Феномен счастья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

Счастье – одна из вечных тем гуманитарного знания, со времен античности служившая предметом психологических, философских, социологических изысканий. В связи с трансформационными процессами в Украине, которые явились причиной ряда социо-культурных изменений, социально-экономических преобразований и т.д., проблема личностного счастья, его достижения становится особенно актуальной для исследователя. В последние годы разрушаются барьеры политико-идеологических стереотипов, отделяющие нас не только от окружающего мира, но и от самих себя, собственных реальных проблем

Оглавление

Введение 3
1. Счастье как социально-философская и психологическая проблема 4
2. Счастье как научная категория 10
3. Проблема счастья на уровне обыденного сознания 18
4. Социально-психологические детерминанты счастья 22
Заключение 29
Литература 31

Файлы: 1 файл

Феномен счастья.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Ценность  теории А. Маслоу состоит в том, что  она охватывает в единой описательной схеме широкий спектр разноплановых  потребностей, включая те, которые  относят к категории метапотребностей (это те потребности, которые вышли  за пределы базовых нужд и связаны с самореализацией, личностным развитием). Согласно А. Маслоу, ощущение счастья связано удовлетворением именно высших потребностей. Речь в данном случае идет о потребностях в смысле и целях жизни как содержательной основы счастья и возможности самореализации индивида в социуме.

      Таким образом, достижения счастья зависит  от внутренних факторов, среди которых  надо отметить психологический тип  личности, который проявляется в  поведении личности в различных  ситуациях, эмоциональную направленность, психическое здоровье в целом. Не менее важными для исследования феномена счастья (личностного счастья как субъективного ощущения удовлетворения) являются такие элементы структуры личности как потребности и ценности, которые, в свою очередь, обусловливают формирование смысложизненных ориентиров. Что касается факторов внешней среды, то в первую очередь следует отметить систему социальных связей личности, а также работу как возможность реализовать себя и источник материального благополучия. Особенности социо-культурных традиций, экономических отношений в обществе, где живет человек, также известным образом влияют на формирование смысложизненных ориентиров личности и способов достижения счастья.

      Счастье не является прямой противоположностью несчастья. Основанием тому служит тот факт, что обнаружить и описать корреляционные связи между факторами еще не значит установить их направленность, выявить причинно-следственные зависимости [Аргайл М. Психология счастья. С. 20]. Это еще одно подтверждение двойственной природе счастья, которая говорит о том, насколько важны социо-культурная среда, в которой осуществляет свою деятельность индивид.

      Психологи свидетельствуют о том, что, если человек реально использует не более 10% потенциала своего головного мозга, то личность в целом также реализует лишь незначительную часть своих возможностей. Занимая творческую позицию по отношению к собственной жизни, необходимо прилагать осознанные усилия для расширения своего психологического пространства. 

      3. Проблема счастья  на уровне обыденного сознания

 

      Понятие «счастье» гораздо шире используется в обыденное создание каждой личности, чем в разработках ученых в  разных областях научного знания.

      В обыденном сознании нередко бытует убеждение о том, что основу счастья  составляет материальный достаток. В связи с этим, немалый интерес представляют данные, свидетельствующие о том, что счастье непосредственно не связано с уровнем материального благосостояния, - своеобразное опровержение бытового здравого смысла. По мнению В. Татаркевича, «наивным кажется допущение, что люди могли бы быть счастливы пропорционально доходам, хотя благосостояние считается фактором счастья» [Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. С. 149].

      Одни  люди видят свое счастье в чувстве  удовлетворенности, покое, ощущении своей полезности, материальной обеспеченности; другие – в развлечениях, удовольствиях, приятном времяпрепровождении. Т.е. способы достижения счастья и средства могут отличаться, но чувства, которые при этом испытывает индивид, одинаковы. Счастье как положительная эмоция достижима разными способами, и каждый индивидуален в выборе его достижения, но стремление к счастью – вот что объединяет людей в ходе их взаимодействия в социуме. Именно окружающая среда дает человеку ощущение счастья, поскольку только в обществе возможна оценка этого феномена; люди стремятся выглядеть счастливыми в глазах окружающих.

      Ценность  счастья как некая значимая для  личности реальность, востребованная в процессе взаимодействия человека с миром, в психологическом плане  выступает, прежде всего, в виде конкретных идеалов и жизненных целей, инициирующих и направляющих активность субъекта. Возможность реализовывать эти идеалы, цели, личные желания и тем самым привести в соответствие желаемое и насущное лежит в основе счастливой жизни [Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. С. 40].

      В свою очередь, человек счастлив в  той мере и постольку, поскольку  воспринимает собственную насущную жизнь как желанную, отвечающую требованиям  и стандартам своего ценностного  сознания. Народная мудрость гласит: «Хочешь быть счастливым – будь им». Из этого подхода к проблеме счастья закономерно следует вопрос о его специфике в соотношении с другими фундаментальными человеческими ценностями, такими как любовь, добро, истина, свобода и т.д. В решении философской сути этого вопроса, в том числе и на уровне обыденного сознания, получила идея абсолютной ценности и верховенства счастья во всей иерархической структуре ценностного сознания личности. Согласно этой идее, счастье – не просто одна из ценностей, наряду с другими, и даже не одна из самых фундаментальных и ведущих, оно выступает как метаценность, подчиняющая и определяющая собой все другие. Следовательно, представление о самодостаточности и самообоснованности счастья, которое никогда не может быть средством ради чего-то другого, а всегда только – самоцелью, можно принять за постулат.

      На  уровне обыденного сознания существует некая эталонная система представлений  о счастье, в соответствии с которой  происходит оценка не только себя, но и  других людей по критерию «счастливый – несчастливый». В системе представлений о счастье, по результатам исследования             И.М. Джидарьян, абсолютный приоритет принадлежит:

      1) ценности любви («любить и быть любимым»);

      2) семьи («семейное благополучие, взаимопонимание с родными и близкими»);

      3) радости («умение радоваться жизни  и тому, что имеешь»);

      4) самореализации и ощущения полноты  жизни; 

      5) осознания своих связей и социальной  востребованности;

      6) личностного роста;

      7) потребности смысла жизни [Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. С. 43].

      Таким образом, счастье в представлениях людей связывается в первую очередь  с терминальными ценностями, выражающими  основные личностные убеждения, принципы и цели жизни. В то же время круг «причастных» к нему ценностей достаточно широк и затрагивает разные стороны бытия и мироощущения человека.

      Счастье как ценностная структура сознания выступает не только в форме идеальных  представлений, своеобразного эталона, включенного в оценочные системы  личности, но и в форме прототипов, олицетворяющих эти представления в образе конкретных людей.

      И.М. Джидарьян считает, что типичными  для счастливого человека являются следующие личностные качества (качества представлены в порядке убывания):

    1. общительность;
    2. доброжелательность;
    3. готовность прийти на помощь;
    4. уверенность в себе;
    5. порядочность;
    6. целеустремленность;
    7. благополучие в семье и личной жизни;
    8. ощущение смысла жизни [Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. С. 44].

      Особенно  интересны для анализа качества несчастливого человека, полученные в результате исследования И.М. Джидарьян:

    1. доброта;
    2. трудолюбие;
    3. общительность;
    4. образованность;
    5. эрудированность;
    6. внешняя красота;
    7. конфликтность;
    8. осторожность и боязнь риска;
    9. привычка жить сегодняшним днем [Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. С. 46].
 

      Как видно, некоторые качества, характеризующие  несчастливых людей, совсем нетрадиционны, что связано с менталитетом людей  в сфере межличностных отношений  и восприятии социальной действительности, а также с культурно-историческими традициями.

      Главной характеристикой, отличающей счастливого  человека от несчастливого, является чувство  оптимизма и связанная с ним  вера в лучшее будущее. Кроме того, «счастливые» отличаются уверенностью в себе, целеустремленностью, наличием смысла жизни. А вот материальный достаток, образованность, удачливость оказались лишь незначительно связаны с образом счастливого человека. Сам образ несчастливого человека, каким тот представлен в обыденном сознании, оказывается лишенным резких отрицательных черт, «скорее, наоборот, ему приписывается высокая нравственность и социально-этическая зрелость» [М.И. Воловикова. Первая книга о счастье… С.138]

      Образ счастливого человека представлен  в структурах обыденного сознания ярче, определеннее, чем несчастливого. И это закономерно, если учесть, что счастливые люди больше выделяются из своего окружения, они более заметны и интересны для других, их личность и жизнь притягивает внимание своей привлекательностью и заманчивостью, являясь часто примером подражания и объектом неизбежных сопоставлений и сравнений с самими собой.

      4. Социально-психологические детерминанты счастья

 

      В качестве структурных элементов  феномена счастья можно выделить следующие:

      1) эмоциональная составляющая, которая связана с чувствами и ощущениями, которые испытывает индивид в ходе жизнедеятельности;

      2) содержательно-мотивационная составляющая, акцентирует внимание на мотивации человеческой деятельности. В частности, можно обратиться к теории о существовании двух контрастно отличающихся типах мотивации: первый определяется ориентацией на цели, второй – получением удовлетворения от деятельности как таковой;

      3) ценностная составляющая, определяет ценностную направленность действий личности, а также обращает внимание на представления о счастье как ценности.

      Существует  также подход к анализу структуры  счастья, который базируется на рассмотрении условий возможности последнего: анализ внутренних и внешних факторов.

      К условиям счастья относятся внутренние и внешние факторы.

      К внутренним факторам относятся красота, удача, здоровье, материальное благополучие, социальная стабильность, любимая работа, наличие друзей, поддержка и любовь близких.

      К внешним факторам относятся психическое  здоровье, здравый смысл, доброжелательность и положительная эмоциональная направленность - альтруистическая, коммуникативная, эстетическая, познавательная и т.п.

      Обычно, люди переоценивают внешние факторы  счастья и недооценивают внутренние факторы.

      К внутренним условиям счастья относится  психологический тип личности, развитость эмоциональной сферы, способность адекватно оценивать свои индивидуальные возможности. Философы с древних времен подчеркивали важность внутренних факторов человеческого бытия и их относительную независимость от внешних условий.

      М. Аргайл в своей книге «Психология  счастья» предлагает социально-психологический  анализ счастья, факторы которого выступают  одновременно и как источники, и  как условия, и как области  удовлетворенности жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта. Эти факторы имеют социо-культурную обусловленность. Автор также фокусирует внимание на степени включенности индивида в систему социально-экономических отношений и трактует ее как показатель счастья.

      В таком качестве автор рассматривает:

      - систему социальных связей;

      - работу;

      - досуг;

      - материальное благосостояние;

      - образование;

      - социальное положение;

      - некоторые социально-демографические характеристики личности, которые поддаются замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворенностью жизнью.

      Исследование, в основе которых лежало выявление составляющих благосостояния и счастья, свидетельствует о существовании двух в известной мере независимых друг от друга величин, которые соответствуют двум выделенным нами аспектам – эмоциональному и когнитивному. М.Аргайл [Аргайл М. Психология счастья. С. 28] говорит о трех аспектах счастья:

    1. удовлетворенность и различные ее области;
    2. положительные эмоции;
    3. дистресс, включая тревожность и депрессию.

Информация о работе Феномен счастья