Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:36, реферат
В реферате рассмотрены данные психопатологии относительно локализации функций больших полушарий, особенности восприятия левшей и правшей, также особенности творческого развития и обучения не только здоровых детей, но и детей с различными нарушениями.
Помимо вышесказанного, опираясь на специальную литературу, я привожу примеры, касающиеся проведения урока, досуга ребенка, и условия успешного его развития.
Введение
Конечный мозг. Особенности строения…………………………………4
1.1. ФАМ……………………………………………………………………6
1.2. Доминантность полушарий и леворуких и праворуких детей……...7
2. Особенности творческого развития
2.1. Способности и предпосылки их развития…………………………..16
2.2. Творческие способности……………………………………………..18
3. Особенности обучения……………………………………………………..21
3.1. Пути оптимизации обучения…………………………………………22
3.2. Индивидуализация обучения…………………………………………24
3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении……....25
Обучение зависит от трех факторов: от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который подлежит усвоить, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, характер учения зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которую учитель применяет в каждом отдельном случае. Наконец, процесс учения зависит в немалой степени и от способностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т.е. условий, задаваемых извне.
Каковы задачи обучения в школе? Каковы основные стороны этого сложного процесса?
Основные стороны процесса обучения сводятся к следующему:
3.1.Пути отптимизации обучения. Проблемное обучение.
Итак, основой обучения должно быть не запоминание учениками информации (хотя это тоже важная задача), которой их в изобилии снабжает учитель, а активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно приобретать знания.
Известный советский психолог Л. С. Выготский сформулировал положение о двух уровнях умственного развития ребенка. Первый уровень, уровень актуального развития – это наличный уровень подготовленности ученика. Он характеризуется тем, какие задания ученик может выполнять вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, - зона ближайшего развития, обозначает то, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи со стороны (наводящие вопросы, подсказки, общие указания и т.д.) Подчеркивая ведущую роль обучения для умственного развития, Л.С. Выготский считал, что бучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, т.е. чуть превосходить наличные возможности учащихся.
Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы. Это и составляет существо так называемого проблемного бучения.
Как установили психологи, проблемное обучение имеет ряд преимуществ:
3.2. Индивидуализация обучения
Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом его особенностей.
Рассмотрим, как происходит обычное обучение в классе. Класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, арзной успеваемость. И отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти, разными интересами. Учитель часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения: «слабые» ученики, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.
Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних зданий. Можно сочетать с этой целью фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Иными словами, методы обучения должны быть различными, варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Выше мы рассмотрели особенности обучения здоровых детей, далее как и в работе над полушариями, мы разберем особенности обучения детей с задержкой в развитии.
3.3. Специальное
образование детей с
Большую часть контингента
детей с трудностями в обучении
составляет группа, которую определяют
как «дети с задержкой
Понятие ЗПР употребляется
по отношению к детям с
Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60-70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.
К этому времени был
накоплен значительный опыт дифференциальной
диагностики и обобщен
Некоторые особенности развития младших школьников (недостаточная сформированной умственных операций, замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, низкая познавательная активность) позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.
По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления их в школу.
Дошкольники с ЗПР
по сравнению с нормально
Возможность положительных результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. С целью оказания специальной помощи в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Система комплексной помощи детям включает в себя:
- создание различных
моделей специальных
- раннее выявление
детей, отстающих в развитии, удовлетворение
их особых образовательных
- совершенствование системы
медицинского, педагогического и
психологического
- создание системы
лечебно-оздоровительной и
- нормативное и учебно-
- разработку моделей служб консультативной помощи семье;
Кор-развив. работа с дошкольниками
ведется специалистами-
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат такого бучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класса кор.-развив. Обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду.
Список используемой литературы:
Информация о работе Доминантность полушарий. Особенности творческого развития и обучения