Формирование личности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ психологических особенностей подростков совершивших агрессивно насильственные преступления.
Для того, чтобы квалифицированно провести анализ, необходимо определиться в основных понятиях преступление и преступность, выявить их признаки.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения противоправных действий…...5
Понятие агрессивно-насильственных преступлений……………………5
Виды насильственных преступлений……………………………………..7

Глава 2. Формирование личности несовершеннолетних преступников..15
2.1. Социально-психологическое влияние на становление личности……..15
2.2. Личностные особенности несовершеннолетних преступников………..22

Глава 3. Психология преступности несовершеннолетних.........................28
3.1. Психологический портрет несовершеннолетнего преступника……….28
3.2. Особенности преступности несовершеннолетних………………………30

Заключение ……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 90.10 Кб (Скачать)

Исходя из того, что деятельность человека управляет его сознанием, А.И. Долгова выявила следующие моменты применительно к содержательной стороне сознания правонарушителей: а) направленность личности как определенная структура ее мотивационной сферы; б) нравственное сознание, включая и ценностные ориентации; в) правовое сознание [7, с.76].

Говоря о характере  влияния неблагоприятных внешних  влияний на формирование личности подростка,  В.Л. Васильев выделяет аналогичные аспекты, а именно, он указывает на зависимость сознания ребенка от уровня его умственного и нравственного развития, которое является тем внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным факторам разрушать психику подростка, формировать отрицательные качества. Что касается направленности личности, то, по его мнению, большое значение для нормального развития имеет установление гармоничных отношений между желаниями (на что он претендует) и фактическими способностями подростка [4, с. 7]. Особую роль правосознания как отражения общественных отношений, регулируемых нормами права, В.Л. Васильев объясняет тем, что в условиях нормальной социализации правовые запреты принимаются человеком к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности личности, формируя социальный стереотип поведения, на основании чего в личности воспитывается механизм социального саморегулирования [4, с. 14].

На раннем этапе социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. Семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие ее противоправному поведению. Именно в семье закладываются основы сознания и характера ребенка, его моральные качества и волевые свойства личности. Дефекты же ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение.

В большинстве случаем  важнейшим фактором формирования личности трудного подростка являются неблагоприятные  семейные условия, которые заключаются, главным образом, как в отсутствии нормальной нравственной среды, так  и в ее искажении, что связанно, как правило, с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.п. Такая ситуация в семье сопровождается пренебрежительным отношением к ребенку, игнорированием его нужд и потребностей; зачастую ребенок подвергается насилию со стороны родителей и старших родственников, что приводит не только к физическим, но и моральным страданиям, нарушающим, как следствие, его психику, вызывая, нередко, определенные отставания и отклонения в полноценном развитии.  

Однако, что не только ситуации в неблагополучных семьях (алкоголиков, наркоманов, преступников и т.д) могут привести к деформации личности ребенка. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие [4, с.5].

Криминогенные последствия  может иметь также доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию. В связи с этим, Ю.М. Антонян выделяет любовь, эмоциональное тепло в отношениях между ребенком (подростком) и родителями как главные условия нормального воспитания. «К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его» [2].  Следует признать, что в современном головокружительном ритме жизни, у родителей, зачастую, попросту не остается времени и сил на своих детей, стремясь успеть, заработать и обеспечить ребенка материальными благами, они оставляют без внимания его моральное состояние.

 Нередко ненормальную  нравственную атмосферу вокруг  ребенка создают любящие и  желающие ему всякого добра  родители, стремящиеся оградить  свое «чадо» от всевозможных  трудностей. Создавая тепличные условия для своих детей, родители воспитывают тем самым эгоистов и деспотов.

Таким образом, негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связаны, главным образом c недостаточной педагогической осведомленностью родителей, а также с их неполноценным участием в судьбах собственных детей.

Особое влияние на формирование и развитие личности ребенка оказывает школа. Именно школа призвана выработать высокие нравственные принципы в характере подростка. К сожалению, процесс обучения в школе сегодня все больше сводится к механической передаче материала ученикам, в целях более специализированной подготовки к будущим профессиям, с учетом возрастающего объема информации. Не смотря на то что, внедряются новые методы и техники обучения, с использованием современных технологий, влияние школы как института воспитания заметно ослабевает, она перестает участвовать в жизни своих учеников  как источник морали и нравственности.

Формальное отношение  к подростку, без учета его  психологии, приводит к различным  конфликтам в школе, в результате которых подросток предпочитает компании вне школы. Такие объединения называют группами риска, формирующими антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения.

А. Гуггенбюль, изучая природу  подростковой агрессии, отмечает, что школа в последнее время становится ареной проявления детской жестокости.

Он признает прогресс в сфере педагогики: «школы стали гуманнее, дети получили возможность развиваться более свободно, отдаваться учению целиком, без остатка, без ущерба для своей личности. Однако, к сожалению, стены школы отнюдь не застрахованы от выплескивания (сброса, абреакции) потребности в групповой активности, и классы становятся местом специфической групповой динамики. Если прежде дети ориентировались в своем поведении на фигуру учителя, то теперь их гораздо больше волнуют события в своей возрастной группе» [6].

 Главными причинами,  по которым происходит смещение  центра деятельности подростковых  групп, приводящее к изменению самих форм проявления агрессии, помимо снижения рождаемости, А. Гуггенбюль называет: гуманизацию школьного преподавания и перегрузку учебного плана заставляют современных детей искать свой микрокосм именно в школе.  

Потребности общения и  самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных  условиях семьи и групп сверстников  в учебном учреждении. Если это по каким-либо причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Для подростков сближение с группой становится решающим фактором в формировании их криминогенных ориентации. Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения. Кроме того, в значительном числе случаев преступления совершаются подростками под давлением группы, ее "морали", по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей (независимо от характера защищаемых ценностей), упрочить занимаемое в группе положение, заслужить "авторитет" равного среди равных.

Криминогенная группа посредством  специфических психологических  механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние. В основе совершения насильственных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, лежит такой психологический  механизм, как гиперкомпенсация. Другими словами, компенсация эмоциональной неудовлетворенности происходит у подростков за счет самоутверждения в досуговых товарищеских группах. 

Криминогенная группа является фактором, в значительной степени снижающим  у подростков страх перед возможным  уголовным наказанием. Криминогенная  группа является для несовершеннолетних средой, которая формирует и стимулирует  мотивацию антисоциального поведения.

В редких случаях досуговые криминогенные  группы несовершеннолетних могут превращаться в преступные. При этом стоит отметить, что преступную группу от криминогенной отличает четко проявляющаяся ориентация ее членов на преступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые достигаются преступным способом. Участники такой группы сами активно ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют. Преступные группы подростков различаются степенью организованности.

Важно учитывать также  влияние макросреды на формирование личности подростка. Макросреда представляет собой конкретизацию общественных отношений на данном этапе существования  определенной общественно-экономической  формации [7, с. 31]. Здесь необходимо учитывать как политико-экономическое устройство государства в целом, так и пропаганду в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (культура насилия, жестокости, наркотиков, порнографии), в том числе и широко используемые современной молодежью социальные сети.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство.

Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении противоправного поведения несовершеннолетних.

 

2.2. Личностные особенности несовершеннолетних преступников

 

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место  при изучении данного явления  выдвигается проблема личности преступника.

 Криминогенные  (т. е. способствующих совершению правонарушений) личностные качества - качества, свидетельствующих об общих трудностях и отставании в развитии личности.

К криминогенным качествам, как правило, относят: высокие, не подкрепленные  реальностью притязания, деформированная  система ценностей, хроническая  конфликтность в отношениях со взрослыми, изоляция в пределах замкнутой группы, склонной к делинквентному поведению, акцентуации характера, свидетельствующие о недоразвитии эмоционально-волевой сферы, и др.

Качествами, свидетельствующими об общих трудностях и отставании в развитии личности, считаются: отсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональных отношений  в семье, низкий социометрический статус, наличие личностных конфликтов и  конфликтов с окружающими, низкий уровень  развития самосознания и др.

Кроме того, несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе:

 - различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

- ярко выраженные, начиная  с детского возраста, невропатологические  черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);

- заболевание алкоголизмом;

- явления физического  инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и  т.д.) либо выраженное отставание  в физическом развитии, включая  дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. У несовершеннолетних преступников отмечаются следующие эмоциональные и интеллектуальные особенности личности: снижение продуктивности мышления, примитивность суждений, рассеянность внимания, снижение характеристик памяти и интеллекта, эмоционально-волевые нарушения, эмоциональная неустойчивость (лабильность, склонность к аффективным реакциям, ригидность, поверхностность), малодифференцированность эмоциональных проявлений.  Также для несовершеннолетних преступников характерно ослабленное чувство стыда, несдержанность, грубость и жестокость. Они эмоционально не уравновешены, тщеславны, ленивы, упрямы, нечувствительны к страданиям других, и у них значительно ослаблены волевые качества.

Заика Е.В., Крейдун И.П., Ягина А.С. в своем исследовании деформаций личности подростка и возникновения у них противоправного поведения, выделили три основных параметра развития личности, свидетельствующих о различном их вкладе в формирование делинквентного поведения: отношение к будущему, социальные отношения, черты характера.

Они пришли к заключению, что относительно отношения к  будущему у подростков, совершивших  противоправные деяния, выявлено преобладание бессодержательных ориентации, выражающих отрицание настоящего («будет по-другому»), что свидетельствует о практически полной несформированности представлений о будущем.

Такая несформированность отношения к будущему является как бы общим фоном возможных нарушений поведения, но само по себе оно не приводит к противоправному поведению, однако это может выступать одним из условий нарушений социальных отношений и черт характера.

Информация о работе Формирование личности несовершеннолетних преступников