Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3.

Глава I. Теоретические предпосылки исследований профессиональной деятельности психолога
1.1 Теоретическое обоснование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности……………………………………………7
1.2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………………..12
1.3. Профессионально значимые качества психолога………………..21 1.4.Выводы………………………………………………………………...24
Глава II. Эмпирическое исследование определения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности психолога
2.1. Методы и организация исследования……………………………..28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования……………….31
2.3.Выводы………………………………………………………………..45 Заключение………………………………………………………………………48Список литературы………………………………………………………………50 Приложение………………………………………………………………………54

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 149.64 Кб (Скачать)

Направленность характерологических  особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у студентов обеих групп свидетельствует о подозрительности, недоверии и настороженном отношении к другим. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, считают, что их недооценивают, не признают их достижения. Однако, у студентов со специализацией педагог эти качества более выражены.

Более высокие показатели по шкале  М говорят о том, что студенты со специализацией педагог люди с  развитым воображением, более мечтательны  и немного рассеянные, чем студенты второй группы.

Студенты первой и второй групп  обнаружили направленность характерологических  особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что  они - люди проницательные, склонные к  поиску логики, в поступках, эмоциональных  реакциях окружающих и собственных  переживаниях.

Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия),  направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов со специализацией педагог к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В общем они замкнуты и обособлены. У студентов со специализацией исследователи эти качества менее выражены.

Анализ результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению информации по различным областям знания, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей степени доверяют авторитетам.

Анализ результатов по фактору Q2 (р = 0,025) показал, что студенты со специализацией педагоги независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они не нуждаются в "чувстве локтя", в одобрении и поддержке со стороны.

У второй группы более выражена склонность работать и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение для них во многом решающий фактор (Q2-).

Более высокие показатели у студентов  первой группы по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) говорят об их организованности, умении контролировать себя, упорно и пламенно следовать поставленной цели.

Анализ результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о напряженности, озабоченности неудовлетворенности стремлений. Для студентов второй группы характерна в большей степени некоторая фрустрированность (Q4+). Они более напряжены, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.

Таким образом, для студентов 1и 2 курса характерны следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.

Выпускники (студенты 3 и 4 курса) обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинить себя правилам, напряженные.

Показатели  по тесту СЖО выявили, что студенты первой группы имеют 


 

низкую  осмысленность жизни, чем студенты второй группы (рис. 2.).

Низкие баллы по первой шкале "Цели в жизни" характеризуют у студентов  второй группы отсутствие в жизни  целей в будущем, которые придают  жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Показатели по шкале 2 говорят о  том как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов второй группы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Шкала 3 отражает оценку пройденного  отрезка жизни, ощущение того, насколько  продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют  студентов первой группы как людей  неудовлетворенных прожитой частью жизни.

Показатели по шкале 4 "Локус  контроля - Я" у студентов первой группы более низкие, по сравнению  с показателями студентов второй группы. Это говорит о неверии  в собственные силы и неумении контролировать события собственной  жизни.

По шкале "Локус контроля - жизнь  или управляемость жизнью" у  студентов первой группы показатели ниже показателей студентов второй группы. Это говорит о том, что  для студентов первой группы более  характерен фатализм, убежденность в  том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода  иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Достоверных различий по тесту СЖО  обнаружено не было.

Проведенный нами корреляционный анализ обнаружил тесную взаимосвязь между  характерологическими особенностями  личности, входящих в структуру ПВК психологов 1,2,3,4 курсов - смысловыми компонентами их будущей деятельности.

Так фактор I теста Кеттлера коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) r=0,60 (p<0,05).

Направленность по фактору I к положительному полюсу говорит о психологах как  о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим.

Была обнаружена корреляция фактора Q4 (напряженный - невозмутимый) со шкалой "Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью" по тесту СЖО r=-0,49 (р<0,05).

Направленность фактора Q4 к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как напряженных, озабоченных планами. У студентов 3 и 4 курса эти качества выражены в большей степени, чем у студентов 1 и 2 и для них в большей степени убеждены в том, что свобода у них сильно ограничена. Они склонны строить планы на будущее.

Анализ связей показателя по шкале Q3 теста Кеттлера с терминальной ценностью 4 (интересная работа) показал, что для студентов первой и второй групп характерна обратная зависимость r=-0,64, р<0,05). Студенты 3 и 4 курса в большей степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты 1 и 2 курса, и, следовательно, студенты 3 и 4 курса в большей степени ценят интересную работу.

Была обнаружена прямая зависимость  между фактором Q4 (напряженный - невозмутимый) и терминальной ценностью 6 (любовь) r=0,63 (р<0,05).

Студенты 1и 2 курса в меньшей степени напряжены и озабочены планами, чем студенты 3 и 4-го.

Прослеживается взаимосвязь между  терминальной ценностью 14 (свобода) и  фактором G по тесту Кеттлера r=0,49 (р<0,05).

Это говорит о том, что студенты 1и 2 курса более моралистичны и аккуратны, чем студенты 2 и 4-го, при этом они неуверенны в себе. Поскольку зависимость между факторами прямая, то студенты 1и 2-го года обучения меньше ценят самостоятельность, они более конформны.

Обнаружена корреляция шкалы G с интернальной ценностью 1 (аккуратность)

r=-0,49 (р<0,05).

Направленность по шкале G к положительному полюсу указывает на то, что студенты 1и 2 курса более аккуратны, чем студенты 3 и 4-го, и содержат в порядке не только свои вещи, но и дела.

Далее мы проанализируем результаты, полученные в ходе проведения методики «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)» (Е. А. Климов).

Методика предназначена для  отбора на различные типы профессий  в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.

Название типов профессий:

I. «Человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек—техника» — все технические профессии.

III. «Человек—человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек—знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек—художественный образ» — все творческие специальности. Для социального педагога наиболее оптимальным является тип профессии: «человек-человек». Результаты исследования представлены в таблицах 1,2,3,4.

Таблица 1.Результаты исследования профессиональных предпочтений студентов 1-ого курса по методике «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климов

Тип деятельности

Процентное соотношение

Человек - человек

77

Человек - худ. образ.

13

Человек-знак

10


 

Диаграмма, представленная на рисунке  3 показывает, что среди студентов первого курса 77% процентов тяготеют к типу профессии «человек-человек», 13% - «человек – художественный образ», 10% - «человек-знак».

Рис№3

 

Таблица№2. Результаты исследования профессиональных предпочтений студентов 2-ого курса по методике «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климов

Тип деятельности

Процентное соотношение

Человек - человек

47

Человек - знак

24

Человек - природа

17

Человек - техника

12





 

Диаграмма, представленная на рисунке  4 показывает, что 47% процентов студентов второго курса, показали результат методики «человек-человек», 24% - «человек-знак», 17% - «человек-природа», 12% - «человек – техника».

 

Рис№4

Таблица 3. Результаты исследования профессиональных предпочтений студентов 3-ого курса по методике «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климов

Тип деятельности

Процентное соотношение

Человек - техника

30

Человек - знак

27

Человек - природа

13

Человек - человек

16

Человек - худ. обр.

14





 

Диаграмма, представленная на рисунке  5, показывает, что лишь 16% студентов третьего курса определились с типом профессии «человек-человек», 30% - «человек-техника», 27% - «человек-знак», 13% «человек-природа», 14% «человек - художественный образ».

 

Рис№5

 

 

Таблица 4.Результаты исследования профессиональных предпочтений студентов 4-ого курса по методике «Дифференциально - диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климов

Сфера деятельности

Результат в %

Человек - человек

57

Человек - худ. образ.

16

Человек - техника

14

Человек - природа

13


 

Диаграмма, представленная на рисунке 6 показывает, что 57% процентов студентов четвертого курса проявили склонность к типы профессии «человек-человек», 16% - «человек – художественный образ», 13% - «человек – природа», «человек-техника»- 14%.

Рис№6

 

 

2.3 Выводы.

 

 

Подводя итоги эмпирического исследования, изложенного во второй главе, следует  отметить что, в ходе научного поиска, мы сравнивали психологическую готовность и степень сформированности профессионально значимые качеств психолога у студентов первого, второго, третьего и четвертого курса Саратовского государственного  университета имени Н.Г Чернышевского, по специальности «Общая психология».

Для определения степени психологической  готовности и степени сформированости профессионально значимых качеств психолога нами были использованы следующие методики: Методика «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е. А. Климов), методика «Определение направленности личности (ориентационная анкета)», тест опросник Кеттлела, тест смысложизненных ориентаций (СЖО).

Анализ результатов полученных в ходе проведения методики «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)», разработанный Климовым Е. А., говорит о том, что у студентов 1-4 курса преобладает тип профессиональной направленности – «Человек-человек», что означает наиболее оптимальный вариант для психологической готовности студентов к профессиональной деятельности социального педагога.

Информация о работе Формирование психологической готовности студентов-психологов к прфессиональной деятельности