Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.

Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной деятельности психолога
1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности……………………………………………7
1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………………..12
1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24
Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….31
2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 149.64 Кб (Скачать)

 

1.3. Профессионально значимые качества психолога.

 

Профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая  реальность человека, которая порождается  и существует только по свойственным ей законам.

В настоящее время психолог призвано оказывать профессиональную помощь жизненных проблем человека. Используя  рекомендации специалистов - психологов, многие проблемы человек может решать самостоятельно, то есть способен быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявление эмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться со сложными проблемами человек не в силах и нуждается в психофизиологической помощи.

Таким образом, психолог - специалист с базовым высшим психофизиологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и  умением их корректировать.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого  человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н. Абрамова, одним из немногих видов социальной активности, где  обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются  в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Следовательно, в первую очередь профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.

Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте - зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.

Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которым взаимодействует психолог, хорошая распределяемость внимания.

Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.

Преимущественные способы переработки информации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач. Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности при принятии решения.

Нагрузка на эмоционально-волевую сферу идет большая, так как в работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.

Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности,  рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность.

1.4. Выводы:

 

  1. Теоретический  анализ данной проблемы показал, что высокий уровень  профессиональной направленности - это  качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Особенно в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль отводится преобладающему мотиву.
  2. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее смыслом для человека.
  3. Наиболее благоприятными для формирования основных структур личности человека, для достижения им готовности к познанию, деятельности является период ранней зрелости.
  4. Соответствие между человеком и деятельностью формируется в процессе практической деятельности на основе активной пробы сил, начинающийся уже в школьные годы.
  5. Профессиональная готовность в настоящем исследовании определяется как субъективное состояние личности, считающей себя способной  и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

 

Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога 

2.1. Методы и организация исследования.

Эмпирические исследования проведенные нами в Саратовском государственном  университет имени Н.Г Чернышевского были  направлены на выявления уровня психологической готовности студентов к деятельности психолога у студентов СГУ специальности общая психология. Исследования проводились в период с 14.05.12 по 17.07.12 года.

Суть исследования сводилось к определению психологической готовности студентов психологического ВУЗа к профессиональной деятельности и сравнительному анализу результатов.

В исследовании использовались следующие методики:

Тест Кеттела. Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально- волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

 В настоящем исследовании  использовалась одна из модификаций  этого теста - "17ЛФ", которая  представляет автоматизированный  русскоязычный вариант теста  "16PF" Кеттела, дополненный служебной шкалой "социальной желательности" (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм "А" и "Б" 17. В данном случае применялась форма "А" предназначенная для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

  1. интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1):
  2. эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3,Q4);
  3. коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, Q2, N, L).

На основании 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость -ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность - расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение "концов" оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно не имеет ни этического, ни психофизиологического смысла. Как отмечает В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, "положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности"18.

Полученные результаты оценивались  нами применительно к особенностям профессиональной деятельности педагогов  и психологов, поскольку в основе профессионально значимых качеств  данной профессии лежат характерологические  особенности.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Является адаптированной версией теста "Смысл в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста "Смысл жизни" Джеймса Крамбо и Леонардо Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А.Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена. В соответствие с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру19.

Тест смысложизненных ориентаций включает, на ряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля:

Субшкала 1. Цели в жизни.

Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность.

Субшкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни).

Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Опросник «ДДО» позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере (по классификации Е.А. Климова). В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, испытуемый лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные (им самим, родителями, учителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

Ч-З (Человек – знак)

Ч-Т (Человек – техника)

Ч-П (Человек – природа)

Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

Ч-Ч (Человек – человек)20.

2.2 Анализ  результатов эмпирического исследования

 

Анализируя данные полученные в  ходе исследования, мы сравниваем степень  психологической готовности студентов  первого, второго, третьего и четвертого курса, Саратовского государственного  университета имени Н.Г Чернышевского , к дальнейшей профессиональной деятельности.

Для проведения тест опросника Кеттела и теста смысложизненных ориентаций испытуемые были разделены на группы.

Первую группу составили студенты, обучающиеся на 1и 2 курсе.

Вторую – студенты 3 и 4 курса

Результаты, полученные при изучении характерологических особенностей, позволили построить усредненные  профили по тесту Кеттела обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам (см. рис. 1).

Значимая степень достоверности  различий была выявлена по фактору Q2 (предпочтение собственных решений - зависимость от группы) 16-ти факторного опросника Кеттелла (прилож. 1, табл. 1).

Направленность характерологических  особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорят о том, что для студентов первой и второй групп характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, открытость и готовность к сотрудничеству.

Испытуемые первой и второй групп  показали направленность к отрицательному полюсу фактора В. Это свидетельствует о неумении сконцентрировать внимание на задаче, "отстраниться" от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.

Направленность характерологических  особенностей по фактору С (сила "Я" - слабость "Я") к положительному полюсу (С+) предполагает, что студенты второй группы в большей степени способны управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Студентов, вошедших в первую группу отличают менее выраженные качества определяющие данный фактор.

Анализ результатов по фактору Е показал, что студенты со специализацией исследователи более стремятся к самостоятельности. Для них характерно более независимое поведение.

Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов  первой группы как людей менее  бодрых, активных, беспечных, легко  воспринимающих жизнь, чем студенты второй группы.

Более высокие показатели по шкале G у студентов первой группы говорят  о том, что они более совестливы и высокоморальны. Принятых правил они придерживаются не потому, что это выгодно, а потому, что не могут поступить иначе.

Студенты первой и второй групп  обнаружили высокие показатели по шкале  Н, что говорит о их смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки.

Студенты первой группы в целом  обнаружили более высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость), что говорит  о том, что они более чувствительны, тянутся к другим. У них художественное мышление.

Информация о работе Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности