Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа
Счастье – одна из вечных тем гуманитарного знания, со времен античности служившая предметом психологических, философских, социологических изысканий. В связи с трансформационными процессами в Украине, которые явились причиной ряда социо-культурных изменений, социально-экономических преобразований и т.д., проблема личностного счастья, его достижения становится особенно актуальной для исследователя. В последние годы разрушаются барьеры политико-идеологических стереотипов, отделяющие нас не только от окружающего мира, но и от самих себя, собственных реальных проблем
Введение 3
1. Счастье как социально-философская и психологическая проблема 4
2. Счастье как научная категория 10
3. Проблема счастья на уровне обыденного сознания 18
4. Социально-психологические детерминанты счастья 22
Заключение 29
Литература 31
Фактор общей удовлетворенности может быть поделен на следующие компоненты: удовлетворенность в конкретных областях (например, работой, супружеством, здоровьем, собственной значимостью, компетентностью, самовыражением). Параметры благосостояния также акцентируют эмоциональную сторону счастья: чувство душевного подъема и другие положительные эмоции, о которых обычно говорят, характеризуя свое хорошее настроение в течение определенного времени. Третье важной величиной является психологический дистресс, который связан с удовлетворенностью обратной зависимостью. Измеряемая величина здесь основывается на представлениях о несчастье, угнетенности и раздраженности, степени беспокойства и тревожности. Особо внимательно следует отнестись к такому компоненту, как здоровье, который находится в тесной связи с другими и является одновременно и причиной и следствием этих величин.
В достижении счастья
- любовь и брак;
- друзья;
- исполнение социальной роли родителя;
- родственники и специфика взаимоотношений с ними;
- взаимоотношения на работе;
- соседи.
В зависимости от того, в какой мере эти показатели включенности индивида в систему социальных связей представлены в системе жизнедеятельности личности, и насколько они адекватны, можно также говорить о степени счастья личности.
Счастье, так же как душевное и физическое здоровье, увеличивается при наличии определенных социальных связей индивида; с их потерей и под влиянием других стрессовых ситуаций наступает состояние депрессии. Эти важные результаты характеризуются устойчивостью и имеют большое значение.
В качестве примера можно привести то, что женщина в браке, имеющая работу и детей менее подвержена депрессии, ибо, заботясь, может не так о муже, как о детях, она в отношении себя просто не имеет ни времени, да и сил на уныние, а благодаря материнскому инстинкту настроена на конструктивное решение возникающих проблем.
Психические расстройства провоцируются сильным стрессом и слабой социальной поддержкой. Так же, как и то, что в работе, для «натур творческих» желательна разнообразная и относительно сложная работа, тогда как другим предпочтительней будет стабильная работа.
Касаясь такого важного фактора личностного счастья, как работа, М.Аргайл проводит анализ влияния работы как сферы занятости индивида и источника материального благополучия на основе ряда показателей, среди которых на чувство счастья индивида оказывают влияние:
- заработная плата;
- сотрудники;
- руководство;
- возможности продвижения по службе;
- отношение к компании (организации).
Одним
из значимых показателей представляется
внутренняя удовлетворенность работой,
которая включает в себя степень
успешности трудовой деятельности, достижения,
признание и служебное
Что касается мотивации, то необходимо отметить, что мотивация выше при свободном выборе задачи и при наличии компетентности. Успех способствует получению большего удовлетворения от выполнения задачи и обеспечивает мотивацию для ее продолжения [Аргайл М. Психология счастья. С.70]. Вот почему для людей с высокой потребностью в успехе так значима компетентность, способность к результативным действиям; это в свою очередь повышает радость от процесса деятельности и усиливает включенность от поставленной задачи.
Во многих исследованиях одним из наиболее важных социальных компонентов удовлетворенности работой является фактор межличностных взаимоотношений. Этот фактор может быть и стимулирующим источником, и предпосылкой неудовлетворенности из-за возникающих разногласий.
Фактор
удовлетворенности работой
Еще одним фактором счастья, связанным с работой человека, является функциональный мотив - побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею (в форме потребления предмета или его создания) результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В „Никомаховой этике“ Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности — как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно–функциональные потребности), или психологические качества (душевно–функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В. Иерузалем. Учебник психологи.). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В. Штерн, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев). Р. Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д. Берлайн, Г. Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К. Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения „радостной поглощенности жизнью“, при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М. Вертгеймер, А. Маслоу и др.).
При типологическом анализе функциональных мотивов различают:
Еще одним важным компонентом при оценке удовлетворенности жизнью служит досуг, формы его организации, специфика социального досуга личности. Роль досуга как источника удовлетворенности объясняется тем, что он дает простор для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, способствует получению удовлетворения от общения, укреплению чувства идентичности.
Что касается именно психологических факторов, то на основании многих исследований с высокой долей вероятности предполагается устойчивая связь между таким типом личности как экстраверт и ощущением счастья. Экстраверсия, как известно, коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью, но не с отрицательным эмоциональным состоянием. Согласно мнению исследователей, индивиды, занятые «поиском ощущения» (что хорошо коррелирует с экстраверсией), наиболее часто испытывают ощущение радости [Аргайл М. Психология счастья. С. 168]. Общительность и широта социальных контактов ассоциируется со счастьем.
В литературе также можно встретить классификацию источников счастья, которые делятся на четыре группы:
Необходимым условием достижения личностного счастья является то, что эти источники были ценны для человека, вызывали в нём доверие и были доступны.
Таким образом, счастье как ценностная структура сознания имеет четко выраженную ориентацию на ценности личного благополучия (любовь, семья, радость) и потребности самореализации, которые образуют как бы два ее вершинных образования. Некоторые исследователи делают акцент на хорошем здоровье, другие – умение избегать неприятностей. Многие придерживаются того мнения, что счастье является как бы побочным продуктом тех или иных видов деятельности и устремлений и не может быть целью как таковой. Однако известно, что существуют методы регуляции эмоционального состояния, например, беспокойство снижается релаксацией и медитацией, возбуждение усиливается триллерами, аттракционами и т.д.
Счастье
- фундаментальная категория
Идея счастья содержит в себе значительный нормативно - ценностный аспект, выступая высшей ценностью, целью и нормой человеческой жизни.
В обыденном сознании счастье связывается, в основном, с терминальными ценностями, выражающими основные личностные убеждения, принципы и цели жизни. Ценность счастья как некая значимая для личности реальность, востребованная в процессе взаимодействия человека с миром, в психологическом плане выступает, прежде всего, в виде конкретных идеалов и жизненных целей, инициирующих и направляющих активность субъекта. Возможность реализовывать эти идеалы, цели, личные желания и тем самым привести в соответствие желаемое и насущное лежит в основе счастливой жизни.
В философии счастье связывается с личностными характеристиками человека как морального и культурного существа, способного совершать поступки, т.е. действия, которые не подчиняются законам естественной необходимости, а осуществляются по законам свободы. Счастье связано с творческой одаренностью и способностью достигать желаемые цели.
Люди ощущают себя счастливыми, если им удается разрешить свои внутренние конфликты и в той или иной степени достичь ощущения целостности своей личности. Чем меньше у личности расхождений между собственным представлением о самом себе (образом Я) и идеалом собственной личности (идеалом Я) либо между уровнем своих притязаний и достижениями, тем более счастлив этот человек.
Ф.Ницше: «тот, кто имеет зачем жить, вынесет любое как».