Доминантность полушарий. Особенности творческого развития и обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

В реферате рассмотрены данные психопатологии относительно локализации функций больших полушарий, особенности восприятия левшей и правшей, также особенности творческого развития и обучения не только здоровых детей, но и детей с различными нарушениями.
Помимо вышесказанного, опираясь на специальную литературу, я привожу примеры, касающиеся проведения урока, досуга ребенка, и условия успешного его развития.

Оглавление

Введение
Конечный мозг. Особенности строения…………………………………4
1.1. ФАМ……………………………………………………………………6
1.2. Доминантность полушарий и леворуких и праворуких детей……...7
2. Особенности творческого развития
2.1. Способности и предпосылки их развития…………………………..16
2.2. Творческие способности……………………………………………..18
3. Особенности обучения……………………………………………………..21
3.1. Пути оптимизации обучения…………………………………………22
3.2. Индивидуализация обучения…………………………………………24
3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении……....25

Файлы: 1 файл

Доминантность полушарий.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Обучение зависит от трех факторов: от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который  подлежит усвоить, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, характер учения зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которую учитель применяет в каждом отдельном случае. Наконец, процесс учения зависит в немалой степени и от способностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т.е. условий, задаваемых извне.

Каковы задачи обучения в школе? Каковы основные стороны  этого сложного процесса?

Основные стороны процесса обучения сводятся к следующему:

  1. формирование у учащихся положительного отношения к учению
  2. усвоение системы знаний
  3. формирование способов выполнения соответствующей деятельности – умений и навыков
  4. умственное развитие учащихся – формирование у них потребности и умения самостоятельно пополнять и совершенствовать знания, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления
  5. воспитание в процессе обучения – формирование у учащихся убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, некоторых нравственных качеств, положительных мотивов поведения в процессе преподавания различных учебных предметов.

       

        3.1.Пути отптимизации обучения. Проблемное обучение.

 

Итак, основой обучения должно быть не запоминание учениками информации (хотя это тоже важная задача), которой их в изобилии снабжает учитель, а активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно приобретать знания.

Известный советский  психолог Л. С. Выготский сформулировал  положение о двух уровнях умственного  развития ребенка. Первый уровень, уровень  актуального развития – это наличный уровень подготовленности ученика. Он характеризуется тем, какие задания ученик может выполнять вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, - зона ближайшего развития, обозначает то, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи со стороны (наводящие вопросы, подсказки, общие указания и т.д.) Подчеркивая ведущую роль обучения для умственного развития, Л.С. Выготский считал, что бучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, т.е. чуть превосходить наличные возможности учащихся.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы. Это и составляет существо так называемого проблемного бучения. 

Как установили психологи, проблемное обучение имеет ряд преимуществ:

    1. оно учит мыслить логично, научно, творчески
    2. делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного мировоззрения
    3. содействует формированию прочных знаний, так как материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства и аргументации
    4. проблемное обучение воздействует на эмоциональную сферу школьников, формируя такие ценные чувства, как чувство уверенности в своих силах, радость и удовлетворение от напряженной умственной деятельности
    5. формирует у учащихся элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности
    6. активно формирует и развивает положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще .

 

3.2. Индивидуализация обучения

 

Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом его особенностей.

Рассмотрим, как происходит обычное обучение в классе. Класс  состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, арзной успеваемость. И отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти, разными интересами. Учитель часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения: «слабые» ученики, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости  ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних зданий. Можно сочетать с этой целью фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Иными словами, методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Выше мы рассмотрели  особенности обучения здоровых детей, далее как и в работе над  полушариями, мы разберем особенности  обучения детей с задержкой в  развитии.

 

 

3.3. Специальное  образование детей с трудностями  в обучении (задержка психического  развития)

 

Большую часть контингента  детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Понятие ЗПР употребляется  по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или  функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60-70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.

К этому времени был  накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории.

Некоторые особенности  развития младших школьников (недостаточная сформированной умственных операций, замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, низкая познавательная активность) позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.

По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции. Этот факт определил  необходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления их в школу.

Дошкольники с ЗПР  по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим  возрасту недостаточным развитием  внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

Возможность положительных  результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. С целью оказания специальной помощи в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Система комплексной помощи детям включает в себя:

- создание различных  моделей специальных образовательных  учреждений для детей данной  категории: дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;

- раннее выявление  детей, отстающих в развитии, удовлетворение  их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;

- совершенствование системы  медицинского, педагогического и  психологического диагностирования  с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;

- создание системы  лечебно-оздоровительной и профилактической  работы в условиях общеобразовательных  учреждений;

- нормативное и учебно-методическое  обеспечение практики образования детей с ЗПР;

-  разработку моделей  служб консультативной помощи  семье;

Кор-развив. работа с дошкольниками  ведется специалистами-дефектологами, воспитателями при участии семьи  ребенка. Адаптивная программа учитывает  состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направления: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.

Успех коррекционной  работы с ребенком с ЗПР и в  дошкольном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат такого бучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класса кор.-развив. Обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Л.И. Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова – Специальная педагогика, изд. «Академия», 2000
  2. В.А. Крутецкий – Психология, изд. Просвещение, 1986
  3. А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак – Общая психопатология, изд. Лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс», 2000
  4. Курс лекций для первой ступени педагогического образования, изд. Владос, 2006
  5. С. С. Ляпидевский – Невропатология, изд. Владос, 2000



Информация о работе Доминантность полушарий. Особенности творческого развития и обучения