Формирование личности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ психологических особенностей подростков совершивших агрессивно насильственные преступления.
Для того, чтобы квалифицированно провести анализ, необходимо определиться в основных понятиях преступление и преступность, выявить их признаки.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения противоправных действий…...5
Понятие агрессивно-насильственных преступлений……………………5
Виды насильственных преступлений……………………………………..7

Глава 2. Формирование личности несовершеннолетних преступников..15
2.1. Социально-психологическое влияние на становление личности……..15
2.2. Личностные особенности несовершеннолетних преступников………..22

Глава 3. Психология преступности несовершеннолетних.........................28
3.1. Психологический портрет несовершеннолетнего преступника……….28
3.2. Особенности преступности несовершеннолетних………………………30

Заключение ……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 90.10 Кб (Скачать)

Что касается акцентуации  характера, то чаще всего с противоправным поведением связаны эпилептоидный, истероидный, гипертимный и неустойчивый типы акцентуации в сочетании с различными неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и несформированным Я-образом.

Нарушения социальных отношений  подростков сводится к  преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм [9, с. 89].  

Характерная личностная особенность  несовершеннолетнего насильственного  преступника заключается в криминогенных  изменениях нравственных ориентаций и установок, что проявляется в индифферентном и пренебрежительном отношении к общечеловеческим ценностям, правовом нигилизме, пренебрежении телесной неприкосновенностью человека.

Заслуживает внимания тот факт, что в психологии трудных подростков отсутствуют значимые различия между такими параметрами, как самооценка (достаточно высокая у преступников), самоценность, самопринятие, представление о своей социальной репутации, своих социальных способностях, самоуверенность, самопривязанность. При этом, важно отметить сам процесс формирования самооценки трудных подростков. Как показали исследования Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппентейтер под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям — и тогда уровень самооценки повышается[5, с. 53].

Для несовершеннолетних преступников характерна также индивидулистическая и эгоистическая позиция личности – социально-психологическая основа преступления, невыработанность надлежащих качеств и представлений, неумение критически оценивать факты и явления, сообразовать поступки с требованиями общественной необходимости[4, с.11]. Причины своего преступного поведения они видят не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей, что также свидетельствует о неадекватности оценок преступников, глубоких нарушениях в ценностнообразующей сфере их личности.

В последнее время исследователями  много внимания уделено выявлению  отягощенности несовершеннолетних преступников различными нервно-психическими аномалиями. Установлено, что влияние этих аномалий на правонарушающее поведение в основном носит косвенный или опосредованный характер. Они, как правило, стимулируют социальную неадаптированность, неадекватность реакций подростков, но не определяют основное содержание конкретных действий, их нравственно-правовую направленность.

Психические аномалии изменяют характер и содержание реакций на внешние и внутренние стимулы  и ограничивают возможности выполнения некоторых социальных функций, ослабляют  механизмы внутреннего контроля, облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных поступков, в том числе противоправных. Все это отрицательно сказывается на развитие личности и может привести к преступному поведению.

Ю.М. Антонян прослеживал влияние психических аномалий на преступность в следующем:

1) в формировании личности  правонарушителя, особенно несовершеннолетнего,  когда при наличии указанных  аномалий возникают и развиваются особенности, могущие привести к антиобщественному поведению, легче воспринимаются и усваиваются негативные воздействия (например, семьи, неформальных групп и т.д.);

2) в мотивации преступного  поведения лиц с аномалиями  психики, восприятии и реагировании  на конкретные жизненные ситуации, более легком вовлечении их  в преступные действия;

3) в исправлении и перевоспитании  правонарушителей, мотивации их  поведения в период отбывания  наказания, их ресоциализации, вовлечении в общественно полезную деятельность и адаптации в позитивной среде;

4) в неосторожном, в ряде  случаев аморальном и противоправном  поведении потерпевших, поскольку  среди них немало лиц с ущербной  психикой[1, с 30-31].

Психические аномалии оказывают  значительное влияние на совершение преступлений против личности, хулиганство, разбой и т.д. Однако, криминогенная значимость психических аномалий не предполагает неизбежности совершения преступления лицами с такими нарушениям. Важная роль принадлежит средовым влияниям. Как подчеркивает Ю.М. Антонян, конкретная ситуация никогда не может выступать в качестве причины преступления, преступные действия лиц с психическими аномалиями в большей степени, чем психически здоровых, обусловлены ситуационными факторами. Он объясняет это тем, что расстройства психики, приводя к заострению черт личности, в тоже время сужают ее адаптационные возможности, а это увеличивает количество ситуаций, в которых человек с такими расстройствами может вести себя дезадаптивно[1, с 41].

Интерес криминологии к психическим  аномалиям обусловлен тем, что такие  нарушения представляют собой психические  состояния, находящиеся на грани  психического здоровья и психической  болезни, но не исключают вменяемость, а, следовательно, лица с психическими аномалиями подвергаются наказанию, в  случае свершения ими противоправного  действа.

К числу наиболее распространенных расстройств психической деятельности, влияющих на преступное поведение  относятся: психопатия, алкоголизм, умственная отсталость в глубокой форме, шизофрения, остаточные проявления черепно-мозговых травм, органические заболевания центральной нервной системы.

Таким образом, аномалии психики оказывают влияние на механизм формирования противоправного поведения, выступают в качестве условия, ускоряющего процесс деградации личности, а также фактора, сказывающегося на выборе формы реакции на конфликтную ситуацию, на формирование специфической преступной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности преступности несовершеннолетних

3.1 Психологический  портрет несовершеннолетнего преступника

 

Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями  личности преступника.

Изучение личности несовершеннолетнего  преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений.

Наиболее полное определение  личности несовершеннолетнего преступника, охватывающее как внешние, так и  внутренние аспекты ее формирования, сформулировала А.И. Долгова. По ее мнению:  «тип криминогенной личности выражает определенную целостность социально-приобретенных устойчивых личностных характеристик, определяющим в нем является несоответствие сознания и деятельности ценностно-нормативной системе, признаваемой обществом и государством, что повышает вероятность совершения такой личностью преступления в сравнении с личностью, ведущей себя в тех же условиях устойчиво правомерно» [8].

  Главным при анализе личности преступника, как уже было отмечено выше, является возраст. Им обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, и также "физическая" возможность совершения определенных преступлений.

Для несовершеннолетних характерно не только интенсивное физическое развитие, но и большие психологические сдвиги, заключающиеся в наличии ряда кризисных состояний, глубоких качественных изменений в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений.

Основные характерные  черты лиц, совершающих насильственные преступления, — деформация системы базовых социальных ценностей, дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изнасилованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней десоциализированностью, стереотипизированностью асоциальных поведенческих схем, во многих случаях страдают алкоголизмом. Для их поведения характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний, примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средство разрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты — самооправдание ими своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства. 

Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие признаки:

- отсутствие интереса  к познавательной деятельности  и, связанная с семейной и педагогической запущенностью, когнитивная дефицитарность. При этом, как правило, отмечается хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;

- отсутствие способности  к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;

- стремление к получению  простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне.

Эта особенность может  сопровождаться стремлением к замещению  чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;

- неустойчивое настроение  со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, состоящим из безмотивного внутреннего напряжения в сочетании с неадекватным, аффективно усиленным реагированием по агрессивному типу на конфликтные ситуации;

-  выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;

          - индифферентное или пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;

- выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих поступков;

- повышенная подверженность  влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;

- раннее начало курения,  ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков).

Однако следует подчеркнуть, что личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. Так как причина криминального заражения части несовершеннолетних -  дефекты социализации, упущения в семейном воспитании неогражденность подростка от влияния криминальной среды невключённость подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный интерес к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентность. 

 

3.2 Особенности преступности несовершеннолетних 

   Преступность  несовершеннолетних,  будучи  обусловленной  общими  правилами  преступности имеет свои особенности. Они  в  основном  связаны  с  возрастными, психологическими и иными отличиями личности несовершеннолетних преступников и механизмом преступного поведения, проявлением и действием обстоятельств, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними; с динамикой, структурой их преступности, демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам.

Понятие личности преступника  определяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуют  субъекта преступления (указывают, кто  может быть таковым), так и признаками, отражающими особенности его  психологической сущности, содержащими  внутренние причины общественной опасности  личности.

Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые  проявляются в уровне и динамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны  с определенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в  обществе.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее  поддаются исправлению и в  итоге составляют основной резерв для  взрослой и рецидивной преступности.

Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно  опасные деяния, можно разделить  на следующие возрастные группы:

— малолетняя группа (до 14 лет);

— подростковая группа (от 14 до 16 лет);

— молодежная группа (от 16 до 18 лет).

             Выделяют четыре типа несовершеннолетних преступников:

  • Случайный – подросток, попадая в неудачную ситуацию, в силу случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неготовности к сопротивлению ситуации совершает противоправное деяние.
  • Неустойчивый – подросток попадает в соответствующую ситуацию и из-за своей неустойчивой направленности совершает преступление.
  • Отрицательный – у подростков данного типа преобладает отрицательная направленность личности, не достигшая уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим версиям.
  • Злостный – у таких несовершеннолетних устойчивая, доминирующая, антиобщественная направленность личности, которая обусловлена всем поведением данного лица.

Информация о работе Формирование личности несовершеннолетних преступников