Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа
Счастье – одна из вечных тем гуманитарного знания, со времен античности служившая предметом психологических, философских, социологических изысканий. В связи с трансформационными процессами в Украине, которые явились причиной ряда социо-культурных изменений, социально-экономических преобразований и т.д., проблема личностного счастья, его достижения становится особенно актуальной для исследователя. В последние годы разрушаются барьеры политико-идеологических стереотипов, отделяющие нас не только от окружающего мира, но и от самих себя, собственных реальных проблем
Введение 3
1. Счастье как социально-философская и психологическая проблема 4
2. Счастье как научная категория 10
3. Проблема счастья на уровне обыденного сознания 18
4. Социально-психологические детерминанты счастья 22
Заключение 29
Литература 31
Ценность
теории А. Маслоу состоит в том, что
она охватывает в единой описательной
схеме широкий спектр разноплановых
потребностей, включая те, которые
относят к категории
Таким образом, достижения счастья зависит от внутренних факторов, среди которых надо отметить психологический тип личности, который проявляется в поведении личности в различных ситуациях, эмоциональную направленность, психическое здоровье в целом. Не менее важными для исследования феномена счастья (личностного счастья как субъективного ощущения удовлетворения) являются такие элементы структуры личности как потребности и ценности, которые, в свою очередь, обусловливают формирование смысложизненных ориентиров. Что касается факторов внешней среды, то в первую очередь следует отметить систему социальных связей личности, а также работу как возможность реализовать себя и источник материального благополучия. Особенности социо-культурных традиций, экономических отношений в обществе, где живет человек, также известным образом влияют на формирование смысложизненных ориентиров личности и способов достижения счастья.
Счастье не является прямой противоположностью несчастья. Основанием тому служит тот факт, что обнаружить и описать корреляционные связи между факторами еще не значит установить их направленность, выявить причинно-следственные зависимости [Аргайл М. Психология счастья. С. 20]. Это еще одно подтверждение двойственной природе счастья, которая говорит о том, насколько важны социо-культурная среда, в которой осуществляет свою деятельность индивид.
Психологи
свидетельствуют о том, что, если
человек реально использует не более
10% потенциала своего головного мозга,
то личность в целом также реализует
лишь незначительную часть своих возможностей.
Занимая творческую позицию по отношению
к собственной жизни, необходимо прилагать
осознанные усилия для расширения своего
психологического пространства.
Понятие «счастье» гораздо шире используется в обыденное создание каждой личности, чем в разработках ученых в разных областях научного знания.
В обыденном сознании нередко бытует убеждение о том, что основу счастья составляет материальный достаток. В связи с этим, немалый интерес представляют данные, свидетельствующие о том, что счастье непосредственно не связано с уровнем материального благосостояния, - своеобразное опровержение бытового здравого смысла. По мнению В. Татаркевича, «наивным кажется допущение, что люди могли бы быть счастливы пропорционально доходам, хотя благосостояние считается фактором счастья» [Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. С. 149].
Одни люди видят свое счастье в чувстве удовлетворенности, покое, ощущении своей полезности, материальной обеспеченности; другие – в развлечениях, удовольствиях, приятном времяпрепровождении. Т.е. способы достижения счастья и средства могут отличаться, но чувства, которые при этом испытывает индивид, одинаковы. Счастье как положительная эмоция достижима разными способами, и каждый индивидуален в выборе его достижения, но стремление к счастью – вот что объединяет людей в ходе их взаимодействия в социуме. Именно окружающая среда дает человеку ощущение счастья, поскольку только в обществе возможна оценка этого феномена; люди стремятся выглядеть счастливыми в глазах окружающих.
Ценность счастья как некая значимая для личности реальность, востребованная в процессе взаимодействия человека с миром, в психологическом плане выступает, прежде всего, в виде конкретных идеалов и жизненных целей, инициирующих и направляющих активность субъекта. Возможность реализовывать эти идеалы, цели, личные желания и тем самым привести в соответствие желаемое и насущное лежит в основе счастливой жизни [Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. С. 40].
В свою очередь, человек счастлив в той мере и постольку, поскольку воспринимает собственную насущную жизнь как желанную, отвечающую требованиям и стандартам своего ценностного сознания. Народная мудрость гласит: «Хочешь быть счастливым – будь им». Из этого подхода к проблеме счастья закономерно следует вопрос о его специфике в соотношении с другими фундаментальными человеческими ценностями, такими как любовь, добро, истина, свобода и т.д. В решении философской сути этого вопроса, в том числе и на уровне обыденного сознания, получила идея абсолютной ценности и верховенства счастья во всей иерархической структуре ценностного сознания личности. Согласно этой идее, счастье – не просто одна из ценностей, наряду с другими, и даже не одна из самых фундаментальных и ведущих, оно выступает как метаценность, подчиняющая и определяющая собой все другие. Следовательно, представление о самодостаточности и самообоснованности счастья, которое никогда не может быть средством ради чего-то другого, а всегда только – самоцелью, можно принять за постулат.
На
уровне обыденного сознания существует
некая эталонная система
1) ценности любви («любить и быть любимым»);
2) семьи («семейное благополучие, взаимопонимание с родными и близкими»);
3)
радости («умение радоваться
4)
самореализации и ощущения
5)
осознания своих связей и
6) личностного роста;
7)
потребности смысла жизни [
Таким образом, счастье в представлениях людей связывается в первую очередь с терминальными ценностями, выражающими основные личностные убеждения, принципы и цели жизни. В то же время круг «причастных» к нему ценностей достаточно широк и затрагивает разные стороны бытия и мироощущения человека.
Счастье
как ценностная структура сознания
выступает не только в форме идеальных
представлений, своеобразного эталона,
включенного в оценочные
И.М. Джидарьян считает, что типичными для счастливого человека являются следующие личностные качества (качества представлены в порядке убывания):
Особенно интересны для анализа качества несчастливого человека, полученные в результате исследования И.М. Джидарьян:
Как
видно, некоторые качества, характеризующие
несчастливых людей, совсем нетрадиционны,
что связано с менталитетом людей
в сфере межличностных
Главной характеристикой, отличающей счастливого человека от несчастливого, является чувство оптимизма и связанная с ним вера в лучшее будущее. Кроме того, «счастливые» отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, наличием смысла жизни. А вот материальный достаток, образованность, удачливость оказались лишь незначительно связаны с образом счастливого человека. Сам образ несчастливого человека, каким тот представлен в обыденном сознании, оказывается лишенным резких отрицательных черт, «скорее, наоборот, ему приписывается высокая нравственность и социально-этическая зрелость» [М.И. Воловикова. Первая книга о счастье… С.138]
Образ счастливого человека представлен в структурах обыденного сознания ярче, определеннее, чем несчастливого. И это закономерно, если учесть, что счастливые люди больше выделяются из своего окружения, они более заметны и интересны для других, их личность и жизнь притягивает внимание своей привлекательностью и заманчивостью, являясь часто примером подражания и объектом неизбежных сопоставлений и сравнений с самими собой.
В качестве структурных элементов феномена счастья можно выделить следующие:
1) эмоциональная составляющая, которая связана с чувствами и ощущениями, которые испытывает индивид в ходе жизнедеятельности;
2) содержательно-мотивационная составляющая, акцентирует внимание на мотивации человеческой деятельности. В частности, можно обратиться к теории о существовании двух контрастно отличающихся типах мотивации: первый определяется ориентацией на цели, второй – получением удовлетворения от деятельности как таковой;
3) ценностная составляющая, определяет ценностную направленность действий личности, а также обращает внимание на представления о счастье как ценности.
Существует
также подход к анализу структуры
счастья, который базируется на рассмотрении
условий возможности
К условиям счастья относятся внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся красота, удача, здоровье, материальное благополучие, социальная стабильность, любимая работа, наличие друзей, поддержка и любовь близких.
К внешним факторам относятся психическое здоровье, здравый смысл, доброжелательность и положительная эмоциональная направленность - альтруистическая, коммуникативная, эстетическая, познавательная и т.п.
Обычно,
люди переоценивают внешние факторы
счастья и недооценивают
К внутренним условиям счастья относится психологический тип личности, развитость эмоциональной сферы, способность адекватно оценивать свои индивидуальные возможности. Философы с древних времен подчеркивали важность внутренних факторов человеческого бытия и их относительную независимость от внешних условий.
М. Аргайл в своей книге «Психология счастья» предлагает социально-психологический анализ счастья, факторы которого выступают одновременно и как источники, и как условия, и как области удовлетворенности жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта. Эти факторы имеют социо-культурную обусловленность. Автор также фокусирует внимание на степени включенности индивида в систему социально-экономических отношений и трактует ее как показатель счастья.
В таком качестве автор рассматривает:
- систему социальных связей;
- работу;
- досуг;
- материальное благосостояние;
- образование;
- социальное положение;
- некоторые социально-демографические характеристики личности, которые поддаются замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворенностью жизнью.
Исследование, в основе которых лежало выявление составляющих благосостояния и счастья, свидетельствует о существовании двух в известной мере независимых друг от друга величин, которые соответствуют двум выделенным нами аспектам – эмоциональному и когнитивному. М.Аргайл [Аргайл М. Психология счастья. С. 28] говорит о трех аспектах счастья: