Формирование личности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ психологических особенностей подростков совершивших агрессивно насильственные преступления.
Для того, чтобы квалифицированно провести анализ, необходимо определиться в основных понятиях преступление и преступность, выявить их признаки.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения противоправных действий…...5
Понятие агрессивно-насильственных преступлений……………………5
Виды насильственных преступлений……………………………………..7

Глава 2. Формирование личности несовершеннолетних преступников..15
2.1. Социально-психологическое влияние на становление личности……..15
2.2. Личностные особенности несовершеннолетних преступников………..22

Глава 3. Психология преступности несовершеннолетних.........................28
3.1. Психологический портрет несовершеннолетнего преступника……….28
3.2. Особенности преступности несовершеннолетних………………………30

Заключение ……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 90.10 Кб (Скачать)

Диагностика психологического механизма агрессивного преступления по мнению Ф.С. Сафуанова позволяет понять причины и условия, способствующие его совершению. В своей работе он выделил следующие разновидности механизмов агрессивных преступлений:

1.Непосредственная реализация агрессивности. К лицам, совершившим агрессивные преступления по механизму непосредственной реализации агрессивных побуждений, относятся, прежде всего, истерические, возбудимые, эпилептоидные и мозаичные психопатические личности, а также лица с органическим психическим расстройством, осложненным психопатизацией личности, и – реже – психически здоровые. 

При ценностной детерминации агрессии наиболее характерные преступления – это убийства, избиения и грабежи (разбои).  При непосредственной реализации потребностей все преступления сводятся к изнасилованию или насильственным действиям сексуального характера.

2.Агрессия, совершенная под влиянием алкогольного опьянения. Агрессивное поведение лиц, находящихся в состоянии простого алкогольного опьянения, является реализацией агрессивных побуждений, возникающих вследствие смыслового восприятия и субъективной оценки ситуации как более угрожающей, опасной (что обусловлено актуальным влиянием алкоголя на сознание и когнитивные процессы), при отсутствии или слабой выраженности компенсаторных защитных механизмов, способных или снизить уровень субъективной значимости ситуации, или препятствовать прямому проявлению агрессии, независимо от исходного уровня агрессивности.

3.Криминальная агрессия, совершенная под влиянием групповых воздействий. Преступники выступают в пассивной роли ведомых, подчиненных воле лидера, при совершении общественно опасных деяний.

4.Агрессия как результат неверной оценки ситуации. Преступники  обнаруживают неспособность к свободному выбору возможных правомерных и неагрессивных вариантов действий в определенной ситуации. В основе этого лежит несформированность как смысловой и когнитивной оценки ситуации, так и недостаточность самооценки, что предопределяет выбор агрессивных форм разрешения ситуации с резким ослаблением их контроля и прогноза. Несформированность отражательных и регуляторных функций определяется психическим расстройством.

5.Инструментальная агрессия. Наиболее частые криминально-агрессивные действия в этом случае -  наемные убийства, убийства  с целью завладения имуществом, убийства финансовых конкурентов, а также заранее запланированные убийств новорожденного ребенка собственной матерью из-за тяжелого материального положения.

6.Отсроченная агрессия. У преступников выработаны компенсаторные по отношению к возбудимым чертам личности механизмы, доминирующим среди которых являются высокая тревожность, страх перед возмездием за совершенную агрессию.

7.Ситуативная агрессия. Высокая агрессивность связана в основном с ситуационными факторами, и выступает не как мотивационная тенденция или устойчивая черта личности, реализующаяся в любых ситуациях, а как реактивная агрессивность, актуализирующаяся в ответ на психотравмирующие внешние воздействия.

8.Агрессия, совершаемая под влиянием эмоционального возбуждения. Когда агрессивные действия возникают в ответ на психотравмирующие обстоятельства.

9.Агрессия как разрядка накопленного эмоционального напряжения. Для неагрессивных лиц с выраженными тормозящими проявления агрессии структурами, совершающих криминальные действия в ответ на психотравмирующие и фрустрирующие воздействия, характерно накопление эмоциональной напряженности в условиях длительной психотравмирующей ситуации, с последующей ее разрядкой в противоправных действиях.

10. Агрессия в состоянии декомпенсации. Происходит срыв компенсаторных и гиперкомпенсаторных механизмов, выработанных аномальной личностью в ходе социальной адаптации[11].

    Так, характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

Отличительной особенностью преступности несовершеннолетних является также то, что она носит группой характер и отличается ситуативностью – велика власть ситуации в преступной деятельности несовершеннолетних в силу таких особенностей личности подростков, как несформированность системы ценностей, мировоззрения и убеждений; импульсивность, неуравновешенность, слабоволие, жизнь настоящим и др.

Организованные преступные группы отличаются высоким уровнем  подготовки, хорошей технической  оснащенностью. В них четко просматривается  организованная структура, в целом  повторяющая структуру аналогичных  групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Несоблюдение данных законов ведет к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретенного преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

Значительная часть насильственных преступлений совершается подростками в отношении членов своей семьи или других родственников, иных лиц из их бытового окружения.

Таким образом, особенности  структуры преступности несовершеннолетних заключаются в более узком  круге совершаемых преступлений; в меньшей доле среди них тяжких преступлений (в основном преобладают  кражи, грабежи  и хулиганство; реже - убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, разбои, изнасилования); в незначительной доле преступлений, совершенных по неосторожности. В то же время в последние годы несовершеннолетние "осваивают" и новые для них преступления (вымогательство, захват заложников, валютное мошенничество, торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления и т.п.).

Еще одним характерным признаком преступности несовершеннолетних является также и особенность рецидива совершения ими преступлений, связанная с возрастными границами несовершеннолетних. За незначительный период времени (4 года) подросток, чтобы стать рецидивистом, "должен" успеть совершить как минимум два преступления. Рецидивная преступность несовершеннолетних имеет высокую общественную опасность не только в силу своей распространенности, но прежде всего из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в злостных рецидивистов, не поддающихся каким-либо мерам профилактического воздействия.

 

 

Заключение

 

В ходе анализа литературы на предмет преступности несовершеннолетних, в данной курсовой работе были определены основные виды насильственных преступлений, выявлены социально-психологические  факторы, обуславливающие формирование преступного поведения, а также  отмечены особенности, характерные  для преступных деяний, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.   

Обобщая, можно привести ряд личностно-типологических, психологических особенностей лиц, совершающих насильственные преступления:

·  восприятием окружающей среды как постоянно враждебной им;

· повышенной чувствительностью к малейшим личностным поражениям, неспособностью к социально адекватной их компенсации;

·  аутичностью (социальной отчужденностью);

·  крайней завышенностью уровня притязаний;

· склонностью к пребыванию в экстремальных ситуациях, активно инициируя их;

·  акцентуированной склонностью к самоутверждению;

·  стремлением к постоянной гиперкомпенсации присущего им чувства неполноценности.

В насильственных преступлениях  часто проявляется жестокая агрессивность, причиняются тяжелые физические и психические травмы. Этот тип агрессивного поведения свидетельствует о глубокой личностной деформации, сформированное у личности устойчивой установки на агрессивное поведение и постоянную готовность наносить ущерб людям, о крайне пониженном социальном самоконтроле личности.

Для поведения насильственного типа преступников характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний, примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средство разрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты.

Также было выяснено, что  значительная часть несовершеннолетних преступников страдает аномалиями психики. Среди несовершеннолетних, совершающих  насильственные преступления, эта доля многократно выше. Наиболее распространенными  формами психических аномалий являются психопатия, невропатические черты  и патохарактерологические реакции (повышенная обидчивость, раздражительность, тревожность), пониженный уровень интеллектуального развития. Большинство психических аномалий подростков данной категории вызваны ненормальными условиями воспитания или родовыми травмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии., 1987.
  2. Антонян Ю.М., криминология. Избранные лекции. М.: Логос , 2004.
  3. Васильев   В.Л., Юридическая психология. – СПб., 1998.
  4. Васильев В.Л., Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л.: «Знание», 1980
  5. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей./Вопросы психологии №1/1989
  6. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости в борьбе с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума, послесловие В. Зеленского – СПб.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2000
  7. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981
  8. Долгова А.И. Криминология. М.: норма, 2007.
  9. Заика Е.В., Крейдун И.П., Ягина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. / Вопросы психологии № 4 / 1990
  10. Кудрявцев В.Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения. / Методологические проблемы социальной психологии /  - М., 1975
  11. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии: Монография. – М.: Смысл, 2003.
  12. Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

 


Информация о работе Формирование личности несовершеннолетних преступников