Источники и движущие силы социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:24, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что общество является целостной системой, ему присуща способность к развитию. Она обусловлена сложным строением социальных систем, их открытостью и способностью к саморазвитию. В процессе постоянного взаимодействия культур, общества и природы, различных социальных слоев и институтов внутри конкретного общества, оно постоянно находится в условиях нестабильности и изменчивости.

Файлы: 1 файл

Источники и движущие силы социального развития.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ  СИСТЕМА. ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКОВ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

     Несмотря на то, что общество является целостной системой, ему присуща способность к развитию. Она обусловлена сложным строением социальных систем, их открытостью и способностью к саморазвитию. В процессе постоянного взаимодействия культур, общества и природы, различных социальных слоев и институтов внутри конкретного общества, оно постоянно находится в условиях нестабильности и изменчивости.

Социальное развитие (социальная динамика) – это качественные изменения общества, происходящие под воздействием внешних и внутренних факторов, которые характеризуются целостностью, упорядоченностью, имеют направленный характер. Социальное развитие включает в себя как внутреннюю трансформацию общественных явлений, так и внешние перемены. Пример внутренней трансформации – возникновение демократии как формы политического устройства в недрах древнегреческого общества. Пример внешней трансформации – распространение дзен-буддизма в США.

Социальная динамика предстает как рациональный и стихийный процесс одновременно. В общественной жизни деятельность отдельного человека имеет осознанную цель и план. Но, сталкиваясь др. с др., поступки людей могут приводить к таким изменениям в обществе, которые никем не предусматривались, и которых никто не желал.

Источники С.Д. –

-Рост  населения. Хорошее питание, здоровый образ жизни и т.д. приводят к увеличению численности населения. Это порождает необходимость нахождения новых способов обеспечения их продовольствием, жильем и т.д. Возможно, именно рост населения стал главным фактором развития земледелия и животноводства на Древнем Востоке.

- Адаптация к изменяющейся среде. Социальные бедствия могут вызвать радикальные изменения социальных структур. Есть предположение, что города Крита были разрушены в том числе из-за землетрясений. Высыхание Арала приводит к оттоку населения из близлежащих районов. Постоянная угроза затопления Голландии приводит к необходимости строительства дамб, новым техническим решениям (сейчас уже начинается проектирование домов и городов на  воде).

- Технология. Технические изобретения могут вызвать глубокие социальные перемены. Изобретение автомобиля способствовало развитию пригородов, появились новые способы отдыха. Книгопечатание – скорость распространение информации, способствовало достаточно быстрому сплочению групп общества благодаря развитию печатных листков (протестанты), а затем периодической печати. Паровая машина – промышленная революция, урбанизация.

- Культура. Исследования электро-маагнитных излучений привели к изобретению лампы накаливания, телеграфа, телефона, трамвая, которые в начале 20 в. существенно изменили образ жизни европейцев. Протестантская этика и дух капитализма.

- Социальные движения. Массовые расовые волнения 60-х привели к пересмотру отношения к негритянскому населению в США. Молодежные движения в 60-е способствовали переосмыслению ценностных ориентаций потребительского общества. Национально-освободительные движения 20 в. привели к обретению независимости многими государствами Африки и Азии.

- Потребности, мотивы, интересы и ценности людей. В марксизме при этом на первый план выдвигаются материальные потребности и экономические интересы.

 

  Формы общественных  преобразований:

  1. Прогресс – процесс последовательного усложнения структуры социокультурной системы с одновременным усилением ее дифференцированности и специализации подсистем. Проблема движущих сил (синергетика – реализация свойственной всякой открытой системе тенденции к саморазвитию) и критериев прогресса (эффективность технологий регуляции, коммуникации с т. зр. решения ими задач повышения и поддрежания интеграции об-ва и поддержания механизмов аккумуляции и трансляции опыта). Увеличение внутреннего разнообразия в системе как критерий прогресса.
  2. Регресс – переход от высшего к низшему: процессы деградации, понижения уровня организации, утрата способности выполнять определенные функции. Отдельные регрессивные изменения могут происходит в рамках общего прогрессивного изменения системы. С др. стор., нарастание регрессивных изменений системы в целом может сохранять прогресс некоторых ее частей. Пример. Русская культура начала 20 в.

 

Механизмы С.Д..:

  1. Эволюция – частичные постепенные устойчивые постоянные изменения общественных явлений.
  2. Революция – радикальное качественное изменение ядра общества, связанное с прерыванием коренной ломкой традиций.
  3. Реформа – сознательное организованное изменение отдельных сторон и явлений общественной жизни, не предполагающее отказа от базовых ценностей.

 

Динамика общества проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. Можно выделить такие основные типы С.Д., как социогенез (порождение новых социокультурных форм, интеграция их в социальную практику, а также формирование новых социокультурных систем),  трансляция традиций (обеспечение преемственности социального опыта и стабильности конкретных типов социальных систем), диффузия (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация (обновление, деградация, распад элементов и структур социоситсемы), системная трансформация (глобальные  преобразования социосистем).

 

Факторы С.Д.

  1. Физическая среда. Обычаи и уклад жизни отличаются в зависимости от климата. Др. пример. Коренное население Австралии занималось только охотой и собирательством, т.к. на материке не было ни растений, пригодных для регулярного выращивания, ни животных, которых можно бы было приручить. Первые цивилизации в основном возникли в очень плодородных районах, в дельтах рек. Общества, отрезанные от мира горными хребтами, пустынями, джунглями, оставались сравнительно неизменными в течение долгого времени. И все же влияние среды не столь фатально, как может показаться. Собиратели могли населять плодородные земли, а в плохом климате люди могли создавать продуктивную экономику.
  2. Политическая организация. Наличие разнообразных политических органов оказывает заметное воздействие на направление общественного развития. Важнейший фактор политического влияния – военная сила. Именно она сыграла фундаментальную роль в возникновении большинства традиционных государств и влияла на их дальнейшее выживание.
  3. Культурные феномены. Религия, стили мышления, сознания, природа системы коммуникаций. Изобретение письменности повлияло на социальные процессы сразу в нескольких планах: позволило вести записи, наладить более строгий учет материальных ресурсов, создать социальные органы большого масштаба. Письменность изменила восприятие прошлого, настоящего и будущего (сознание истории). Влияние лидерства. Юлий Цезарь, Ньютон. Лидер, способный проводить оригинальную и динамичную политику, привлекать на свою сторону массы или изменять традиционный способ мышления, способен совершить подлинный переворот в существующем порядке вещей.

Марксизм не отрицает природные факторы (биология человека, народонаселение, географическая среда  и т.д.). Они выступают как предпосылка, создающая возможность возникновения  и функционирования общества, а также задают определенные рамки его развитию. Еще большую роль играют общественные факторы (экономические, социальные, политические, духовные). Сорокин, Арон, Поппер, Фромм и др. в теории факторов отводили одинаковую роль природному, политическому, духовному и др. факторам общественного развития.

В новом подходе к  проблеме социальной динамики подчеркивается важность духовных (культурных) факторов, выдвигается идея обусловленности  институциональной структуры конкретного  общества его культурными традициями, политической обстановкой и положением общества в системе международных связей.

 

Движущие силы. В марксизме - труд, материально-производственная деятельность людей. Она является средством добычи материальных благ для жизни и развития, а также развивает сущностные силы человека.

Субъекты социальной динамики. Важно также ответить на вопрос о том, кто из субъектов общественной жизни играет более важную роль в развитии. Маркс отводил главную роль классам. Личность при этом отступала на второй план, хотя деятельность выдающихся личностей как творцов истории не игнорировалась. Но лидер всегда отражает интересы определенной группы, класса. (Современная психология видит эту ситуацию менее однозначной. Пример с ребенком-лидером в детском саду.)

 Противоположную позицию занимали Михайловский и Карлейль, отводившие главную роль именно выдающейся личности.

 Некоторый промежуточный  вариант демонстрирует концепция  Тойнби. В работе «Постижение  истории» ученый анализирует  процессы зарождения, роста и  упадка цивилизаций. Их возникновение связано с присутствием в обществе творческого меньшинства (элиты), зависит от окружающих условий, которые должны быть не слишком благоприятными, но и не слишком неблагоприятными.  Механизм рождения и развития цивилизации связан с вызовом обществу, который постоянно бросает ему природное и социальное окружение (суровый климат, частые землятресения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Рост цивилизации есть процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения общества, возвышение его системы ценностей и усложнение технологий. Рост цивилизации не сопровождается географической и экономической экспансией, техническим прогрессом, для него не свойственны внутренние социальные конфликты. На стадии роста оформляется структура цивилизации: творческое меньшинство и добровольно следующее за ним большинство общества (внутренний пролетариат) с соседними народами (внешний пролетариат). В это время ответы творческого меньшинства на вызовы среды неизменно успешны. На стадии упадка творческое меньшинство уже не способно справиться  с вызовом среды в силу недостатка созидательной силы, а большинство перестает копировать поведение элиты. Как следствие, происходит утрата социального единства. Для удержания своего прежнего положения господствующая элита вынуждена прибегать к насилию. В ответ растут движения протеста внутреннего пролетариата и нападения внешнего.

Политическая элита регулирует власть; культурная конструирует основные ценностные модели и смыслы деятельности; моральная и правовая формирует принципы солидарности и способствует созданию общественного доверия (такие виды элит выделены у Ш.Эйзенштадта, Ерасов С. 69). Все вместе эти элиты с помощью организационных, принудительных мер и смысловых систем обеспечивают регуляцию жизни общества.

Противоречие между  ортодоксией и гетеродоксией  – важная движущая сила истории  по Ясперсу и Эйзенштадту. «Сочетание возможности выбора К. принципов  и основ общественного строя, сопровождавшегося постоянной идейной борьбой вокруг такого выбора и конфликтами из-за необходиомсти его институционализации, все это создает динамику мировых цивилизаций» (С.100. См. этот вопрос в файле теория культуры (динамика К.) или у Ерасова с. 94-101).

Ортега-и-Гассет (с.8-9): «Лицо  истории, звучание времен не изменится  из-за того, что кто-то изобрел новую  идею или новое чувство, — как  не изменится цвет Атлантического океана из-за того, что художник-маринист омыл в нем свою кисть, вымазанную киноварью. Но если вдруг огромная людская масса усвоит эту идею и загорится этим чувством, арена истории, лик времен окрасятся в новый цвет. Так вот, огромные людские массы не принимают новой идеи, не загораются особым чувством не {9} потому, что им их не проповедуют. Нужно, чтобы идеи и чувства были у них уже сформированы, созрели, были им свойственны. Без этого глубокого, спонтанного предрасположения массы любой пророк останется пророком в пустыне».

«Потому исторические перемены требуют  появления таких людей, которые так или иначе отличались бы от тех, что были, — т. е. требуют смены поколений. Но в этой идее таятся неожиданная энергия и драматизм, поскольку в любом настоящим живут три поколения: молодежь, зрелые люди и старики. Это означает, что любая историческая действительность, любое "теперь" охватывает, строго говоря, три разных времени, три разных "теперь" или, иными словами, это настоящее заключает в себе три основные жизненные величины, сосуществующие в нем, хотят они этого или нет, связанные друг с другом, и поневоле — ведь они разные — в неизбежной вражде. "Теперь" это для одних двадцать, для других — сорок, а для третьих — шестьдесят лет; в этом вынужденном пребывании трех различных образов жизни в одном и том же "теперь" обнаруживаются динамичный драматизм, конфликт и коллизия, составляющие основу, исторической материи всякого действительного сосуществования.

Поколение — это мода на существование в целом, оставляющая  на человеке неизгладимую печать. У  некоторых первобытных народов  каждую группу ровесников можно узнать по татуировке. Узор на коже, который был в ходу во времена их отрочества, отпечатался на их бытии. "В этой фатальности, как и во всех фатальностях, есть мельчайшие отверстия, сквозь которые умеют ускользать некоторые гении. Есть люди, до старости сохраняющие неистощимую пластичность, неиссякаемую юность, благодаря чему они способны обновляться дважды и даже трижды {10} в жизни. Обычно такие люди играют роль предвестников, и новое поколение угадывает в них старших братьев, пришедших слишком рано.

Информация о работе Источники и движущие силы социального развития