Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:06, реферат
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.
Введение
Основная часть:
Неречевые формы коммуникаций
Речь как система сигналов
Периферические системы обеспечения речи
Мозговые центры речи
Речь и межполушарная асимметрия
Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
Заключение
Список литературы
Организация речевого
ответа. Предполагается, что у взрослого
человека, владеющего языком, восприятие
и произношение слов опосредуются внутренними
кодами, обеспечивающими фонологический,
артикуляторный, зрительный и семантический
анализ слова. Причем все перечисленные
коды и операции, осуществляемые на их
основе, имеют свою мозговую локализацию.
Клинические данные позволяют выстроить
следующую последовательность событий.
Заключенная в слове акустическая информация
обрабатывается в "классической"
слуховой системе и в других "неслуховых"
образованиях мозга (подкорковых областях).
Поступая в первичную слуховую кору (зону
Вернике), обеспечивающую понимание смысла
слова, информация преобразовывается
там для формирования программы речевого
ответа. Для произношения слова необходимо,
чтобы "образ", или семантический
код, этого слова поступил в зону Брока.
Обе зоны — Брока и Вернике связаны между
собой дугообразным пучком нервных волокон.
В зоне Брока возникает детальная программа
артикуляции, которая реализуется благодаря
активации лицевой зоны области моторной
коры, управляющей лицевой мускулатурой.
Однако, если слово поступает через зрительную
систему, то вначале включается первичная
зрительная кора. После этого информация
о прочитанном слове направляется в угловую
извилину, которая связывает зрительную
форму данного слова с его акустическим
сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь,
приводящий к возникновению речевой реакции,
такой же, как и при чисто акустическом
восприятии.
Речь и межполушарная асимметрия
Речевые функции
левого полушария. Речевые функции у правшей локализованы
преимущественно в левом полушарии и лишь
у 5% правшей речевые центры находятся
в правом. Большая часть леворуких — около
70% также имеют речевые зоны в левом полушарии.
Примерно у 15% речь контролируется правым
полушарием, а у оставшихся (около 15%) —
полушария не имеют четкой функциональной
специализации по речи.
Установлено, что левое полушарие обладает
способностью к речевому общению и оперированию
другими формализованными символами (знаками),
хорошо "понимает" обращенную к нему
речь, как устную, так и письменную и обеспечивает
грамматически правильные ответы. Оно
доминирует в формальных лингвистических
операциях, свободно оперирует символами
и грамматическими конструкциями в пределах
формальной логики и ранее усвоенных правил,
осуществляет синтаксический анализ и
фонетическое представление. Оно способно
к регуляции сложных двигательных речевых
функций, и обрабатывает входные сигналы,
по-видимому, последовательным образом.
К уникальным особенностям левого полушария
относится управление тонким артикуляционным аппарат
Однако, в отличие от правого полушария,
левое не различает интонации речи и модуляции
голоса, нечувствительно к музыке как
к источнику эстетических переживаний
(хотя и способно выделить в звуках определенный
устойчивых ритм) и плохо справляется
с распознаванием сложных образов, не
поддающихся разложению на составные
элементы. Так, оно не способно к идентификации
изображений обычных человеческих лиц
и неформальному, эстетическому восприятию
произведений искусства. Со всеми этими
видами деятельности успешно справляется
правое полушарие.
Модель обработки
речевых сигналов в слуховой системе
человека. Обобщенную модель взаимодействия
полушарий мозга в восприятии речи, разработанную
на основе метода дихотического тестирования,
предлагает В.П. Морозов (1988). Предположительно в каждом
полушарии мозга имеются два последовательных
блока: обработки сигналов и принятия
решения. Левополушарный блок обработки
выделяет сегменты сигнала, связанные
с лингвистическими единицами (фонемами,
слогами), определяет их характеристики
(спектральные максимумы, шумовые участки,
паузы) и осуществляет идентификацию сегментов.
Правополушарный блок обработки сопоставляет паттерн предъявляемого сигнала с хранящимися
в памяти целостными эталонами, используя
при этом информацию об огибающей сигнала,
соотношении между сегментами по длительности
и интенсивности, среднем спектре и др.
Эталоны хранятся в словаре в сжатой форме.
Словарь целостных эталонов организован
по ассоциативному типу, и поиск в нем
осуществляется на основе вероятностного
прогнозирования. На базе полученных результатов
блок принятия решения соответствующего
полушария формирует лингвистическое
решение.
Принципиальным является тот факт, что
в процессе обработки речевых стимулов
возможен обмен информацией: 1) между аналогичными
блоками обоих полушарий; 2) между блоками
обработки и принятия решения в каждом
из полушарий. Такой тип взаимодействия
обеспечивает промежуточную оценку и
открывает возможность коррекции. Кроме
того, согласно этой модели, каждое полушарие
способно самостоятельно осуществлять
распознавание сигнала, но для правого
полушария имеются ограничения, связанные
с величиной объема словаря целостных
эталонов.
Эта модель взаимодействия полушарий
мозга в процессе восприятия речи предполагает
параллельную обработку речевой информации
на основе разных принципов: левое полушарие
осуществляет посегментный анализ речевого
сигнала, правое использует целостный
принцип анализа на основе сравнения акустического
образа сигнала с хранящимися в памяти
эталонами.
Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
Межполушарные различия. В соответствии со второй концепцией
специализация полушарий существует уже
с момента рождения. У праворуких людей
она проявляется в виде заранее запрограммированной
способности нервного субстрата левого
полушария обнаруживать способность к
развитию речевой функции и определять
деятельность ведущей руки. Действительно
установлено, что уже у плода, т.е. задолго
до реального развития речевой функции,
можно обнаружить проявления межполушарной
асимметрии в морфологическом строении
будущих речевых зон.
У новорожденных имеются анатомические
различия между левым и правым полушариями
— сильвиева
борозда слева существенно больше, чем
справа. Этот факт свидетельствует о том,
что структурные межполушарные различия
в известной степени являются врожденными.
У взрослых людей структурные различия
проявляются главным образом в большей
величине площади зоны Вернике в височно-теменной области.
Данные о том, что асимметрия строения
мозга у новорожденных детей отражает
функциональные различия, были получены
при изучении электроэнцефалографических
реакций на звуки человеческой речи. Регистрация
электрической активности мозга у младенцев
при звуках человеческой речи показала,
что у 9 из 10 детей амплитуда реакции в
левом полушарии заметно больше, чем в
правом. При неречевых звуках — шуме или
аккордах музыки — амплитуда реакций
у всех детей была выше в правом полушарии.
Таким образом, исследования, проведенные
на детях первого года жизни, позволили
обнаружить признаки функциональной неравнозначности
полушарий к воздействию речевых стимулов
и подтвердить концепцию исходной "речевой"
специализации левого полушария у праворуких.
Перенос центров
речи. Однако клиническая практика
свидетельствует о высокой пластичности
полушарий мозга на ранних стадиях развития,
которая, в первую очередь, проявляется
в возможности восстановления речевых
функций при локальных поражениях левого
полушария путем переноса центров речи
из левого полушария в правое. Установлено,
что при повреждении речевых зон левого
полушария в ранний период жизни выполнение
их функций могут взять на себя симметричные
отделы правого полушария. Если по медицинским
показаниям у младенцев удаляют левое
полушарие, то развитие речи не прекращается
и, более того, — идет без видимых нарушений.
Развитие речи у младенцев с удаленным
левым полушарием оказывается возможным
благодаря переносу центров речи в правое
полушарие. В последующем стандартные
тесты, оценивающие уровень вербального
интеллекта, не выявляют существенных
различий в вербальных способностях оперированных
по сравнению со всеми остальными. Лишь
крайне специализированные тесты позволяют
выявить разницу речевых функций детей
с удаленным левым полушарием и здоровых:
оперированные в младенчестве дети обнаруживают
трудности при использовании сложных
грамматических конструкций.
Относительно полное и эффективное замещение
речевых функций оказывается возможным
только в том случае, если оно началось
на ранних стадиях развития, когда нервная
система обладает высокой пластичностью.
По мере созревания пластичность снижается и наступает
период, когда замещение становится невозможным.
Заключение:
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее. Вместе с тем, помимо коммуникативной функции, речь имеет отношение и к другим явлениям. Совершенно очевидна мнестическая функция речи, поскольку перевод информации в регистры первичной и вторичной памяти происходит при непременной ее вербализации. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция). В настоящее время установлена непосредственная связь речи и мышления (мыслительная функция).
Список литературы: