Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 00:43, реферат
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности
Психическое развитие личности обусловлено
разными факторами, предпосылками
и движущими силами. От того, насколько
мы их знаем и учитываем специфику
их проявления, зависит эффективность
правильного понимания всех индивидуальных
и социальных действий и поступков
человека.
1. Факторы психического развития личности.
Это то объективно существующее, что с
необходимостью определяет ее жизнедеятельность
в самом широком смысле этого слова. Факторы
психического развития личности могут
быть внешними и внутренними.
Внешними факторами выступают природно-географическая
среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная
деятельность.
Природно-географическая среда оказывает
большое влияние на развитие личности.
Известно, например, что выросшие на Крайнем
Севере люди более выдержанны, более организованны,
умеют ценить время и правильно относиться
к тому, чему их обучают.
Макросреда, т. е. общество в совокупности
всех его проявлений, также оказывает
большое влияние на формирование личности.
Так, человек, выросший в тоталитарном
обществе, как правило, развит и воспитан
не так, как представитель демократического
государства.
Микросреда, т. е. группа, микрогруппа,
семья и т. д., также является важной детерминантой
формирования личности. Именно в микросреде
закладываются важнейшие нравственные
и морально-психологические характеристики
человека, которые, с одной стороны, необходимо
принимать во внимание, а с другой — совершенствовать
или трансформировать в процессе обучения
и воспитания.
Общественно-полезная деятельность —
это труд, в условиях которого развивается
человек и формируются его важнейшие качества.
Внутренними факторами развития личности
выступают биогенетические особенности
личности и ее психики (анатомо-физиологические
и задатки).
Анатомо-физиологические особенности
личности — это: •специфика функционирования
ее нервной системы, выражающаяся в самых
разнообразных характеристиках: своеобразии
работы всей нервной системы, соотношении
процессов возбуждения и торможения в
коре головного мозга, проявлении темперамента,
эмоций и чувств, поведения и поступков
и т. д.; • характеристики, которые зависят
от анатомической и физиологической структуры
тела человека, оказывающей серьезное
влияние как на его психику и поведение,
так и подверженность последних воздействиям
обстоятельств и других людей. Например,
слабое зрение и слух человека, естественно,
сказываются на его действиях и поступках
и должны приниматься во внимание в процессе
общения и взаимодействия.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические
особенности организма, которые облегчают
развитие способностей. Такой, например,
задаток, как подвижная нервная система,
может способствовать развитию многих
способностей в любом виде деятельности,
связан¬ной с необходимостью адекватно
реагировать на смену ситуаций, быстро
перестраиваться на новые действия, менять
темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения
с другими людьми. А следовательно, это
может специфически проявляться и в ходе
совместной деятельности с ними и, безусловно,
должно приниматься во внимание.
2. Движущие силы психического развития
личности составляют следующие противоречия:
между потребностями личности и внешними
обстоятельствами, между ее возросшими
физическими способностями, духовными
запросами и старыми формами деятельности;
между новыми требованиями деятельности
и несформированными умениями и навыками.
3. Предпосылки психического развития
личности. Это то, что оказывает определенное
влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние
обстоятельства, от которых зависят особенности,
уровни ее психического, актуального и
ближайшего развития.
Уровни психического развития отражают
степень и показатели психического развития
человека (ребенка) в процессе и на различных
этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности
является показателем, характеризующим
способность человека выполнять различные
самостоятельные задания. Он свидетельствует
о том, какова обученность, навыки и умения
личности, какие ее качества и как развиты.
Уровень ближайшего развития личности
свидетельствует о том, что человек не
может выполнить самостоятельно, но с
чем он справляется с небольшой помощью
других.
Информация о работе Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности