе деятельности произойдет достаточное развитие необходимых для не способностей. В этом случае создаются психологические предпосылки для сдвига мотивов деятельности. Привлекательным в ней для человека все больше будет становиться не внешние ее особенности, а ее творческие стороны, ее специфическое содержание.

Информация о работе Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности